Психологическая устойчивость личности в свете психологии ценностей: диалектика постоянства и изменчивости
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.301Аннотация
Вопросы трансформации ценностей приобретают актуальность в современных психологических исследованиях и образовательных практиках, затрагивают разные уровни познания, образуют общее проблемное поле социогуманитарного знания, где ценностные приоритеты человека служат основанием его поведенческих стратегий, субъективных предпочтений, политических пристрастий. Между тем проблема взаимосвязи ценностей и психологической устойчивости личности в транзитивном обществе остается недостаточно исследованной. Целью статьи является обсуждение психологической устойчивости личности в контексте психологии ценностей. Установлено, что опора на ценности в ситуации социокультурных изменений, осознанность и саморефлексивность являются предпосылками психологической устойчивости личности, которая в зависимости от разных исследовательских ракурсов может быть проинтерпретирована двояко: с одной стороны, как самодетерминация, внутренний локус контроля, приверженность сознательно выбранным жизненным ориентирам, с другой — адаптивность, гибкость, готовность ситуативно реагировать на изменения и перестраивать поведенческие стратегии. В этом плане диалектика постоянства и изменчивости становится методологическим основанием для интерпретации психологической устойчивости личности в качестве сложного и антиномичного процесса. Соединяя субъективное и объективное, эмоциональное и концептуальное, экзистенциальное и когнитивное содержание, ценности выступают мостом между исследованиями личности и общества, психологии и социальных наук. Последовательно использован трансдисциплинарный подход как методологическая стратегия, направленная на обобщение в единой концептуальной рамке взаимосвязи развития личности, эволюции общества и культуры, динамики меняющихся в ходе социокультурных трансформаций ценностей. С позиции трансдисциплинарности вводится и обосновывается конструкт «аксиологическое пространство социализации». Конструкт позволяет объединить как целенаправленные воздействия на личность со стороны социального окружения и образовательных институтов, так и рассредоточенные, диффузные, подспудные влияния, обусловленные текущими изменениями повседневности и особенностями современного образа жизни. Предполагается, что в методологическом плане аксиологическое пространство социализации способствует интеграции исследований психологии личности, психологии субъекта, психологии повседневности в области социальных наук.
Ключевые слова:
методология, психология ценностей, психологическая устойчивость личности, субъект, аксиологическое пространство социализации, трансдисциплинарный подход
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.