Взаимосвязи адаптированности и когнитивно-поведенческих качеств личности (на примере российских и китайских студентов-первокурсников)

Авторы

  • Елена Ивановна Петанова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Цзинцзин Лю Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Изучены взаимосвязи адаптированности, толерантных установок, копинг-стратегий и операций самоуправления у 93 российских и 127 китайских студентов первого курса экономического факультета СПбГУ и Пекинского государственного университета. В группе китайских респондентов выявлено большее число взаимосвязей адаптированности и операций самоуправления (планирование, самоконтроль, анализ противоречий) и  копинг-стратегий (поиск социальной поддержки, вступление в  социальный контакт, непрямые действия), по сравнению с группой российских респондентов.

Ключевые слова:

адаптированность, коммуникативная толерантность, способность самоуправления, копинг стратегии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Даниленко О. И., Ли Ц., Сюй И. Адаптированность китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая «Психологические аспекты межкультурной адаптации» / под общей ред. В. В. Калиты. Владивосток: Дальнаука, 2015. С. 90–110.

Yuan W. Academic and Cultural Experiences of Chinese Students at an American University: A Qualitative Study // Intercultural Communication Studies XX. 2011. Vol. 1. P. 141–157.

Ван С. Факторы адаптации китайских студентов к обучению на родине и за рубежом // Материалы конференции «Ананьевские чтения – 2015». СПб.: СПбГУ, 2015. С. 158–159.

Лю Ц., Петанова Е. И. Особенности проявления феномена фрустрационной толерантности у российских и китайских студентов (на примере студентов СПбГУ и Пекинского государственного университета) // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. Т. 2. С. 180–186.

Бойко В. В. Коммуникативная толерантность в межличностных отношениях // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. СПб.: Питер, 2004. С. 13–21.

Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология: учеб. пособие. Казань: Издательство Казан. университета, 1991. C. 140.

Хобфолл С. Опросник «SACS». URL: http://pksuvu.ru/sites/default/fi les/course_materials/ Metodika_SACS.pdf (дата обращения: 21.10.13).

Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. С. 457–465.

Петанова Е. И., Бордовская Н. В., Лю Ц. Сравнительный анализ адаптированности студентов-первокурсников к условиям образовательной среды (на примере Пекинского и СанктПетербургского университетов) // Вестник Тверского государственного университете. Серия: психология и педагогика. 2015. Вып. 4. С. 95–102.

Лю Ц., Петанова Е. И. Коммуникативная толерантность студентов как ресурс их адаптированности к условиям обучения в вузе // Материалы конференции «Психология человека в условиях здоровья и болезней». Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2015. С. 133–138.

Петанова Е. И., Лю Ц. Кросс-культурные аспекты выделения задачи психологического сопровождения первокурсников СПбГУ (россиян и китайцев) // Сборник материалов конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования». Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014. С. 411–417.

Сомова Н. В. Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов в контексте копинговых стратегий поведения // Социально-гуманитарные науки. Ученые записки. 2014. № 14. С. 199–202. URL: http://elib.rshu.ru/fi les_books/pdf/14-19.pdf (дата обращения: 26.11.2015).

Chen H. Moral note of melancholy and thought. Beijing: Sino-Culture Press, 1999, 257 p. (in Chinese).

Li C., Wang W., Qiu S. Relationship of social adaptation and self-regulation of Students [J] // Tangshan: “Chinese Journal of Health Psychology” press , 2010, N 4, 478–480 p. (in Chinese).

Исследовательский потенциал студента: монография / под ред. акад. РАО Н. В. Бордовской. М.: Русайнс, 2015. 264 c.

Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности (субъектный подход): дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2001. 393 с.


References

Danilenko O. I., Li C., Sui I. Adaptirovannost' kitaiskikh studentov na raznykh etapakh obucheniia v vuzakh Rossii i Kitaia «Psikhologicheskie aspekty mezhkul'turnoi adaptatsii» [The Adaptability of Chinese students on diff erent stages of training in higher educational institutions of Russia and China, “Psychological aspects of cross-cultural adaptation”]. Ed. by V. V. Kalita. Vladivostok, Dal’nauka Publ., 2015, pp. 90–110. (In Russian)

Yuan W. Academic and Cultural Experiences of Chinese Students at an American University: A Qualitative Study. Intercultural Communication Studies XX, 2011, vol. 1, pp. 141–157.

