Психологические факторы адаптации студентов-медиков к симуляционной обучающей среде
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.308Аннотация
Настоящее исследование посвящено изучению психологических факторов адаптации студентов-медиков к симуляционной обучающей среде. Актуальность исследования определяется широким внедрением в медицинское образование и практическое здравоохранение симуляционных технологий. Целью исследования явилось изучение особенностей восприятия студентами-медиками ситуаций симуляционного обучения с применением высокотехнологичных тренажеров посредством метода фокус-групп. Выборку составили 132 студента-медика, обучающиеся по программе специалитета «Лечебное дело», имеющие различный опыт симуляционного обучения: первая группа (60 чел.) — студенты четвертого и пятого курсов с опытом работы с высокотехнологичными тренажерами (ВТТ), вторая группа (72 чел.) — студенты первого и второго курсов без опыта работы. Студентам был предоставлен список вопросов, связанных с симуляционным обучением; все обсуждения с согласия участников записывались на аудионоситель. Транскрибированные записи были подвергнуты методу кодирования и выделения тематических единиц для дальнейшего анализа. На основании результатов тематического анализа были выделены пять тематических блоков, отражающих аспекты когнитивной и ментальной репрезентации ситуации симуляционного обучения: физический (технический), психологический и социальный компоненты, а также положительное и негативное отношение. Основным фактором, существенно влияющим на восприятие обучения, является практический опыт, приобретаемый в образовательном процессе, включающий тренировку нестандартных ситуаций, освоение инструментария, получение практических навыков, тренировку моторики и освоение алгоритма. Вторым значимым фактором являются специфические особенности конкретного симуляционного центра, охватывающие такие аспекты, как ограниченность его оснащения, недостаток информации о нем и ограниченный доступ на базу, а также ограничения взаимодействия с тренажером, включающие отсутствие ответственности перед тренажером, отсутствие коммуникации с ним и тренировки нетехнических навыков (коммуникативные аспекты взаимодействия с реальным пациентом), субъективное восприятие стоимости тренажера и коммуникативную нереалистичность. С учетом полученных данных, позволивших определить специфические стрессоры, связанные с симуляционным обучением, запланировано дальнейшее многомерное изучение процесса адаптации.
Ключевые слова:
психологическая адаптация, симуляционное обучение, когнитивная репрезентация, студенты-медики, фокусные группы
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.