Психологический анализ условий и средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.407Аннотация
Цель данной работы — выделить и описать условия и средства обучения, формирующие зону ближайшего развития при усвоении элементарных математических представлений (ЭМП) в старшем дошкольном возрасте (в первую очередь представлений о величинах: длине, площади, массе, объеме и др.), а также проанализировать представленность этих условий и средств обучения в современных российских программах дошкольного образования, выстроенных на основе ФГОС ДО. Отбор программ осуществлялся на основе процедуры PRISMA, в результате чего из 43 было выбрано 8 программ для анализа по выделенным критериям. Было выделено три типа наиболее распространенных средств обучения в ситуациях введения новых ЭМП: образцы (наглядная или словесная инструкция, правило), модели (схематическая репрезентация существенных отношений между объектами) и символы (символическая репрезентация существенных отношений между объектами). В качестве основных условий обучения мы анализировали содержание и характеристики тех действий, в которых данные ЭМП усваиваются. Было показано, что при организации формирования представлений о величинах у старших дошкольников психологически более целесообразно подбирать условия, требующие осуществления действий подбора по величине, опосредованного сравнения, а также измерения с помощью условных мер — обязательно в ситуациях представленности средств моделирования или символизации. Полученные результаты анализа современных российских программ дошкольного образования свидетельствуют о том, что наиболее часто в них используется лишь одно средство — наглядный образец или инструкция, причем формирование представлений о величинах осуществляется исключительно на основе действия непосредственного сравнения. Проведенное исследование позволит дать психологически обоснованные рекомендации педагогам, воспитателям и администрации дошкольных образовательных учреждений по выбору и реализации программ обучения ЭМП.
Ключевые слова:
дошкольное образование, элементарные математические представления, средства обучения, образец, модель, символ
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Paramonova, L.A. (2018). Origins: A comprehensive educational program of preschool education. 6th ed. rew. Moscow, TTs Sfera Publ. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.