Van S. [The factors of adoptation of the Chinese students to learning at home and abroad]. Materialy konferentsii «Anan'evskie chteniia — 2015» [Materials of the conference “Anan’evskij Tchtenia — 2015”]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2015, pp.158–159. (In Russian)

Liu C., Petanova E. I. [Peculiarities of the phenomenon of frustration tolerance in Russian and Chinese students (on example of students of St. Petersburg State University and the Beijing State University)]. Nauchnye issledovaniia vypusknikov fakul'teta psikhologii SPbGU [In Scientific Studies of the graduates of the Psychology faculty of SPSU]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2014, vol. 2, pp. 180–186. (In Russian)

Boyko V. V. [Communicative tolerance in interpersonal relations]. Obozrenie psikhiatrii i meditsinskoi psikhologii [Review of Psychiatry and Medical Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. pp. 13–21. (In Russian)

Peisakhov N. M., Shevtsov M. N. Prakticheskaia psikhologiia: ucheb. posobie [Practical Psychology: Textbook]. Kazan, Kazan Univ. Publ., 1991, 140 p. (In Russian)

Khobfoll S. Oprosnik «SACS» [Questionnaire «SACS» ]. Available at: http://pksuvu.ru/sites/default/ fi les/course_materials/Metodika_SACS.pdf (accessed 21.10.13). (In Russian)

Prakticheskaia psikhodiagnostika. Metodiki i testy: ucheb. posobie [Practical psychodiagnostics. Procedures and tests: Textbook]. Ed. by D. Y. Raigorodskiy. Samara, Izdatel'skii dom «BAKhRAKh», 1998, pp. 457– 465. (In Russian)

Petanova E. I., Bordovskaya N. V., Liu C. Sravnitel'nyi analiz adaptirovannosti studentov-pervokursnikov k usloviiam obrazovatel'noi sredy (na primere Pekinskogo i Sankt-Peterburgskogo universitetov) [Comparative analysis of adaptation of fi rst-year students to the conditions of educational environment (on example of Beijing and St. Petersburg State University)]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universitete. Seriia psikhologiia i pedagogika [Vestnik of the Tver State University. Series Psychology and Pedagogy], 2015, issue 4, pp. 95–102. (In Russian)

Liu C., Petanova E. I. [Communicative Tolerance in students as a resource for their adaptation to training conditions in high school]. Materialy konferentsii «Psikhologiia cheloveka v usloviiakh zdorov'ia i boleznei» [Proceedings of the conference “Human Psychology in conditions of health and disease”]. Tambov, TROO «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2015, pp. 133–138. (In Russian)

Petanova E. I., Liu C. [Cross-cultural aspects of the problem of psychological support of St. Petersburg State University fi rst-year students (the Russians and Chinese)]. Sbornik materialov konferentsii «Innovatsionnyi potentsial sub"ektov obrazovatel'nogo prostranstva v usloviiakh modernizatsii obrazovaniia» [Collection of materials of the conference “Innovation potential of subjects of educational space in the conditions of modernization of education”]. Rostov-na-Donu, IuFU Publ., 2014, pp. 411–417. (In Russian)

Somova N. V. Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsii inostrannykh studentov v kontekste kopingovykh strategii povedeniia [Features of social-psychological adaptation of foreign students in the context of coping strategies of behavior]. Sotsial'no-gumanitarnye nauki. Uchenye zapiski [Social and Humanities. Scientific notes], 2014, no. 14, pp.199–202. Available at: http://elib.rshu.ru/fi les_books/ pdf/14-19.pdf (accessed 26.11.2015). (In Russian)

Chen H. Moral note of melancholy and thought. Beijing, Sino-Culture Press, 1999, 257 p. (In Chinese)

Li C., Wang W., Qiu S. Relationship of social adaptation and self-regulation of Students [J]. Tangshan: “Chinese Journal of Health Psychology” press, 2010, no. 4, pp.478–480. (In Chinese)

Issledovatel'skii potentsial studenta: monografiia [The research potential of the student: a monograph]. Ed. by Bordovskaya. Moscow, Rusains Publ., 2015. 264 p. (In Russian)

Posokhova S. T. Psikhologiia adaptiruiushcheisia lichnosti (sub"ektnyi podkhod). Dis. d-ra psikhol. nauk [Psychology of adaptable personality (subjective approach). Dis. Dr. Psychol. Sciences]. St. Petersburg, 2001. 393 p. (In Russian)

Опубликован

01.08.2016

Как цитировать

Петанова, Е. И., & Лю, Ц. (2016). Взаимосвязи адаптированности и когнитивно-поведенческих качеств личности (на примере российских и китайских студентов-первокурсников). Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (2), 59–66. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/3785

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии