Ценности китайских студентов: значимость и доступность

Авторы

  • Ольга Ивановна Даниленко Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Идань Сюй Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

Цель исследования — выявить соотношение значимости и доступности ценностей китайских студентов с учетом их места в ценностной иерархии студентов. Опрошено 722 человека от 18 до 25 лет, проходивших обучение в вузах крупных городов Китая. Использована модифицированная для китайской выборки методика «Уровень соотно- шения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой. Для анализа данных использованы писательные статистики, показатель ранговой корреляции rs Спирмена, t-критерий Стьюдента. Выявлены приоритетные ценности по их значимости и доступности. В числе наиболее значимых ценностей — благополучие семьи, счастье и материально обеспеченная жизнь. Наименее значимые ценности — любовь, продуктивная жизнь, общественное признание. В числе наиболее доступных ценностей — благополучие семьи, свобода и самоуважение. Наименее доступные ценности — любовь, общественное признание, жизненная мудрость. Анализ ценностей, занимающих места в верхней и нижней зонах иерархий, позволяет утверждать, что их распределение как по значимости, так и по доступности во многом объясняется особенностями выборки: культурными традициями, носителями которых являются китайские студенты, особенностями воспитания в условиях семьи с одним ребенком, а также их статусом учащихся высших учебных заведений. Выявлена высокая степень согласованности всех включенных в опросник ценностей по их значимости и доступ- ности. Полученные данные позволяют сделать вывод о гармоничности ценностно- смысловой сферы у китайских студентов, обучающихся на родине.

Ключевые слова:

китайские студенты, ценностно-смысловая сфера, ценность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Лебедева Н. М. Влияние ценностей на отношение к инновациям в России и Китае // Общественные науки и современность. 2010. № 3. С. 37–49.

Кан А. Ю., Бубновская О. В. Особенности картины рассогласования мотивационно-личностной сферы китайской и русской молодежи (на примере студентов ВГУЭС) // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. С. 221–225.

Кочарян А. С., Макаренко А. А., Ван Сяо Лун. Соотношение ценности — доступности в разных жизненных сферах китайских студентов // Перспективы науки и образования: Международный электронный научный журнал. 2015. № 1 (13). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/12/pdf_150115.pdf (дата обращения: 01.12.2017).

Сапожникова Е. Е. Общие и семейные ценности русских, корейских и китайских студентов Дальневосточного федерального университета // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12 (1). С. 147–151. URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=35228 (дата обращения: 11.12.2017).

Даниленко О. И., Ли Ц., Сюй И. Ценности современных китайских и российских студентов: сравнительный анализ приоритетов // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 50–60.

Анцупов П. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учеб. для вузов. 5-е изд. СПб.: Питер, 2013. 512 с.

Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 1. С. 107–117.

Фанталова Е. Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/files/58926/psyclin_2013_1_Fantalova.pdf (дата обращения: 01.12.2017).

Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 141 с.

Красильников А. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал: автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2005. 23 с.

Никуленкова О. Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2009. 23 с.

Салихова Н. Р. Ценностно-смысловая регуляция жизнедеятельности субъекта: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Казань, 2011. 45 с.

Яремчук С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психол. журн. 2013. Т. 34, № 5. С. 85–95.

Ван Сяо Лун. Мотивационно-ценностная структура личности китайских студентов с разными уровнями субъективного благополучия // Вiсник Харькiвского нацiонального педагогiчного уiнверситету им. Г. С. Сковороди. Серiя .Псiхологiя.. 2015. Вып. 50. С. 24–29. URL: http://oaji.net/articles/2015/983–1429530285.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

Буров В. Г. Модернизация и духовные традиции в Китае // Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика М. Л. Титаренко. М.: ИД. Форум, 2009. С. 447–459.

Леонтьев М. Ю. Жизненные ценности китайских студентов как предмет социологических исследований в КНР // Вестник Тихоокеанского гос. ун-та. 2017. № 1 (44). С. 187–194.

Li Min, Li Haihua. Jujiao dushengzinv daxueshengde xinlichongtu jiqi jiaoyucelue [聚焦独生子女大学生的心理冲突及其教育策略/李敏,李海华。宜宾学院报]. (Ли Минь, Ли Хаихуа. Психологические конфликты единственных детей и стратегия обучения // Вестник Ибинского ун-та. 2005. Т. 106, № 3. С. 106–109.

Zhu Meifen. Dushengzinv daxuesheng jiazhiguan xintan [独生子女大学生价值观新探 // 朱美芬《苏州科技大学学报(社会科学版)] (Чжу Мэйфэень. Исследование ценностей единственных детей // Сучжоуский университет: наука и технология. 2010. Т. 27, № 2. С. 12–22).

Еремкина Т. А. Современные тенденции функционирования китайской семьи // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Общественно-гуманитарные науки. Аспирантские тетради. СПб.: РГПУ, 2007. Вып. 17 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-funktsionirovaniyakitayskoy-semi (дата обращения: 24.12.2017).

Пулич А. Воспитание маленького императора // Здоровье школьника. 2007. № 5. URL: http://www.za-partoi.ru/article.129.html (дата обращения: 24.12.2017).

Tang Huiqin, Li Min, Xu Taoyuan. Peiyang dushengzinv jianquanrenge de chubutantao [培养独生 子女健全人格的初步探讨 // 唐慧琴, 李敏, 徐韬,《中国心理卫生杂志》] (Тан Хуэйцинь, Ли Минь, Сюй Таоюань. Обсуждение темы о воспитании здоровой личности единственных детей // Журнал китайского психического здоровья. 2002. Т. 16, № 7. С. 443–445).

Ruo Hai. Dushengzinvde xinlijiankang [独生子女的心理健康 // 若海,独生子女杂志] (Жуо Хай.Психическое здоровье единственных детей // Единственный ребенок. 2005. № 12. С. 9).

Zhang Li. Chengshi dushengzinv de rengexinlixianzhuangjifenxi [城市独生子女的人格心理现状及分析 // 张黎 哈尔滨技术学院] (Чжан Ли. Анализ психологических состояний личности городских единственных детей // Вестник Харбинского техн. ун-та. 2014. № 4. С. 145–146).

Виничук Н. В. Психосемантический анализ представлений о счастье китайских и российских студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 22 с.

Спешнев Н. А. Китай: особенности национальной психологии. СПб.: КАРО, 2014. 336 с.

Luo Lu. Chinese well-being // The Oxford Handbook of Chinese. New York: Oxford University Press, 2010. P. 328–342.

Zhang Wei. Dadushi danshenqingnian “hunlianjiaolv” xianxiangdiaochajichengyinfenxi [大都市单身青年“婚恋焦虑”现象调查及成因分析 // 中国当代青年杂志] (Чжан Вэй. Причины тревоги в отношении любви и брака у городских молодых людей, не состоящих в браке // Вестник Харбинского техн. ун-та. 2014. № 6. С. 112–116).

Кобзев А. И. Китай // История этических учений: учеб. для вузов / под ред. А. А. Гусейнова. М.: Академический проект; Трикста, 2015. 879 с.


References

Lebedeva N. M. Vliianie tsennostei na otnoshenie k innovatsiiam v Rossii i Kitae [Influence of values on the attitude to innovation in Russia and China]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’ [Social Sciences and Modernity] , 2010, no. 3, pp. 37–49. (In Russian)

Kan A. Yu., Bubnovskaya O. V. Osobennosti kartiny rassoglasovaniia motivatsionno-lichnostnoi sfery kitaiskoi i russkoi molodezhi (na primere studentov VGUES) [Peculiarities of the pattern of mismatch in the motivational and personal sphere of Chinese and Russian youth (by the example of VSUES students)]. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik [International Student Scientific Bulletin] , 2015, no. 5, pp. 221–225. (In Russian)

Kocharian A. S., Makarenko A. A., Wang Xiao Lun. Sootnoshenie tsennosti — dostupnosti v raznykh zhiznennykh sferakh kitaiskikh studentov [Value-accessibility in various life spheres of Chinese students]. Perspektivy nauki i obrazovaniia. Mezhdunarodnyi elektronnyi nauchnyi zhurnal [Prospects of science and education. International electronic scientific journal] , 2015, no. 1 (13). Available at: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/12/pdf_150115.pdf (accessed: 01.12.2017). (In Russian)

Sapozhnikova E. E. Obshchie i semeinye tsennosti russkikh, koreiskikh i kitaiskikh studentov Dal’nevostochnogo federal’nogo universiteta [General and family values of Russian, Korean and Chinese students of the Far Eastern Federal University]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technology] , 2015, no. 12–1, pp. 147–151. Available at: https://www.top-technologies.ru/en/article/view?id=35228 (accessed: 11.12.2017). (In Russian)

Danilenko O. I., Li Ts., Xu I. Tsennosti sovremennykh kitaiskikh i rossiiskikh studentov: sravnitel’nyi analiz prioritetov [Values of contemporary Chinese and Russian students: a comparative analysis of priorities]. Voprosy psikhologii, 2017, no. 3, pp. 50–60. (In Russian)

Antsupov P. Ya., Shipilov A. I. Konfliktologiia: ucheb. dlia vuzov [Conflictology: Textbook for high schools] . 5th ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2013, 512 p. (In Russian)

Fantalova E. B. Ob odnom metodicheskom podkhode k issledovaniiu motivatsii i vnutrennikh konfliktov (na kontingente bol’nykh arterial’noi gipertoniei i zdorovykh lits) [About one methodical approach to the study of motivation and internal conflicts (on the contingent of patients with arterial hypertension and healthy persons)]. Psikhologicheskii journal [Psychological Journal] , 1992, vol. 13, no. 1, pp. 107–117. (In Russian)

Fantalova E. B. Diagnostika tsennostei i vnutrennikh konfliktov v obshchei i klinicheskoi psikhologii [Diagnostics of values and internal conflicts in general and clinical psychology]. Klinicheskaia i spetsial’naia psikhologiia [Clinical and special psychology] , 2013, no. 1. Available at: http://psyjournals.ru/files/58926/psyclin_2013_1_Fantalova.pdf (accessed: 01.12.2017). (In Russian)

Fantalova E. B. Tsennosti i vnutrennie konflikty: teoriia, metodologiia, diagnostika: monografiia [Values and internal conflicts: theory, methodology, diagnostics: monograph] . Moscow, Berlin, Direct Media, 2015, 141 p. (In Russian)

Krasilnikov A. A. Izuchenie vliianiia konfliktnosti tsennostnoi sfery lichnosti na adaptatsionnyi potentsial. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [The study of the influence of the conflict of the value sphere of the individual on the adaptive potential. Thesis of PhD] . Saratov, 2005. 23 p. (In Russian)

Nikulenkova O. E. Gendernye osobennosti vnutrilichnostnykh konfliktov v studencheskom vozraste i ikh preduprezhdenie. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Gender features of intrapersonal conflicts in the student age and their prevention. Thesis of PhD] . Pyatigorsk, 2009. 23 p. (In Russian)

Salikhova N. R. Tsennostno-smyslovaia reguliatsiia zhiznedeiatel’nosti sub”ekta. Authoref. diss. doct. psikhol. nauk [Value-semantic regulation of the life of the subject. Author’s abstract. dis. doct. psychol. sciences] . Kazan, 2011. 45 p. (In Russian)

Yaremchuk S. V. Sub”ektivnoe blagopoluchie kak komponent tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti [Subjective well-being as a component of the value-semantic sphere of the individual]. Psikhologicheskii journal [Psychological Journal] , 2013, vol. 34, no. 5, pp. 85–95. (In Russian)

Wang Xiao Lun. Motivatsionno-tsennostnaia struktura lichnosti kitaiskikh studentov s raznymi urovniami sub”ektivnogo blagopoluchiia [Motivational-value structure of the personality of Chinese students with different levels of subjective well-being]. Visnik Khar’kivskogo natsional’nogo pedagogichnogo uinversitetu im. G. S. Skovorodi. Seriia. Psikhologiia. [Vestnik of Kharkiv National Pedagogical University named after G. S. Skovoroda (KNPU). Series Psychology] . Available at: http://oaji.net/articles/2015/983–1429530285.pdf (accessed: 11.12.2017). (In Ukraine)

Burov V. G. [Modernization and spiritual traditions in China]. Kitai: poisk garmonii. K 75-letiiu akademika M. L. Titarenko [China: the search for harmony. To the 75th anniversary of Academician M. L. Titarenko . Moscow, Forum Publ., 2009, pp. 447–459. (In Russian)

Leontyev M. Yu. Zhiznennye tsennosti kitaiskikh studentov kak predmet sotsiologicheskikh issledovanii v KNR [The life values of Chinese students as a subject of sociological research in the PRC]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Pacific State University] , 2017, no. 1 (44), pp. 187–194. (In Russian)

Li Min, Li Haihua. Jujiao dushengzinv daxueshengde xinlichongtu jiqi jiaoyucelue [Focusing on the Psychological Conflicts of Only Child College Students and Its Educational Strategies]. Vestnik of Ibinaisk University, vol. 106, no. 3, pp. 106–109. (In Chinese)

Zhu Meifen. Dushengzinv daxuesheng jiazhiguan xintan [An Investigation of the Values of Single Children]. Suzhou University: Science and Technology, 2010, vol. 27, no. 2, pp. 12–22. (In Chinese)

Eremkina T. A. [Modern trends in the functioning of the Chinese family]. Izvestiia RGPU im. A.I. Gertsena. Obshchestvenno-gumanitarnye nauki. Aspirantskie tetradi [News of the Herzen State Pedagogical University. Social and human sciences. Postgraduate notebooks] . St. Petersburg, RGPU Publ., 2007, iss. 17 (43). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-funktsionirovaniya-kitayskoy-semi (accessed: 24.12.2017).

Pulich A. Vospitanie malen’kogo imperatora [The education of a small emperor]. Zdorov’e shkol’nika [School child’s health] , 2007, no. 5. Available at: http://www.za-partoi.ru/article.129.html (accessed: 24.12.2017). (In Russian)

Tang Huiqing, Li Min, Xu Taoyuan. Peiyang dushengzinv jianquanrenge de chubutantao [The discussion of education of the healthy personality of single children]. Journal of Chinese Mental Health, 2002, vol. 16, no. 7, pp. 443–445. (In Chinese)

Zhuo Hai. Dushengzinvde xinlijiankang [Mental Health of Single Children. The Only Child] , 2005, no. 12, p. 9 (In Chinese)

Chzhan Li. Chengshi dushengzinv de rengexinlixianzhuangjifenxi [Analysis of psychological conditions of the personality of urban single children]. Bulletin of Harbin Technical University, 2014, no. 4, pp. 145–146. (In Chinese)

Vinichuk N. V. Psikhosemanticheskii analiz predstavlenii o schast’e kitaiskikh i rossiiskikh studentov. Authoref. diss. kand. psikhol. nauk [Psychosemantic analysis of ideas about the happiness of Chinese and Russian students. Thesis of PhD] . Khabarovsk, 2008, 22 p.

Speshnev N. A. Kitai: osobennosti natsional’noi psikhologii [China: features of national psychology] . St. Petersburg, KARO Publ., 2014. 336 p. (In Russian)

Luo Lu. Chinese well-being. The Oxford Handbook of Chinese. New York, Oxford University Press, 2010, pp. 328–342.

Zhang Wei. Dadushi danshenqingnian .hunlianjiaolv. xianxiangdiaochajichengyinfenxi [The causes of anxiety in relation to love and marriage among urban young people who are not married]. Bulletin of Harbin Technical University, 2014, no. 6, pp. 112–116. (In Chinese)

Kobzev A. I. Kitai. Istoriia eticheskikh uchenii: ucheb. dlia vuzov [China. History of Ethical Teachings: A Textbook for High Schools] . Еd. by A. A. Huseynov. Moscow, Akademicheskii proekt; Triksta Publ., 2015. 879 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

17.11.2018

Как цитировать

Даниленко, О. И., & Сюй, И. (2018). Ценности китайских студентов: значимость и доступность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(1), 34–46. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/2849

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии