Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации

Авторы

  • Галина Солдатова Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82
  • Светлана Чигарькова Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1 https://orcid.org/0000-0001-7473-9025
  • Светлана Илюхина Академия социального управления, Российская Федерация, 141006, Московская обл., Мытищи, ул. Индустриальная, 13

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.301

Аннотация

Внедрение во все сферы жизни цифровых устройств определило существенную перестройку нашей повседневности и, соответственно, картины мира современного человека. Реальный мир все более активно дополняется цифровой средой, образуя уникальную в историческом контексте жизнь в смешанной онлайн/офлайн реальности. В психологии пока отсутствуют работы, посвященные анализу картины мира подростков, наиболее активно социализирующихся в реальном и виртуальном пространствах, их сравнения с представлениями старших поколений, что внесло бы вклад в понимание выбора стратегий поведения разных поколений и их адаптации к цифровым трансформациям. Цель работы — сравнительный анализ представлений о реальном и виртуальном пространствах как составляющих картины мира подростков и родителей с разным уровнем пользовательской активности, цифровой компетентности и с разными системами ценностных ориентаций. Выборку составили 282 подростка 14–17 лет и 337 родителей подростков этого возраста. Картины реального и виртуального миров у подростков сближаются, в то время как у родителей эти миры разнесены в их общей системе представлений. Подростки и родители по-разному видят виртуальный мир, при этом они солидарны в восприятии реального мира. Чем больше времени и подростки, и родители проводят в сети, тем более позитивным им видится виртуальный мир, что также характерно для родителей с высоким уровнем цифровой компетентности. Подростки с разными ценностными ориентациями различаются представлениями только о реальном мире, родители же — и о реальном, и о виртуальном. Таким образом, по сравнению с поколением родителей, подростки, помимо в целом позитивной картины мира и высокой значимости реального мира, имели также более позитивные взгляды на виртуальное пространство и активно адаптировались к смешанной реальности, что могло выступить хорошим психологическим ресурсом для адаптации к серьезным переменам и потрясениям в условиях пандемии и переходу на дистанционное обучение.

Ключевые слова:

картина мира, представления о мире, подростки, родители, реальный мир, виртуальный мир

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Галина Солдатова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, 82

д-р психол. наук, проф., академик РАО

 

 

 

Светлана Чигарькова, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

канд. психол. наук

Светлана Илюхина, Академия социального управления, Российская Федерация, 141006, Московская обл., Мытищи, ул. Индустриальная, 13

мл. науч. сотр.

Библиографические ссылки

Литература

Алехин А.Н., Королева Н.Н. Смысловые структуры образа мира как внутренние факторы саморазрушающего поведения современных подростков // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 99–109.

Альперович В.Д. Представления личности о других людях в связи с ее «образом мира» и «картиной мира» // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 334–346. https://doi.org/10.15507/2078-9823.51.020.202003.334-346

Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7, № 1. С. 1–11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070101

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Гордеева Т.О., Лункина М.В., Сычев О.А. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 13–32.

Гришаева Л.И., Попова М.К. Картина мира как проблема гуманитарных наук // Картина мира и способы ее репрезентации: научные доклады конференции «Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование» / ред. Л.И.Гришаева, М.К.Попова. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 13–38.

Гусельцева М.С. Методологические аспекты изучения картины мира современных детей и подростков в ситуации транзитивности // Мир психологии. 2017. № 2. С. 147–157.

Кравцова Е.М. Модель мира и стрессоустойчивость старшеклассников // Методология, теория и практика инновационного развития регионального образования: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. М.: Перо, 2019. С. 556–560.

Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251–261.

Леонтьев Д.А., Моспан А.Н. Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 12–19.

Марцинковская Т.Д., Голубева Н.А., Юрченко Н.И. Картина мира, образ мира, представления о мире: константы и трансформации понятия и содержания // Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 20–33.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1983.

Обухов А.С. Исторические обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. № 4. С. 51–68.

Пыжова О.В. Образ мира versus картина мира: ступени культурфилософской концептуализации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 12 (62): в 4 ч. Ч. 1. Тамбов: Грамота, 2015. С. 165–168.

Рашитова Л.С. Образ Я в картине мира дезадаптированных подростков: дис. … канд. психол. наук. СПбГУ, СПб., 2020.

Рягузова Е.В. Трансформация картины мира и способов категоризации Другого у современного ребенка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 228–237. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-228-237

Серкин В. П. Изменения образа мира, образа жизни и представлений о себе при переживании экстремальной ситуации: новые эмпирические данные и рекомендации // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2015. № 5. С. 322–334.

Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2021. № 3 (18). С. 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. 2016. № 5 (37). С. 44–54.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Краткая и скрининговая версии индекса цифровой компетентности: верификация и возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 47–56.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности. Культурно-историческая психология. 2020. № 4 (16). С. 87–97. https://doi.org/10.17759/chp.2020160409

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017.

Brubaker R. Digital hyperconnectivity and the self // Theory and Society. 2020. Vol. 49. P. 771–801. https://doi.org/10.1007/s11186-020-09405-1

Buheji M., Sisk C.V. You and the new normal: Jobs, pandemics, relationship, climate change, success, poverty, leadership and belief in the emerging new world. Milton Keynes: AuthorHouse, 2020.

Cascio J. Facing the Age of Chaos. 2020. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaosb00687b1f51d (дата обращения: 08.07.2022).

European Social Survey, ESS. ESS4-2008 documentation report, 2008. URL: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/round4/survey/ESS4_data_documentation_report_e05_5.pdf (дата обращения: 14.03.2022).

Floridi L. The onlife manifesto: Being human in a hyperconnected era. Berlin: Springer Nature, 2015.

Lee L.H. et al. All one needs to know about metaverse: A complete survey on technological singularity, virtual ecosystem, and research agenda // Journal of latex class files. 2021. Vol. 14, no. 8, https://doi. org/10.13140/RG.2.2.11200.05124/8

Livingstone S., Haddon L. EU Kids Online III: a thematic network to stimulate and coordinate investigation into the use of new media by children: final annual report. 2014.

Otrel-Cass K. (ed.). Hyperconnectivity and digital reality: Towards the eutopia of being human. Cham, Switherland: Springer, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-030-24143-8

Skarbez R., Smith M., Whitton M.C. Revisiting Milgram and Kishino’s reality-virtuality continuum // Frontiers in Virtual Reality. 2021. Vol. 2. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.647997

Smahel D., Machackova H., Mascheroni G., Dedkova L., Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S., Hasebrink U. EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries / EU Kids Online. London, 2020. https://doi.org/10.21953/lse.47fdeqj01ofo


References

Alekhin, A.N., Koroleva, N.N. (2013). Semantic structures of the world image as internal factors of selfdestructive behavior of modern adolescents. Universum: Bulletin of the Herzen University, 4, 99–109. (In Russian)

Al’perovich, V.D. (2020). Personality’s ideas about other people in connection with its “image of the world” and “picture of the world”. Gumanitarii: aktual’nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia, 20, 3, 334–346. https://doi.org/10.15507/2078-9823.51.020.202003.334-346 (In Russian)

Bogdanovskaya, I.M., Ikonnikova, G.Yu., Koroleva, N.N. (2015). The role of modern information and communication environment in shaping the identity and image of the world of modern adolescents. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie psyedu.ru, 7, 1, 1–11. https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070101 (In Russian)

Brubaker, R. (2020). Digital hyperconnectivity and the self. Theory and Society, 49, 771–801. https://doi. org/10.1007/s11186-020-09405-1

Buheji, M., Sisk, C.V. (2020). You and the new normal: Jobs, pandemics, relationship, climate change, success, poverty, leadership and belief in the emerging new world. Milton Keynes, AuthorHouse.

Cascio J. (2020). Facing the Age of Chaos. Available at: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-ofchaos-b00687b1f51d (accessed: 08.07.2022). European Social Survey, ESS (2008). ESS4-2008 documentation report. Available at: https://www.europeansocialsurvey.org/docs/round4/survey/ESS4_data_documentation_report_e05_5.pdf (accessed: 14.03.2022).

Floridi, L. (2015). The onlife manifesto: Being human in a hyperconnected era. Berlin, Springer Nature.

Gordeeva, T.O., Lunkina M.V., Sychev O.A. (2018). Sources of optimistic thinking and adolescent wellbeing. Voprosy psikhologii, 5, 13–32. (In Russian)

Grishayeva, L.I., Popova M.K. (2003). The picture of the world as a problem of the humanities. In L. I. Grishayeva, M.K.Popova (eds), The picture of the world and ways of its representation: scientific reports of the conference “National pictures of the world: language, literature, culture, education” , (pp. 13–38). Voronezh, VGU Publ. (In Russian)

Guseltseva, M. S. (2017). Methodological aspects of studying the picture of the world of modern children and adolescents in a situation of transitivity. Mir psikhologii, 147–157. (In Russian)

Kravtsova, Ye. M. (2019). Model of the world and stress resistance of high school students. Metodologiia, teoriia i praktika innovatsionnogo razvitiia regional’nogo obrazovaniia. Materialy Vserossiyskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii (pp. 556–560). Moscow, Pero Publ. (In Russian)

Lee, L.H. et al. (2021). All one needs to know about metaverse: A complete survey on technological singularity, virtual ecosystem, and research agenda. Journal of latex class files, 14, 8. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.11200.05124/8

Leont’yev, A.N. (1983). Image of the world. Izbrannye psikhologicheskiie proizvedeniia (pp. 251–261). Moscow, Pedagogika Publ. (In Russian)

Leont’yev, D.A., Mospan, A.N. (2017). Picture of the world, worldview and definition of the indefinite. Mir psikhologii, 2 (90), 12–19. (In Russian)

Livingstone, S., Haddon, L. (2014). EU Kids Online III: a thematic network to stimulate and coordinate investigation into the use of new media by children (final annual report).

Martsinkovskaya, T.D., Golubeva, N.A., Yurchenko, N.I. (2017). Picture of the world, image of the world, ideas about the world: constants and transformations of the concept and content. Mir psikhologii, 2 (90), 20–33. (In Russian)

Mead, M. (1983). Culture and the world of childhood. Moscow, Nauka Publ.

Obukhov, A. S. (2003). Historical conditioned modifications of the image of the world. Razvitiie lichnosti, 4, 51–68. (In Russian)

Otrel-Cass, K. (Ed.). (2019). Hyperconnectivity and digital reality: Towards the eutopia of being human. Cham, Switherland: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-24143-8

Rashitova, L. S. (2020). The image of the self in the picture of the world of disadapted adolescents (Doctoral dissertation). St Petersburg State University. St Petersburg. (In Russian)

Pyzhova, O.V. (2015). Image of the world versus picture of the world: stages of cultural and philosophical conceptualization. Istoricheskiie, filosofskiie, politicheskiie i yuridicheskiie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedeniie. Voprosy teorii i praktiki, 12 (62), 165–168. (In Russian)

Ryaguzova, Ye. V. (2018). Transformation of the picture of the world and ways of categorizing the Other in a modern child. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiia obrazovaniia. Psikhologiia razvitiia, 7, 3 (27), 228–237. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-3-228-237 (In Russian)

Serkin, V.P. (2015). Changes in the image of the world, lifestyle and self-image when experiencing an extreme situation: new empirical data and recommendations. Lichnost’ v ekstremal’nykh usloviiakh i krizisnykh situatsiiakh zhiznedeiatel’nosti, 5, 322–334. (In Russian)

Skarbez, R., Smith, M., Whitton, M.C. (2021). Revisiting Milgram and Kishino’s reality-virtuality continuum. Frontiers in Virtual Reality, 2. https://doi.org/10.3389/frvir.2021.647997

Smahel, D., Machackova, H., Mascheroni, G., Dedkova, L., Staksrud, E., Ólafsson, K., Livingstone, S., Hasebrink, U. (2020). EU Kids Online 2020: Survey results from 19 countries. London. https://doi.org/10.21953/lse.47fdeqj01ofo

Soldatova, G.U., Voiskounsky, A.E. (2021) Socio-cognitive concept of digital socialization: а new ecosystem and social evolution of the mind. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 3 (18), 431–450. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-3-431-450 (in Russian)

Soldatova, G.U., Rasskazova, Ye. I. (2016). Digital gap and intergenerational relations between parents and children. Psikhologicheskii zhurnal, 5 (37), 44–54.

Soldatova, G.U., Rasskazova, Ye. I. (2018). Brief and screening versions of the digital competence index: verification and application possibilities. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal, 3 (31), 47–56. (In Russian)

Soldatova, G.U., Rasskazova, Ye. I. (2020). Digital Transition Outcomes: From Online Reality to Mixed Reality. Cultural-Historical Psychology. 4 (16). С. 87–97. https://doi.org/10.17759/chp.2020160409 (In Russian)

Soldatova, G.U., Rasskazova, Ye. I., Nestik, T.A. (2017). Digital generation of Russia: competence and security. Moscow, Smysl Publ.

Vasilyuk, F.E. (1984). Psikhologiia perezhivaniia (analiz preodoleniia kriticheskikh situatsii) . Moscow, Moscow University Press. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

21.09.2022

Как цитировать

Солдатова, Г., Чигарькова, С., & Илюхина, С. (2022). Представления о реальном и виртуальном пространствах как часть актуальной картины мира подростков и родителей в цифровом обществе: возможности адаптации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(3), 226–248. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.301

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования