Психологические факторы адаптации студентов-медиков к симуляционной обучающей среде

Авторы

  • Елена Клейман Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0009-0002-9726-8101
  • Галина Исурина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Инга Короткова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-9614-4329
  • Ирина Грандилевская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-9672-5134

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.308

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению психологических факторов адаптации студентов-медиков к симуляционной обучающей среде. Актуальность исследования определяется широким внедрением в медицинское образование и практическое здравоохранение симуляционных технологий. Целью исследования явилось изучение особенностей восприятия студентами-медиками ситуаций симуляционного обучения с применением высокотехнологичных тренажеров посредством метода фокус-групп. Выборку составили 132 студента-медика, обучающиеся по программе специалитета «Лечебное дело», имеющие различный опыт симуляционного обучения: первая группа (60 чел.) — студенты четвертого и пятого курсов с опытом работы с высокотехнологичными тренажерами (ВТТ), вторая группа (72 чел.) — студенты первого и второго курсов без опыта работы. Студентам был предоставлен список вопросов, связанных с симуляционным обучением; все обсуждения с согласия участников записывались на аудионоситель. Транскрибированные записи были подвергнуты методу кодирования и выделения тематических единиц для дальнейшего анализа. На основании результатов тематического анализа были выделены пять тематических блоков, отражающих аспекты когнитивной и ментальной репрезентации ситуации симуляционного обучения: физический (технический), психологический и социальный компоненты, а также положительное и негативное отношение. Основным фактором, существенно влияющим на восприятие обучения, является практический опыт, приобретаемый в образовательном процессе, включающий тренировку нестандартных ситуаций, освоение инструментария, получение практических навыков, тренировку моторики и освоение алгоритма. Вторым значимым фактором являются специфические особенности конкретного симуляционного центра, охватывающие такие аспекты, как ограниченность его оснащения, недостаток информации о нем и ограниченный доступ на базу, а также ограничения взаимодействия с тренажером, включающие отсутствие ответственности перед тренажером, отсутствие коммуникации с ним и тренировки нетехнических навыков (коммуникативные аспекты взаимодействия с реальным пациентом), субъективное восприятие стоимости тренажера и коммуникативную нереалистичность. С учетом полученных данных, позволивших определить специфические стрессоры, связанные с симуляционным обучением, запланировано дальнейшее многомерное изучение процесса адаптации.

Ключевые слова:

психологическая адаптация, симуляционное обучение, когнитивная репрезентация, студенты-медики, фокусные группы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Галина Исурина, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

 

 

Инга Короткова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

 

 

Библиографические ссылки

Литература

Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

Баевский Р. М. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблемы общей патологии. 1974. Т. 1. С. 88–111.

Вассерман Л. И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 3. С. 16–25.

Дубинина Е. А. Психическая адаптация при сердечно-сосудистых заболеваниях: феноменология, динамика, прогноз: учеб. пособие / науч. ред. А. Н. Алёхин. СПб.: Копи-Р Групп, 2013.

Исурина Г. Л., Грандилевская И. В., Тромбчиньски П. К. «Опросник KON-2006» — новый метод исследования невротических черт личности // Медицинская психология в России. 2017. Т. 9, № 6. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_6_47/nomer08.php (дата обращения: 29.03.2024).

Котик М. А. Психология безопасности. Таллин: Валгус, 1981.

Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПбГУ, 2003.

Маклаков А. Г. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» // Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: метод. рекоменд. М.: Воениздат, 1994. С. 164–174.

Тарарыкова В. О., Исурина Г. Л. Психологическая адаптация студентов-медиков к обучению с использованием высокотехнологичных тренажеров // Петербургский психологический журнал. 2022. № 39. С. 45–61.

Яничев Д. П. Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006.

Alinier G., Platt A. International overview of high‐level simulation education initiatives in relation to critical care // Nursing in Critical Care. 2014. Vol. 19, no. 1. P. 42–49. https://doi.org/10.1111/nicc.12030

Au M. L., Sao L. M., Cheong W., Wang S. Ch., Van I. K. Nursing students’ perception of high-fidelity simulation activity instead of clinical placement: A qualitative study // Nurse Education Today. 2016. Vol. 39. P. 16–21. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2016.01.015

Crytzer M. L. The effect of high-fidelity home health simulations on nursing students’ clinical performance: Doctoral dissertation. Chicago: Loyola University, 2011.

Lee J. J., Yeung K. C., Clarke C. L., Yoo J. Nursing students’ learning dynamics and perception of high-fidelity simulation-based learning // Clinical Simulation in Nursing. 2019. Vol. 33. P. 7–16. https://doi.org/10.1016/j.ecns.2019.04.008

Mavis B. Self-efficacy and OSCE performance among second year medical students // Advances in health sciences education. 2001. Vol. 6. P. 93–102. https://doi.org/10.1023/a:1011404132508

McGaghie W. C., Issenberg S. B., Cohen E. R., Barsuk J. H., Wayne D. B. Does simulation-based medical education with deliberate practice yield better results than traditional clinical education? A meta-analytic comparative review of the evidence // Academic medicine. 2011. Vol. 86, no. 6. P. 706–711. https://doi.org/10.1097/ACM.0b013e318217e119

Pike T., O’Donnell V. The impact of clinical simulation on learner self-efficacy in pre-registration nursing education // Nurse education today. 2010. Vol. 30, no. 5. P. 405–410. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2009.09.013

Yu J. H., Chang H. J., Kim S. S., Park J. E., Chun W. Yo., Lee S. K., Kim M., Lee J. H., Jung Yu. J. Effects of high-fidelity simulation education on medical students’ anxiety and confidence // PLoS One. 2021. Vol. 16, no. 5. P. e0251078. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0251078

Загрузки

Опубликован

15.10.2024

Как цитировать

Клейман, Е., Исурина, Г., Короткова, И., & Грандилевская, И. (2024). Психологические факторы адаптации студентов-медиков к симуляционной обучающей среде. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(3), 530–544. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.308

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)