Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.301Аннотация
Внедрение во все сферы жизни цифровых устройств определило существенную перестройку нашей повседневности и, соответственно, картины мира современного человека. Реальный мир все более активно дополняется цифровой средой, образуя уникальную в историческом контексте жизнь в смешанной онлайн/офлайн реальности. В психологии пока отсутствуют работы, посвященные анализу картины мира подростков, наиболее активно социализирующихся в реальном и виртуальном пространствах, их сравнения с представлениями старших поколений, что внесло бы вклад в понимание выбора стратегий поведения разных поколений и их адаптации к цифровым трансформациям. Цель работы — сравнительный анализ представлений о реальном и виртуальном пространствах как составляющих картины мира подростков и родителей с разным уровнем пользовательской активности, цифровой компетентности и с разными системами ценностных ориентаций. Выборку составили 282 подростка 14–17 лет и 337 родителей подростков этого возраста. Картины реального и виртуального миров у подростков сближаются, в то время как у родителей эти миры разнесены в их общей системе представлений. Подростки и родители по-разному видят виртуальный мир, при этом они солидарны в восприятии реального мира. Чем больше времени и подростки, и родители проводят в сети, тем более позитивным им видится виртуальный мир, что также характерно для родителей с высоким уровнем цифровой компетентности. Подростки с разными ценностными ориентациями различаются представлениями только о реальном мире, родители же — и о реальном, и о виртуальном. Таким образом, по сравнению с поколением родителей, подростки, помимо в целом позитивной картины мира и высокой значимости реального мира, имели также более позитивные взгляды на виртуальное пространство и активно адаптировались к смешанной реальности, что могло выступить хорошим психологическим ресурсом для адаптации к серьезным переменам и потрясениям в условиях пандемии и переходу на дистанционное обучение.
Ключевые слова:
картина мира, представления о мире, подростки, родители, реальный мир, виртуальный мир
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.