Факторы совладания, лежащие в основе успешности академической деятельности в старшем подростковом возрасте
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.404Аннотация
Учебная деятельность сопровождается резкими качественными изменениями в структуре сознания человека, связанными с поиском, получением и усвоением новой информации, использованием ее для повышения продуктивности своей деятельности в различных сферах. Такие резкие изменения сопровождаются стрессом и, соответственно, формированием и развитием методов его преодоления, дистанцирования от него или адаптации к нему — стратегий совладания, направленных на уменьшение негативных последствий трудных жизненных ситуаций, их разрешение или избегание. Предметом исследования является поиск общих факторов, лежащих в основе стратегий совладания со сложным объектом — успеваемостью в школе у старших подростков (158 старших подростков 15–17 лет с разным уровнем успеваемости, которые проходят обучение в средней общеобразовательной школе города Химки). В исследовании использовались данные электронного дневника школьника и опросника «Способы совладающего поведения». Согласно результатам критерия Вилкоксона, выбор стратегии копинг-поведения в старшем подростковом возрасте не определяется ни полом, ни возрастом субъекта деятельности. Аналогичная ситуация сложилась и по показателям успеваемости, то есть степени успешности интеллектуальной (школьной) деятельности. Объяснение отсутствия влияния пола и возраста на успеваемость можно объяснить суммой баллов по этой самой «школьной интеллектуальной успешности», которая нивелирует различия между отдельными подгруппами по отдельным предметам. Результаты факторного анализа указывают на группы (стили) копинг-стратегий, основанные на их «пассивности», и одновременно — «эмоциональности» и «активности», сопряженной с предпочтением рациональности с элементами метааналитических способностей (например, такой копинг-стратегии, как «положительная переоценка», предполагающая взгляд со стороны, с другой перспективы, ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием), их социальной/индивидуалистической и проблемно-ориентированной направленности. Более того, когнитивные способности связаны с проблемно-ориентированными копинг-стратегиями
Ключевые слова:
копинг-стратегия, школьная успеваемость, старший подростковый возраст
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.