Учитель — несколько пристрастных слов об Иосифе Марковиче Палее

  • Марина Егорова Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Аннотация

Статья посвящена И.М.Палею — одному из наиболее ярких представителей ананьевской психологической школы. Научная жизнь И. М.Палея была связана с исследованием индивидуальных различий. Он внес значительный вклад в конституирование Петербургской (ананьевской) дифференциально-психологической школы. Его интенсивное научное общение с представителями Московской и Пермской дифференциально-психологических школ (прежде всего с В. Д.Небылицыным и В. С.Мерлиным) способствовало интеграции отечественных дифференциально-психологических направлений — созданию общих теоретических ориентиров и разработке сопоставимых диагностических методов. Его психологические и психофизиологические исследования посвящены описанию индивидуальных различий, поиску источников их происхождения (на основании межуровневых связей) и прогнозу поведения — тому, как различия в свойствах нервной системы, темпераменте, интеллекте и личности влияют на поведение в самых разных ситуациях. Его исследования касались структуры и функций личности, ее возрастной стабильности и пластичности. И. М. Палей считал, что анализ соотношения разных уровней в структуре личности, а также выяснение причин взаимосвязей являются ключом к пониманию целостности индивидуальности. В исследованиях, проводимых под его руководством, использовались не только номотетические, но идиографические способы анализа, в частности микролонгитюдные исследования, позволяющие оценить интраиндивидуальную вариативность. Он много внимания уделял методологии психологического исследования — анализу схем исследования, разработке и адаптации диагностических методов, адекватному использованию статистических методов. И. М.Палей был талантливым преподавателем, учившим видеть и многообразие проявлений личности, и многообразие их детерминант. Им был разработан первый в отечественной психологии курс дифференциальной психологии личности. Его, может быть, самой сильной стороной было научное руководство, в котором профессиональная компетентность и научная честность сочетались с поразительным умением заражать учеников своим интересом. Наука — это диалог природы с человеком. И. М.Палей умел слышать вопросы, которые возникают в этом диалоге, и помогал овладеть этой способностью нам, своим ученикам.

Ключевые слова:

дифференциальная психология, психология личности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Ананьев Б.Г., Палей И.М. О психологической структуре личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. Т. 1. М.: Педагогика, 1970. С. 39–51.

Веккер Л.М., Палей И.М. Информация и энергия в психическом отражении // Экспериментальная и прикладная психология. Сер. психологических наук. 1971. No 362. С. 48–52.

Жамкочьян М.С., Палей И.М. О связях интеллекта с индивидуальными особенностями тревожности и экстраверсии // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 8. Л.: Лен. гос. ун-т, 1977. С. 78–87.

Ласко М.В., Палей И.М. Индивидуальные особенности эффективности и структуры интеллектуальных функций при разной интенсивности мотивации // Проблемы интегрального исследования личности. Пермь, 1977. С. 109–122.

Палей И.М. Об исследовании силы нервной системы в связи с задачами комплексной диагностики индивидуально-типических особенностей человека // Человек и общество. 1967. Т.II. С. 213–225.

Палей И.М. К психофизиологическому исследованию структуры индивидуально-типических особенностей человека в связи с «информационно-энергетическими» соотношениями в нервно-психической деятельности // Человек и общество. 1971. Т.VIII. С. 150–154.

Палей И.М. К дифференциально-психологическому исследованию студентов в связи с задачами изучения потенциалов развития взрослого человека // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Лен. гос. ун-т, 1974. С. 133–143.

Палей И.М. Методологические вопросы диагностики в дифференциально-психологическом исследовании. Психодиагностические методы в комплексном исследовании студентов / под ред. А. А.Бодалева. Л.: Лен. гос. ун-т, 1976a. С. 52–68.

Палей И.М. О соотношении дифференциации и интеграции в психофизиологии индивидуальных отличий // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой: материалы Всесоюзного симпозиума. Пермь, 1976б. С. 14–21.

Палей И.М., Зырянова Н.Г. Нейродинамические свойства // Развитие психофизиологических функций взрослых людей / ред. Б.Г.Ананьев, Е.И.Степанова. М.: Педагогика, 1972. С. 44–103.

Палей И.М., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1979. С. 90–105.

Палей И.М., Шафранская К.Д. Комплексные характеристики индивидуально-типических особенностей студентов во время эмоционально-интеллектуального напряжения на экзаменах // Человек и общество. 1969. Т.IV. С. 145–153.

Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 308–309.


References

Ananyev, B.G., Paley, I.M. (1970). On the psychological structure of the personality. Personality problems. Materials of the symposium, 39–51. (In Russian)

Lasko, M.V., Paley, I.M. (1977). Individual characteristics of the efficiency and structure of intellectual functions at different intensities of motivation. Problems of integral research of personality, 109–122. (In Russian)

Paley, I.M. (1967). On the study of the strength of the nervous system in connection with the tasks of complex diagnostics of individual-typical characteristics of a person. Chelovek i obschestvo, II, 213–225. (In Russian)

Paley, I.M. (1971). To the psychophysiological study of the structure of individual-typical characteristics of a person in connection with the “information-energy” relationships in neuropsychic activity. Chelovek i obschestvo, VIII, 150–154. (In Russian)

Paley, I.M. (1974). To the differential psychological study of students in connection with the tasks of studying the developmental potentials of an adult. Modern psychological and pedagogical problems of higher education. Leningrad, 133–143. (In Russian)

Paley, I.M. (1976a). Methodological issues of diagnostics in differential psychological research. Psychodiagnostic methods in a comprehensive study of students, ed. A.A.Bodalev. Leningrad, Leningrad University Press, 52–68. (In Russian)

Paley, I.M. (1976b). On the relationship between differentiation and integration in the psychophysiology of individual differences. Differential psychophysiology issues in connection with genetics. Materials of the All-Union Symposium. Perm, 14–21. (In Russian)

Paley, I.M., Magun, B.C. (1979). Psychological characteristics of personality and prerequisites of its social potentials. In: Social psychology. Leningrad, Leningrad State University Publ., 90–105. (In Russian)

Paley, I.M., Shafranskaya, K.D. (1969). Complex characteristics of individual-typical characteristics of students during emotional and intellectual stress on exams. Chelovek i obschestvo, IV, 145–153.

Paley, I.M., Zyryanova, N.G. (1972). Neurodynamic properties. Development of psychophysiological functions of the adults, eds B.G.Ananуev, E.I. Stepanova. Moscow, Pedagogica Publ., 44–103. (In Russian)

Teplov, B.M. (1985). Psychologist’s notes when reading fiction. Selected works: in 2 vols, vol. 1. Moscow, Pedagogica Publ., 308–309.

Vekker, L.M., Paley, I.M. (1971). Information and Energy in Psychic Reflection. Experimental and Applied Psychology. Series of Psychological Sciences, 362, 48–52. (In Russian)

Zhamkochian, M. S., Paley, I.M. (1977). On the connections of intelligence with individual characteristics of anxiety and extraversion. Experimental and Applied Psychology, 8, 78–87. (In Russian)

Опубликован
2022-04-16
Как цитировать
Егорова, М. (2022). Учитель — несколько пристрастных слов об Иосифе Марковиче Палее. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(1), 96–103. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.108
Раздел
История психологии