Позитивные и негативные аспекты перфекционистских установок студентов

Авторы

  • Лин Гао Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Людмила Борисовна Киселева Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Российская Федерация
  • Андрей Дмитриевич Наследов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Александр Натанович Шамаев Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.201

Аннотация

Описываются процедура и результаты исследования позитивных и негативных аспектов перфекционистских установок студентов-психологов. Исследование осуществлялось на выборке студентов бакалавриата и магистратуры факультета психологии СПбГУ. Впервые обнаружены значимые положительные связи перфекционистских установок «высокие стандарты и притязания» с познавательной мотивацией, социальными навыками и социально-психологической адаптацией, что подтверждает их конструктивный характер. Перфекционистские установки «критическое отношение к себе и сомнения в собственных силах» и «постоянное сравнение себя с другими при ориентации на самых успешных» отрицательно сказываются на адаптации, социальных навыках и социальном осознании, что подтверждает дезадаптивность данных установок. Исследование подтвердило трехфакторную структуру «Опросника перфекционизма», ранее адаптированного нами для студентов технических вузов, которая воспроизводится без изменений в различных половозрастных выборках как студентов технических вузов, так и студентов-психологов.

Ключевые слова:

«Опросник перфекционизма», позитивные перфекционистские установки студентов, мотивация, социальный интеллект, адаптация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References

Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 29. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 06.01.2017).

Flett G.L., Hewitt P.L. Chapter 21. Measures of Perfectionism // Measures of Personality and Social Psychological Constructs. New York: Academic Press, 2015. P. 595–618.

Smith М.М., Saklofske D.H., Yan G., Sherry S.B. Perfectionistic strivings and perfectionistic concerns interact to predict negative emotionality: Support for the tripartite model of perfectionism in Canadian and Chinese university students // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 81. P. 141–147.

Талаш Е.Ф. Отражение феномена перфекционизма в российских научных публикациях // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. 2012. Вып. 11. С. 79–87.

Gaudreau P. The 2×2 model of perfectionism: Commenting the critical comments and suggestions of Stoeber (2012) // Personality and Individual Differences. 2013. Vol. 55. P. 351–355.

Rice K.G., Ashby J. S. An efficient method for classifying perfectionists // Journal of Counseling Psychology. 2007. Vol. 54. P. 72–85.

Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 6. С. 93–102.

Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72–81.

Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.

Киселева Л.Б. Уровень перфекционизма у студентов с различной успеваемостью по английскому языку // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11 (55). С. 427–441. URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 21.10.2016).

Наследов А.Д., Киселева Л.Б. Адаптация «Опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов // Веcтник СПбГУ. Серия 16. Психология. 2016. Вып. 3. С. 44–64.

Реан А.А. Психология подростка. Полное руководство. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432 с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 513–515.

Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта TROMSØ для российских школьников // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. Вып. 4. С. 5–21.

Наследов А.Д. IBM SPSS 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

Наследов А.Д., Лин Г. Мотивация формирования научно-профессиональных понятий курса «Математические методы в психологии» у студентов-психологов в России и Китае // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. № 2. С. 55–66.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев: ПАН Лтд, 1994. 288 с.

Купер К. Индивидуальные различия. М.: Аспект Пресс, 2000. 527 с.

Suh N., Gnilka P.B., Rice K.G. Perfectionism and well-being: A positive psychology framework // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 111, no. 1. P. 25–30.

Li Y., Lan J., Ju C. Achievement motivation and attributional style as mediators between perfectionism and subjective well-being in Chinese university students // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 79. P. 146–151.

Gong X., Fletcher K.L., Paulson S.E. Perfectionism and emotional intelligence: A test of the 2 × 2 model of perfectionism // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 106. P. 71–76.

Burnam А. Komarraju M., Rachel Hamel R., Dustin R.Nadler D.R. Do adaptive perfectionism and self-determined motivation reduce academic procrastination? // Learning and Individual Differences. 2014. Vol. 36. P. 165–172.

Wigert B. Reiter-Palmon R., Kaufman J.C., Silvia P.J. Perfectionism: The good, the bad, and the creative // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46, no. 6. P. 775–779.

Stoeber J., Philip J., Corrb P.J. A short empirical note on perfectionism and flourishing // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 90. P. 50–53.

Stoeber J., Mutinelli S., Corr P.J. Perfectionism in students and positive career planning attitudes // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. P. 256–259.


References

Iasnaia V.A., Enikolopov S.N. Sovremennye modeli perfektsionizma [Contemporary models of perfectionism]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological studies], 2013, vol. 6, no. 29, p. 1. Available at: http://psystudy.ru (accessed: 06.01.2017). (In Russian)

Flett G.L., Hewitt P.L. Chapter 21. Measures of Perfectionism. Measures of Personality and Social Psychological Constructs. New York, Academic Press, 2015, pp. 595–618.

Smith М.М., Saklofske D.H., Yan G., Sherry S.B. Perfectionistic strivings and perfectionistic concerns interact to predict negative emotionality: Support for the tripartite model of perfectionism in Canadian and Chinese university students. Personality and Individual Differences, 2015, vol. 81, pp. 141–147.

Talash E.F. Otrazhenie fenomena perfektsionizma v rossiiskikh nauchnykh publikatsiiakh [Тhe phenomenon of perfectionism in Russian scientific publications]. Vestnik of Baltic Federal University after I.Kant. 2012, no. 11, pp. 79–87. (In Russian)

Gaudreau P. The 2×2 model of perfectionism: Commenting the critical comments and suggestions of Stoeber (2012). Personality and Individual Differences, 2013, vol. 55, рр. 351–355.

Rice, K.G., Ashby, J. S. An efficient method for classifying perfectionists. Journal of Counseling Psychology, 2007, vol. 54, рр. 72–85. 7. Garanian N.G., Iudeeva T.Iu. Struktura perfektsionizma u patsientov s depressivnymi i trevozhnymi rasstroistvami [The structure of perfectionism among patients with depressive and anxiety disorders]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2009, vol. 30, no. 6, pp. 93–102. (In Russian)

Garanian N.G., Andrusenko D.A., Khlomov I.D. Perfektsionizm kak faktor studencheskoi dezadaptatsii [Perfectionism as a factor of student maladjustment]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2009, no. 1, pp. 72–81. (In Russian)

Moskova M.V. Lichnostnye faktory emotsional’noi dezadaptatsii studentov. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Personal factors of emotional maladjustment of students. Thesis of PhD]. Moscow, 2008. 25 p. (In Russian)

Kiseleva L.B. Uroven’ perfektsionizma u studentov s razlichnoi uspevaemost’iu po angliiskomu iazyku [The level of perfectionism among students with different academic performance in English]. Sovremennye issledovaniia sotsial’nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of socialproblems (electronic scientifi c journal) ], 2015, no. 11 (55), pp. 427–441. Available at: www.sisp.nkras.ru (accessed: 21.01.2016). (In Russian)

Nasledov A.D., Kiseleva L.B. Adaptation of the “Perfectionism questionnaire” to diagnose perfectionist attitudes among first-year technical university students. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, 2016, issue 3, pp. 44–64.

Rean A.A. Psihologija podrostka. Polnoe rukovodstvo. [The psychology of a teenager. Full guide]. SPb., Prajm-evroznak. 2003. 432 p.

Stoliarenko L.D. Osnovy psikhologii. Praktikum [Fundamentals of psychology. Workshop]. Rostov-on-Don, 2005, pp. 513–515. (In Russian)

Osnickij A.K. Opredelenie harakteristik social'noj adaptacii [Determination of the characteristics of social adaptation]. Psihologija i shkola [Psychology and school]. 2004, no. 1. pp. 43–56.

Nasledov A.D., Semenov V.Y. Modifikacija shkaly social'nogo intellekta TROMSO dlja rossijskih shkol'nikov [Modification of the TROMSO social intelligence scale for the Russian school pupils]. Vestnik Saint-Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Education, 2015, Issue 4, pp. 5–21. (In Russian)

Nasledov A.D. IBM SPSS 20 i AMOS: professional’nyi statisticheskii analiz dannykh [IBM SPSS 20 and AMOS: professional statistical data analysis]. St. Petersburg, Piter Publ., 2013. 416 p. (In Russian)

Nasledov A.D., Lin G. Motivacija formirovanija nauchno-professional'nyh ponjatij kursa “Matematicheskie metody v psihologii” u studentov-psihologov v Rossii i Kitae [The motivation of forming a scientific and professional concepts in the course “Mathematical methods in psychology” among psychology students in Russia and China]. Vestnik of Tver’ State University. Series: Pedagogy and Psychology, 2016, no. 2, pp. 55–66. (In Russian)

Klein P. Spravochnoe rukovodstvo po konstruirovaniiu testov [Reference guide to designing tests]. Kiev, PAN Ltd. 1994, 288 p. (In Russian)

Kuper K. Individual'nye razlichiia [Individual differences]. Moscow, Aspekt Press, 2000. 527 p. (In Russian)

Suh N., Gnilka P.B., Rice K.G. Perfectionism and well-being: A positive psychology framework. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 111, no. 1, рр. 25–30.

Li Y., Lan J., Ju C. Achievement motivation and attributional style as mediators between perfectionism and subjective well-being in Chinese university students. Personality and Individual Differences, 2015, vol. 79, рр. 146–151.

Gong X., Fletcher K.L., Paulson S.E. Perfectionism and emotional intelligence: A test of the 2 × 2 model of perfectionism. Personality and Individual Differences, 2017, vol. 106, рр. 71–76.

Burnam А., Komarraju M., Rachel Hamel R., Dustin R., Nadler D.R. Do adaptive perfectionism and self-determined motivation reduce academic procrastination? Learning and Individual Differences, 2014, vol. 36, рр. 165–172.

Wigert B., Reiter-Palmon R., Kaufman J.C., Silvia P.J. Perfectionism: The good, the bad, and the creative. Journal of Research in Personality, 2012, vol. 46, no. 6, рр. 775–779.

Stoeber J., Philip J., Corrb P.J. A short empirical note on perfectionism and flourishing. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 90, рр. 50–53.

Stoeber J., Mutinelli S., Corr P.J. Perfectionism in students and positive career planning attitudes. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 97, рр. 256–259.

Загрузки

Опубликован

18.08.2017

Как цитировать

Гао, Л., Киселева, Л. Б., Наследов, А. Д., & Шамаев, А. Н. (2017). Позитивные и негативные аспекты перфекционистских установок студентов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 7(2), 115–127. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.201

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии