Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности

Авторы

  • Галина Солдатова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1
  • Елена Рассказова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1 https://orcid.org/0000-0002-9648-5238

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.102

Аннотация

Деятельность в интернете, особенно у подростков и молодых людей, связана с эмоциональными переживаниями и возможностью ощущать себя в более широком круге социальных ролей по сравнению с деятельностью офлайн. Цель исследования — выявление особенностей личностных проявлений и психологической саморегуляции студентов онлайн и офлайн, а также их связи с особенностями деятельности в интернете и субъективным благополучием. 260 студентов заполняли краткую личностную шкалу, сбалансированную шкалу психологических потребностей и опросник когнитивной регуляции эмоций, сначала с оригинальной инструкцией, а затем с инструкцией оценить, где чаще проявляются эти особенности — онлайн или офлайн. Дополнительно использовались методики оценки субъективного благополучия, пользовательской и совмещенной активности, цифровой компетентности, отношения к технологиям, отношения к цифровизации образования. Предложенная модификация сбалансированной методики психологических потребностей и опросника когнитивной регуляции эмоций характеризуется достаточной надежностью-согласованностью, что позволяет применять ее в исследованиях, направленных на сравнение психологических проявлений онлайн и офлайн. В интернете, по сравнению с происходящим офлайн, студенты отмечают меньшую удовлетворенность потребности в связности; у них слабее выражены самообвинение, принятие, руминации, фокусирование на планировании, позитивная переоценка, рассмотрение в перспективе и катастрофизация. При более высоком уровне автономии, принятия, руминаций, позитивного перефокусирования и рассмотрения в перспективе эти особенности чаще проявляются офлайн, а не онлайн. Пользовательская активность связана с большей автономией онлайн, совмещение онлайн и других деятельностей — с компетентностью онлайн, а большая привлекательность цифровизации образования — с компетентностью и позитивной переоценкой в интернете. Различия в проявлениях психологической саморегуляции онлайн и офлайн не связаны с субъективным благополучием. Можно предположить, что оценка студентами своих возможностей психологической саморегуляции онлайн, в сравнении с офлайн, описывает скорее их отношение к своей деятельности в интернете и образ Я в интернете, чем отношение к современным технологиям и владение ими.

Ключевые слова:

психологическая саморегуляция, сравнение поведения онлайн и офлайн, базовые потребности, когнитивная регуляция эмоций, копинг-стратегии, студенты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Белинская Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. № 6 (30). С. 5.https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679

Карабанова О. А. Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2020. № 3. С. 4–22. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.01

Марцинковская Т. Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010. № 3. С. 90–102.

Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06

Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Гордеева Т. О., Иванова Т. Ю. Удовлетворение базовых психологических потребностей как источник трудовой мотивации и субъективного благополучия у российских сотрудников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 12 (4). С. 103–121. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2015-4-103-121

Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. № 5 (2). С. 5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201

Рассказова Е. И., Лебедева А. А. Скрининговая шкала позитивных и негативных переживаний Э. Динера: апробация русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 17 (2). С. 250–263. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-250-263.

Рассказова Е. И., Леонова А. Б., Плужников И. В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник психологии. Сер. 14. Психология. 2011. № 4. С. 161–179.

Рассказова Е. И., Солдатова Г. У. Психологические и пользовательские предикторы отношения к учебе студентов в период дистанционного обучения в условиях пандемии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 19 (1). С. 26–44. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-26-44

Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 18 (3). С. 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Дорохов Е. А. Психодиагностика технофобии и технофилии: разработка и апробация опросника отношения к технологиям для подростков и родителей // Социальная психология и общество. 2021б. № 12 (4). С. 170–188. https://doi.org/10.17759/sps.2021120410

Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47–56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0205

Солдатова Г. У. , Рассказова Е. И. Соблюдение правил общения онлайн и офлайн: межпоколенческий анализ // Психологический журнал. 2019. Т. 40, № 4 (40). С. 73–84.

Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Флейминг как вид киберагрессии: ролевая структура и особенности цифровой социальности // Психологический журнал. 2021а. Т. 42, № 3. С. 87–96. https://doi.org/10.31857/S020595920015229-7

Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffin S. The Satisfaction with Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. No. 49. P. 71–75.

Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi D., Oishi S., Biswas-Diener R. New well-being measures: short scales to assess flourishing and positive and negative feelings // Social Indicators Research. 2020. No. 97. P. 143–156.

Danby S. J., Fleer M., Davidson C., Hatzigianni M. Digital childhood. Amsterdam: Springer, 2018. https://doi.org/10.1007/978-981-10-6484-5

Garnefski N., Kraaij V., Spinhoven P. Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK2, 2002.

Gosling S. D., Rentfrow P. J., Swann W. B. A very brief measure of the Big-Five personality domains // Journal of Research in Personality. 2003. No. 37. P. 504–528. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00046-1

Sheldon K., Hilpert J. C. The Balanced Measure of Psychological Needs (BMPN) scale: An alternative domain general measure of need satisfaction // Motivation and Emotion. 2012. No. 36 (4). P. 439–451. https://doi.org/10.1007/s11031-012-9279-4

Ward A. F., Duke K., Gneezy A., Bos M. W. Brain Drain: the mere presence of one’s own smartphone reduces available cognitive capacity // Journal of the Association for Consumer Research. 2017. No. 2 (2). P. 140–154. https://doi.org/10.1086/691462


References

Belinskaya, E. P. (2013). Informational socialization of adolescents: social networks experience and psychological well-being. Psikhologicheskie issledovaniia: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 6 (30), 5. https://doi.org/10.54359/ps.v6i30.679 (In Russian)

Diener, E., Emmons, R. A., Larsen, R. J., Griffin, S. (1985). The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49, 71–75.

Diener, E., Wirtz, D., Tov W., Kim-Prieto, C., Choi, D., Oishi S., Biswas-Diener, R. (2010). New well-being measures: short scales to assess flourishing and positive and negative feelings. Social Indicators Research, 97, 143–156.

Danby, S. J., Fleer, M., Davidson, C., Hatzigianni, M. (2018). Digital childhood. Amsterdam, Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-10-6484-5

Garnefski, N., Kraaij, V., Spinhoven, P. (2002). Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf, DATEK2.

Gosling, S. D., Rentfrow, P. J., Swann, W. B. (2003). A very brief measure of the Big-Five personality domains. Journal of Research in Personality, 37, 504–528. https://doi.org10.1016/S0092-6566(03)00046-1

Karabanova, O. A. (2020). Risks of information socialization as a manifestation crisis of the modern childhood. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiia, 3, 4–22. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.01 (In Russian)

Marcinkovskaya, T. D. (2010). Information space as a socialization factor of modern teenagers. Mir psikhologii, 3, 90–102. (In Russian)

Osin, E. N., Leont’ev, D. A. (2020). Brief Russian-language instruments to measure subjective well-being: psychometric properties and comparative analysis. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskiei social’nye peremeny, 1, 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06 (In Russian)

Osin, E. N., Suchkov, D. D., Gordeeva, T. O., Ivanova, T. Yu. (2015). Basic psychological need satisfaction as a source of work motivation and subjective well-being in Russian employees. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 12 (4), 103–121. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2015-4-103-121 (In Russian)

Polivanova, K. N. (2016). Childhood in a changing world. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia, 5 (2),5–10. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201 (In Russian)

Rasskazova, E. I., Lebedeva, A. A. (2020). Screening Scale of Positive and Negative Experience (SPANE): Validation of the Russian version. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 17 (2), 250–263. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-250-263 (In Russian)

Rasskazova, E. I., Leonova, A. B., Pluzhnikov, I. V. (2011). Development of the Russian version of the cognitive emotion regulation questionnaire. Vestnik psikhologii. Ser. 14. Psikhologia, 4, 161–179. (In Russian)

Rasskazova, E. I., Soldatova, G. V. (2022). Psychological and user activity predictors of attitude toward learning in students during digitalization of education in pandemic. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 19 (1), 26–44. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-26-44 (In Russian)

Sheldon, K., Hilpert, J. C. (2012). The Balanced Measure of Psychological Needs (BMPN) scale: An alternative domain general measure of need satisfaction. Motivation and Emotion, 36 (4), 439–451. https://doi.org/10.1007/s11031-012-9279-4

Soldatova, G. U., Voiskounsky, A. E. (2021). Socio-Cognitive concept of digital socialization: А new ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 18 (3), 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 (In Russian)

Soldatova, G. U., Nestik, T. A., Rasskazova, E. I., Dorohov, E. A. (2021б). Psychodiagnostics of technophobia and technophilia: Development and testing a Questionnaire of Attitudes towards technology for adolescents and parents. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 12 (4), 170–188. https://doi.org/10.17759/sps.2021120410 (In Russian)

Soldatova, G. V., Rasskazova, E. I. (2018). Brief and screening versions of the Digital Competence Index: verification and application possibilities. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 3 (31), 47–56. https://doi.org/10.11621/npj.2018.0205 (In Russian)

Soldatova, G. V., Rasskazova, E. I. (2019). Following communication rules online and offline: intergenerational analysis. Psikhologicheskii zhurnal, 40, 4, 73–84. (In Russian)

Soldatova, G. V., Rasskazova, E. I., Nestik, Т. А. (2017). Russian Digital Generation: Competence and Security. Moscow, Smysl Publ. (In Russian)

Soldatova, G., Rasskazova, E., Chigarkova, S. (2021a). Flaming and trolling as a type of cyberaggression: the role structure and features of digital sociality. Psikhologicheskii zhurnal, 42 (3), 87–96. https://doi.org/10.31857/S020595920015229-7 (In Russian)

Ward, A. F., Duke, K., Gneezy, A., Bos, M. W. (2017). Brain Drain: the mere presence of one’s own smartphone reduces available cognitive capacity. Journal of the Association for Consumer Research, 2 (2), 140–154. https://doi.org/10.1086/691462

Загрузки

Опубликован

24.03.2023

Как цитировать

Солдатова, Г., & Рассказова, Е. (2023). Личностные характеристики и психологическая саморегуляция студентов онлайн и офлайн: некоторые особенности цифровой социальности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(1), 24–37. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.102

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования