Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития

Авторы

  • Юлия Миланич Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0042-3612
  • Галина Пятакова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-9830-9959
  • Сергей Крайнюков Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-4173-8568

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.111

Аннотация

Статья посвящена памяти профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета, ведущего специалиста в области детской клинической психологии Ирины Ивановны Мамайчук. Предпринимается попытка анализа и обобщения ее огромного научного и практического вклада в детскую клиническую психологию. Выделяются и описываются этапы ее профессионального пути: (1) изучение механизмов нарушенного развития у детей с детским церебральным параличом; (2) изучение психологии детей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; (3) эмпирическое обоснование стратегий и технологий психологической помощи детям с различными вариантами нарушенного развития; (4) разработка методологических и прикладных проблем детской клинической психологии. Раскрываются результаты и выводы ключевых исследований Ирины Ивановны, внесших большой вклад в понимание причин и механизмов нарушений психического развития у детей и подростков и воплощающих принципы онтогенетического и системно-структурного подходов, разработанных в ленинградской — петербургской психологической школе, в частности изучение роли моторики в перцептогенезе при различных вариантах дизонтогенеза, специфики нарушений межфункциональных связей у детей с двигательными и психическими нарушениями, подвидов задержки психического развития церебрально-органического генеза, психологических особенностей детей и подростков с соматической патологией. На основе анализа работ выделяется перечень основных проблем и перспектив современной детской клинической психологии. Описывается подход к психологической помощи и психологической коррекции нарушений у детей и подростков с учетом роли семьи и ближайшего окружения. Подчеркивается, что эмпирические работы Ирины Ивановны стали золотым стандартом в исследованиях проблем детей с психическим дизонтогенезом, а ее теоретические обобщения и методологические разработки чрезвычайно важны для дальнейшего развития детской клинической психологии и понимания проблемы психического развития в целом.

Ключевые слова:

И.И.Мамайчук, детская клиническая психология, психология нарушенного развития, дизонтогенез, психологическая коррекция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1959.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М.: Изд-во Экспериментального дефектологического института им. М. С. Эпштейна, 1936.

Крайнюков С. В., Мамайчук И. И. Специфика и направленность психологической помощи подросткам с патологиями позвоночника // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2019. Т. 7, № 3. С. 71–78.

Лебединская К. С. Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982. С. 5–21.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

Мамайчук И. И. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом // Детские церебральные параличи: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. Л., 1974. С. 30–35.

Мамайчук И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1976. № 3. С. 29–37.

Мамайчук И. И. Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников при нарушениях интеллекта и моторики: дис. … канд. психол. наук. Л., 1978.

Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001.

Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004.

Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007.

Мамайчук И. И. Значение исследований Л. М. Веккера в разработке психологических проблем дизонтогенеза // Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / отв. ред. М. А. Холодная, М. В. Осорина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008а. С. 95–100.

Мамайчук И. И. Теоретико-методологические аспекты изучения дизонтогенеза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008б. Т. 3, № 6 (20). С. 103–114.

Мамайчук И. И. Методологические и методические аспекты психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 5, № 1. С. 5–17.

Мамайчук И. И. Клиническая и специальная психология: проблемы и перспективы // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы / под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. М.: Логомаг, 2013. С. 40–42.

Мамайчук И. И. Проблемы и перспективы развития детской клинической психологии // Петербургский психологический журнал. 2014а. № 8. С. 26–37.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Педиатр. 2014б. Т. 5, № 1. С. 107–118.

Мамайчук И. И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии. СПб.: Эко-Вектор, 2015.

Мамайчук И. И. Вклад школы Б. Г. Ананьева в разработку методологических и методических проб-лем детской клинической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 86–96.

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019.

Мамайчук И. И. К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10, № 4. С. 442–449.

Мамайчук И. И., Андрущенко Н. В. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 3, № 4. С. 54–66.

Мамайчук И. И., Вахрушева И. А. Внутренняя картина болезни у подростков с заболеваниями желудочно-кишечного тракта // Ананьевские чтения — 2004: материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 77–82.

Мамайчук И. И., Вюрбергер А. А. Учет механизмов личности родителей детей с двигательными нарушениями в процессе психологической помощи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1, ч. I. С. 355–363.

Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Направления и перспективы психологической помощи детям и подросткам с соматическими заболеваниями // Петербургский психологический журнал. 2017. № 19. С. 39–57.

Мамайчук И. И., Галицына Е. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой, и основные направления семейной психологической коррекции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 2. С. 111–123.

Мамайчук И. И., Ермакова Г. К. Психологическая служба в детской ортопедической клинике // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 2. С. 28–36.

Мамайчук И. И., Ильина М. Н., Миланич Ю. М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. СПб.: Эко-Вектор, 2017.

Мамайчук И. И., Лапкин Ю. А., Лихачева Е. С. Некоторые особенности личности детей, больных ревматоидным артритом // Научно-практическая ревматология. 1986. № 4. С. 38–41.

Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Анализ результатов применения программы рационально-эмоциональной поведенческой терапии для матерей новорожденных с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, №3. С. 376–390.

Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Особенности переживания матерью ситуации госпитализации новорожденного в связи с гипоксическим поражением центральной нервной системы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, № 1. С. 89–102.

Мамайчук И. И., Миланич Ю. М. Теоретико-методологические аспекты использования рационально-эмоционально-поведенческой терапии для матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 4. С. 61–74.

Мамайчук И. И., Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. Нейропсихологическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста // Дефектология. 2002. № 6. С. 17–25.

Мамайчук И. И., Поздеев А. П., Борисова И. П. Особенности познавательной деятельности детей, страдающих нейрофиброматозом // Дефектология. 1985. № 6. С. 29–33.

Мамайчук И. И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 3. С. 23–24.

Мамайчук И. И., Родина А. В. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // XI Мнухинские чтения: Материалы междунар. науч. конф. СПб., 2013. С. 301–308.

Мамайчук И. И., Серебрякова Р. О., Мендоса Хосе Р. Психологическое исследование детей с вялыми параличами верхних конечностей // Вестник Ленинградского университета. 1988. Сер. 6. История КПСС. Науч. коммунизм. Философия. Вып. 3. С. 112–114.

Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010.

Мамайчук И. И., Ульд Семета М. Б. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2020. Т. 10. Вып. 3. С. 261–273.

Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом // Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера. Л., 1992. С. 48–51.

Мамайчук И. И., Шабанова Е. В. Учет защитных механизмов личности родителей детей с расстройствами аутистического спектра в процессе психологической помощи // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5, № 1. С. 82–91.

Мамайчук И. И., Яковлев И. М., Пятакова Г. В. Психофизиологическая оценка адаптации к учебным нагрузкам у подростков с церебральным параличом // Дефектология. 1991. № 2. С. 22–29.

Пятакова Г. В., Мамайчук И. И., Умнов В. В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте отношения к болезни ребенка // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2017. Т. 5, № 3. С. 58–65.

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961.


References

Ananiev, B. G., Vekker, L. M., Lomov, B. F., Yarmolenko, A. V. (1959). Tactile perception in the process of cognition and labor. Moscow, Acad. ped. Sciences of the RSFSR Publ. (In Russian)

Krainyukov, S. V., Mamaichuk, I. I. (2019). The specificity and focus of psychological assistance to adolescents with spinal pathologies. Ortopediia, travmatologiia i vosstanovitel’naia khirurgiia detskogo vozrasta, 3, 71–78. (In Russian)

Lebedinskaya, K. S. (1982). Clinical systematization of Developmental Delay. In: Aktual’nye problemy diagnostiki zaderzhki psikhicheskogo razvitiia detei (pp. 5–21). Moscow, Pedagogika Publ., 1982. (In Russian)

Luriya, A. R. (1973). Basics of neuropsychology. Moscow, Moscow University Press. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (1974). On the role of a motor defect in the development of cognitive activity in children with cerebral palsy. In: Detskie tserebral’nye paralichi: Trudy NII im. G. I. Turnera (pp. 30–35). Leningrad. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (1976). Dynamics of some types of cognitive activity in preschool children with cerebral palsy. Defektologiia, 3, 29–37. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (1978). Haptic and visual perception in preschool children with intellectual and motor disorders: PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, St. Petersburg State University. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2000). Psychology of dysontogenesis and the basics of psychocorrection. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2001). Psychological assistance to children with developmental problems. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2004). Psychology of dysontogenesis and the basics of psychocorrection: based on the study of children and adolescents with movement disorders: PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, St. Petersburg State University. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2007). Psychologist help for children with autism. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2008а). The significance of L. M. Vecker’s research in the development of psychological problems of dysontogenesis. In: Teoreticheskoe nasledie L. M. Vekkera: na puti k edinoi teorii psikhicheskikh protsessov: Materialy nauchnogo simpoziuma, posviashchennogo 90-letiiu so dnia rozhdeniia L. M. Vekkera (pp. 95–100). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2008б). Theoretical and methodological aspects of the study of dysontogenesis. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 6 (20), 103–114. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2012). Methodological and methodological aspects of psychological correction of children and adolescents with developmental disabilities. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1, 5–17. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2013). Clinical and special psychology: problems and prospects. In: Spetsial’naia pedagogika i spetsial’naia psikhologiia: sovremennye metodologicheskie podkhody (pp. 40–42). Moscow, Logomag Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2014а). Problems and prospects for the development of child clinical psychology. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, 8, 26–37. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2014б). Psychological help for children and adolescents with somatic diseases. Pediatr, 1, 107–118. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2015). Methods of psychological assistance to children and adolescents with developmental disabilities. St. Petersburg, Eko-Vektor Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2016). The contribution of B. G. Ananyev’s school concept to development of methodological issues of childhood clinical psychology. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psychology. Pedagogics, 3, 86–96. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2019). Psychocorrective technologies for children with developmental problems. Moscow, Iurait Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I. (2020). To the 120th anniversary of the birth of A. V. Yarmolenko. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 4, 442–449. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Andrushchenko, N. V. (2015). The system of psycho-pedagogical support for children with impaired musculoskeletal system. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 4, 54–66. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Chaves, S. (1992). Features of parenthood of children with cerebral palsy. In: Trudy LNIDOI im. G. I. Turnera (pp. 48–51). Leningrad. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Galitsyna, E. Yu. (2016). Main features of parent-child relationships in families with pediatric asthma and general directions of family psychological correction. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2, 111–123. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Galitsyna, E. Yu. (2017). Directions and opportunities of psychological support for children and adolescents with somatic disorders. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal, 19, 39–57. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Ermakova, G. K. (1988). Psychological service in a children’s orthopedic clinic. Psikhologicheskii zhurnal, 2, 28–36. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Il’ina, M. N., Milanich, Yu. M. (2017). Help of a psychologist for children with mental retardation. St. Petersburg, Eko-Vektor Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Lapkin, Yu. A., Likhacheva, E. S. (1986). Some personality traits of children with rheumatoid arthritis. Nauchno-prakticheskaya revmatologiya, 4, 38–41. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2022). Analysis of the results of application of the rational-emotive behaviour therapy for mothers of newborns with hypoxic affection of the central nervous system. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 3, 376–390. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2019). Theoretical and methodological aspects of the use of rational-emotional-behavioral therapy for mothers of newborns with pathology of the central nervous system. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 4, 61–74. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Milanich, Yu. M. (2021). Features of mothers’ emotional experience during the hospitalization of newborns in connection with hypoxic affection of the central nervous system. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 1, 89–102. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Moroz, M. P., Chubarova, E. V., Chubarov, I. V. (2002). Neuropsychological diagnosis of mental retardation in children of primary school age. Defektologiia, 6, 17–25. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Pozdeev, A. P., Borisova, I. P. (1985). Features of cognitive activity of children suffering from neurofibromatosis. Defektologiia, 6, 29–33. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Pyatakova, G. V. (1990). The study of personality characteristics of children with cerebral palsy. Defektologiia, 3, 23–24. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Rodina, A. V. (2013). Features of paternal relationships and parenting styles in families of children with autistic syndromes. In: XI Mnukhinskie chteniia: Mat-ly mezhdunar. nauch. konf. (pp. 301–308). St. Petersburg. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Serebryakova, R. O., Mendosa Khose, R. (1988). Psychological study of children with flaccid paralysis of the upper limbs. Vestnik Leningradskogo universiteta. Ser. 6. Istoriia KPSS. Nauch. kommunizm. Filosofiia, 3, 112–114. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Shabanova, E. V. (2014). Personal defense mechanisms of parents with children suffering from autism spectrum disorder in the process of psychological help. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 1, 82–91. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Smirnova, M. I. (2010). Psychological assistance to children and adolescents with conduct disorders. St. Petersburg, Rech Publ. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Uld Semeta, M. B. (2020). Sensory-perceptual processing in children with autism spectrum disorders based on the study of visual and haptic perception. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 3, 261–273. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Vakhrusheva, I. A. (2004). Internal picture of the disease in adolescents with diseases of the gastrointestinal tract. In: Anan’evskie chteniia — 2004. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii (pp. 77–82). St. Petersburg, St. Petersburg University Press. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Vyurberger, A. A. (2009). Accounting for the personality mechanisms of parents of children with movement disorders in the process of psychological assistance. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 12. Psichology Sociology. Pedagogics, 1 (1), 355–363. (In Russian)

Mamaichuk, I. I., Yakovlev, I. M., Pyatakova, G. V. (1991). Psychophysiological assessment of adaptation to study Loads in adolescents with cerebral palsy. Defektologiia, 2, 22–29. (In Russian)

Pyatakova, G. V., Mamaichuk, I. I., Umnov, V. V. (2017). Psyсhologiсal defense mechanisms of children with cerebral palsy in the context of mothers attitude to a child’s disease. Ortopediia, travmatologiia i vosstanovitel’naia khirurgiia detskogo vozrasta, 3, 58–65. (In Russian)

Shipitsyna, L. M., Mamaichuk, I. I. (2001). Cerebral palsy. St. Petersburg, Didaktika Plius Publ. (In Russian)

Vygotskii, L. S. (1936). Developmental diagnostics and pedological clinic for difficult childhoods. Moscow, Experimental Defectology Institute named after M. S. Epstein Press. (In Russian)

Yarmolenko, A. V. (1961) Essays on the Psychology of the Deaf-Blind Mute Leningrad. Leningrad, Leningrad University Press. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.04.2024

Как цитировать

Миланич, Ю., Пятакова, Г., & Крайнюков, С. (2024). Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(1), 174–191. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.111

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования