Эмоциональный интеллект, черты Большой пятерки и эмоциональная креативность в латентных личностных профилях

Авторы

  • Татьяна Корнилова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1
  • Мария Шестова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1
  • Сергей Корнилов Институт системной биологии, США, 98109, Сиэтл, Терри Авеню, 401

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.201

Аннотация

Исследования последнего десятилетия при описании соотношения черт, образующих личностный профиль, либо демонстрировали взаимосвязи эмоционального интеллекта и Большой пятерки, либо произвольно выявляли в системе измеряемых свойств медиаторы и модераторы. Среди имеющихся на данный момент исследований отсутствуют достоверные сведения о латентных классах в контексте соотнесения свойств Большой пятерки с эмоциональной креативностью, которая, в свою очередь, связана с эмоциональным интеллектом. В связи с этим нашей целью является заполнение существующего пробела в знаниях и, соответственно, анализ латентных профилей для более полного раскрытия представленности в выделенных профилях этих компонентов. Выборку составили 527 испытуемых-студентов (из них 395 женщин и 135 мужчин, Min 17, Max 43, M = 19,2, SD = 2,9), 402 из них прошли всю батарею тестов. В комплекс методик вошли: 1) Ten Item Personality Measure — «Краткий опросник Большой пятерки» (КОБП); 2) Trait Emotional Intelligent Questionnaire — опросник «Черты эмоционального интеллекта», 3) Emotional Creativity Inventory — «Опросник эмоциональной креативности» Дж. Эверилла. Сопоставлялись результаты корреляционного анализа и анализа латентных профилей, в которых представлены типичные для четырех выделенных классов соотношения измеренных личностных свойств. В результате предпринятого исследования показано, что черты Большой пятерки ожидаемо положительно связаны со всеми чертами эмоционального интеллекта. Анализ латентных профилей позволил выделить четыре класса, которые не проявляются при использовании корреляционного анализа. Но именно свойства эмоционального интеллекта выступили основной группой дискриминирующих переменных при установлении личностных профилей. Выводы: из черт Большой пятерки только эмоциональная стабильность, а из эмоциональной креативности — только эффективность выступили дискриминирующими факторами; максимальный вклад в определение личностных профилей внесли черты эмоционального интеллекта.

Ключевые слова:

латентные профили, эмоциональная креативность, эмоциональный интеллект, опросник «Черты эмоционального интеллекта», «Краткий опросник Большой пятерки» (КОБП), «Опросник эмоциональной креативности»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 7 (2). С. 103–114.

Дикая Л. А. и др. Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта и личностных черт у социально активных студентов / Л. А. Дикая, Ю. В. Обухова, В. А. Егорова, И. Н. Егоров // Российский психологический журнал. 2020. № 17 (4). C. 34–48. http://dx.doi:10.21702/rpj.2020.4.3

Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Апробация Краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБП) // Психологические исследования. 2016. № 9 (46). С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n46/1259-kornilova46.html (дата обращения: 12.02.2021).

Корнилова Т. В., Шестова М. А., Павлова Е. М. Эмоциональная креативность в системе связей с имплицитными теориями и личностной сферой // Психологический журнал. 2020. № 41 (4). С. 19–31. http://dx.doi.org/10.31857/S020595920010388-2

Крюкова Е. А., Шестова М. А. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека: черта или способность? (адаптация краткой версии опросника TEIQue-SF) // Национальный психологический журнал. 2021. № 1 (в печати).

Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009. C. 264–278.

Alegre А., P.rez-Escoda N., L.pez-Cass. E. The Relationship between Trait Emotional Intelligence and Personality. Is Trait EI Really Anchored Within the Big Five, Big Two and Big One Frameworks? // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 866. http://dx.doi.org/0.3389/fpsyg.2019.00866

Averill J. R. Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates // Journal of personality.1999. Vol. 67 (2). Р. 331–371. https://doi.org/10.1111/1467-6494.00058

Averill J. R. Intelligence, emotion, and creativity: From trichotomy to trinity // Handbook of emotional intelligence:Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace / eds. R. Bar-On, J. D. A. Parker. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2000. P. 363–376.

Barańczuk U. The five factor model of personality and alexithymia: A meta-analysis // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 78. P. 227–248. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2018.12.005

Bertoleti M., Friel N., Rastelli R. Choosing the number of clusters in finite mixture model using an exact integrated completed likelihood // Metron. 2015. Vol. 73 (2). Р. 177–199. https://doi.org/10.1007/s40300-015-0064-5

Blanchard-Fields F. Everyday Problem Solving and Emotion: An Adult Developmental Perspective // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16 (1). Р. 26–31. https://doi.org/10.1111/j.14678721.2007.00469.x

Carstensen L. L. et al. Emotional experience in everyday life across the adult life span / L. L. Carstensen, M. Pasupathi, U. Mayr, J. R. Nesselroade // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79 (4). Р. 644–655. https://doi.org/10.1037/0022-3514.79.4.644

Gosling S. D., Rentfrow P. J., Swann W. B. A very brief measure of the Big-Five personality domains // Journal of Research in personality. 2003. Vol. 37 (6). Р. 504–528. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00046-1

Habashi M., Graziano W., Hoover A. E. Searching for the Prosocial Personality // Personality and Social Psychology Bulletin. 2016. Vol. 42. P. 1177–1192. https://doi.org/10.1177/0146167216652859

Ivcevic Z., Brackett M. A., Mayer J. D. Emotional intelligence and emotional creativity // Journal of personality. 2007. Vol. 75 (2). Р. 199–236. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2007.00437.x

Kuška М. et al. Emotional Creativity: A Meta-analysis and Integrative Review / М. Kuška, R. Trnka, J. Mana, N. Tomas // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 32 (2). P. 151–160. https://doi.org/10.1080/10400419.2020.1751541

Linden van der D. et al. Overlap between the general factor of personality and trait emotional intelligence: a genetic correlation study / D. van der Linden, J. A. Schermer, E. de Zeeuw, C. S. Dunkel, K. A. Pekaar, A. B. Bakker, P. A. Vernon, K. V. Petrides // Behavior Genetics. 2018. Vol. 48 (2). P. 147–154. https://doi.org/10.1007/s10519-017-9885-8

Maechler M. et al. Robustbase: Basic Robust Statistics R package version 0.93-5 / M. Maechler, P. Rousseeuw, C. Croux, … and M. A. di Palma. 2019. URL: http://CRAN.R-project.org/package=robustbase (accessed: 25.02.2021).

Mankus A. M., Boden M. T., Thompson R. J. Sources of variation in emotional awareness: Age, gender, and socioeconomic status // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 89. P. 28–33. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.09.043

Marbac M., Sedki M. VarSelLCM: an R/C++ package for variable selection in model-based clustering of mixed-data with missing values // Bioinformatics. 2019. Vol 35 (7). Р. 1255–1257. https://doi.org/10.1093/bioinformatics/bty786

P.rez-Gonz.lez J.-C., Sanchez-Ruiz M.-J. Trait emotional intelligence anchored within the Big Five, Big Two and Big One frameworks // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 65. P. 53–58. https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.01.021

Petrides K. V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies // European journal of personality. 2001. Vol. 15 (6). P. 425–448. https://doi.org/10.1002/per.416

Petrides K. V. et al. Emotional intelligence as personality: measurement and role of trait Emotional Intelligence in educational contexts / K. V. Petrides, M. J. Sanchez-Ruiz, A. B. Siegling, D. H. Saklofske,

S. Mavroveli // Keefer K. V., Parker J. D. A., Saklofske D. X. (eds). Emotional Intelligence in Education. Cham, Switzerland: Springer, 2018. P. 49–81 (The Springer Series on Human Exceptionality). https://doi.org/10.1007/978-3-319-90633-1_3

Ready R. E., Carvalho J. O., Weinberger M. I. Emotional complexity in younger, midlife, and older adults// Psychology and Aging. 2008. Vol. 23 (4). P. 928–933. http://dx.doi.org/10.1037/a0014003

Specht J., Luhmann M., Geiser C. On the consistency of personality types across adulthood: latent profile analyses in two large-scale panel studies // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 107 (3). P. 540–556. http://dx.doi.org/10.1037/a0036863

Wright R. et al. Sex differences in emotion recognition ability: The mediating role of trait emotional awareness / R. Wright, R. Riedel, L. Sechrest, R. D. Lane, R. Smith // Motivation and emotion. 2018. Vol. 42 (1). P. 149–160. https://doi.org/10.1007/s11031-017-9648-0


References

Alegre, A., Pérez-Escoda, N., López-Cassá, E. (2019). The Relationship between Trait Emotional Intelligence and Personality. Is Trait EI Really Anchored Within the Big Five, Big Two and Big One Frameworks? Frontiers in Psychology, 10, p. 866. http://dx.doi.org/0.3389/fpsyg.2019.00866

Averill, J.R. (1999). Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates. Journal of personality, 67 (2), 331–371. https://doi.org/10.1111/1467-6494.00058

Averill, J.R. (2000). Intelligence, emotion, and creativity: From trichotomy to trinity. In: R.Bar-On, J.D.A.Parker (eds). Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace. San Francisco, CA: Jossey-Bass, pp. 363–376.

Barańczuk, U. (2019). The five factor model of personality and alexithymia: A meta-analysis. Journal of Research in Personality, 78, 227–248. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2018.12.005 a

Bertoleti, M., Friel, N., Rastelli, R. (2015). Choosing the number of clusters in finite mixture model using an exact integrated completed likelihood. Metron, 73 (2), 177–199. https://doi.org/10.1007/s40300- 015-0064-5

Blanchard-Fields, F. (2007). Everyday Problem Solving and Emotion: An Adult Developmental Perspective. Current Directions in Psychological Science, 16 (1), 26–31. https://doi.org/10.1111/j.1467- 8721.2007.00469.x

Carstensen, L.L., Pasupathi, M., Mayr, U., Nesselroade, J.R. (2000). Emotional experience in everyday life across the adult life span. Journal of Personality and Social Psychology, 79 (4), 644–655. https://doi. org/10.1037/0022-3514.79.4.644

Dikaja, L.A., Obuhova, Ju. V., Egorova, V.A., Egorov, I.N. (2020). Features of the relationship of emotional intelligence and personality traits in socially active students. Rossijskij psihologicheskij zhurnal, 17 (4), 34–48. (In Russian)

Gosling, S. D., Rentfrow, P.J., Swann, W.B. (2003). A very brief measure of the Big-Five personality domains. Journal of Research in personality, 37 (6), 504–528. https://doi.org/10.1016/S0092- 6566(03)00046-1

Habashi, M., Graziano, W., Hoover, A.E. (2016). Searching for the Prosocial Personality. Personality and Social Psychology Bulletin, 42, 1177–1192. https://doi.org/10.1177/0146167216652859

Ivcevic Z., Brackett M.A., Mayer J.D. (2007). Emotional intelligence and emotional creativity. Journal of personality, 75 (2), 199–236. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2007.00437.x

Kornilova, T.V., Chumakova, M.A. (2016). Development of the Russian version of the brief Big Five questionnaire (TIPI). Psihologicheskie issledovaniia, 9 (46), 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2016v9n46/1259-kornilova46.html (accessed: 12.02.2021). (In Russian)

Kornilova, T.V., Shestova, M.A., Pavlova, E.M. (2020). The relationship of emotional creativity with implicit theories and emotional-personal sphere. Psihologicheskij zhurnal, 41 (4), 19–31. http://dx.doi. org/10.31857/S020595920010388-2. (In Russian)

Krukova, E.A., Shestova, M.A. (2021). Emotional intelligence in the structure of the intellectual and personal potential of a person: a trait or an ability? (adaptation of the short version of the TEIQue-SF questionnaire). Nacional’nyj psihologicheskij zhurnal (in press). (In Russian)

Kuška, М., Trnka, R., Mana, J., Tomas, N. (2020). Emotional Creativity: A Meta-analysis and Integrative Review. Creativity Research Journal, 32 (2), 151–160. https://doi.org/10.1080/10400419.2020.1751541

Linden van der, D., Schermer, J.A., Zeeuw de, E., Dunkel, C. S., Pekaar, K.A., Bakker, A.B., Vernon, P.A., Petrides, K. V. (2018). Overlap between the general factor of personality and trait emotional intelligence: a genetic correlation study. Behavior Genetics, 48 (2), 147–154. https://doi.org/10.1007/ s10519-017-9885-8

Lyusin, D.V. (2009). Questionnaire for emotional intelligence Emin: new psychometric data. Social’nyi i emotsional’nyi intellekt: ot modelei k izmereniiam. Moscow, Institute psychology RAs Press., pp. 264– 278. (In Russian)

Maechler, M., Rousseeuw, P., Croux, C., di Palma, M.A. (2019). Robustbase: Basic Robust Statistics R package version 0.93-5. http://CRAN.R-project.org/package=robustbase (accessed: 25.02.2021).

Mankus, A.M., Boden, M.T., Thompson, R.J. (2016). Sources of variation in emotional awareness: Age, gender, and socioeconomic status. Personality and Individual Differences, 89, 28–33. https://doi. org/10.1016/j.paid.2015.09.043

Marbac, M., Sedki, M. (2015). VarSelLCM: an R/C++ package for variable selection in model-based clustering of mixed-data with missing values. Bioinformatics, 35 (7), 1255–1257. https://doi.org/10.1093/ bioinformatics/bty786

Pérez-González, J.-C., Sanchez-Ruiz, M.-J. (2014). Trait emotional intelligence anchored within the Big Five, Big Two and Big One frameworks. Personality and Individual Differences, 65, 53–58. https://doi. org/10.1016/j.paid.2014.01.021

Petrides, K.V., Furnham, A. (2001). Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies. European journal of personality, 15 (6), 425–448. https://doi. org/10.1002/per.416

Petrides, K.V., Sanchez-Ruiz, M.J., Siegling, A.B., Saklofske, D.H., Mavroveli, S. (2018). Emotional intelligence as personality: measurement and role of trait Emotional Intelligence in educational contexts. In: K.V.Keefer, J.D.A.Parker, D.X. Saklofske (eds). Emotional Intelligence in Education, The Springer Series on Human Exceptionality. Cham, Switzerland, Springer, pp. 49–81. https://doi.org/10.1007/978- 3-319-90633-1_3

Ready, R.E., Carvalho, J.O., Weinberger, M.I. (2008). Emotional complexity in younger, midlife, and older adults. Psychology and Aging, 23 (4), 928–933. http://dx.doi.org/10.1037/a0014003

Specht J., Luhmann M., Geiser C. (2014). On the consistency of personality types across adulthood: latent profile analyses in two large-scale panel studies. Journal of Personality and Social Psychology, 107 (3), 540–556. http://dx.doi.org/10.1037/a0036863

Valueva, E.A., Ushakov, D.V. (2010). Empirical verification of the model of the relationship between subject and emotional abilities. Psihologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 7 (2), 103–114. (In Russian)

Wright, R., Riedel, R., Sechrest, L., Lane, R.D., Smith, R. (2018). Sex differences in emotion recognition ability: The mediating role of trait emotional awareness. Motivation and emotion, 42 (1), pp. 149–160. https://doi.org/10.1007/s11031-017-9648-0

Загрузки

Опубликован

25.07.2021

Как цитировать

Корнилова, Т., Шестова, М., & Корнилов, С. (2021). Эмоциональный интеллект, черты Большой пятерки и эмоциональная креативность в латентных личностных профилях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 123–136. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.201

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования