Припоминание источника решения в задачах поиска отдаленных ассоциаций: роль эффекта генерации и ага!-переживаний

Авторы

  • Валерия Гершкович Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Надежда Морошкина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Виктория Федосова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.105

Аннотация

Цель настоящей работы — исследование роли ага!-переживания в припоминании источника решений, найденных самостоятельно или предъявленных извне. В психологии памяти описаны специфические ошибки мониторинга источника — приписывание человеком себе авторства идей, полученных из других источников (ошибки неосознанного плагиата). В ряде предшествующих работ показано, что ага!-переживание, возникающее в процессе решения задачи или в ответ на предъявление правильного решения, может способствовать улучшению последующего припоминания материала, с обработкой которого оно было связано. Однако исследований влияния ага!-переживаний на мониторинг источника решения (решил задачу сам vs ответ был предъявлен) до настоящего момента не проводилось. Проверялось предположение, что ага!-переживание, связанное с решаемой задачей, может оказать влияние на определение источника решения. Исследование проводилось на материале задач на поиск отдаленных ассоциаций. На первом этапе эксперимента испытуемым (80 человек) предлагалось решить 40 задач и оценить, испытали ли они ага!-переживание при нахождении или предъявлении правильного ответа. На втором этапе, который проходил через неделю, испытуемому необходимо было вспомнить, решил ли он задачу сам или ответ был ему предъявлен. По результатам исследования показан эффект генерации, характеризующийся лучшим запоминанием задач, для которых было найдено решение (успешная генерация) по сравнению с задачами, в которых человек пытался найти решение, но не нашел (неудачная генерация). Испытуемые показали адекватное припоминание источника через неделю, атрибутируя успешно сгенерированные решения себе, а решения, которые они не смогли обнаружить, к предъявленным. Однако не удалось обнаружить ни дополнительного влияния ага!-переживания на запоминание самих задач, ни его влияния на мониторинг источника информации. По итогам работы обсуждается противоречивость получаемых данных о влиянии ага!- переживаний на припоминание и дальнейшее направление исследований.

Ключевые слова:

мониторинг источника, ага!-переживание, инсайт, источник решения, задача на поиск отдаленных ассоциаций

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Валерия Гершкович, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

канд. психол. наук

Надежда Морошкина, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

канд. психол. наук

Библиографические ссылки

Литература

Brown A. S., Murphy D.R. Cryptomnesia: Delineating inadvertent plagiarism // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1989. Vol. 15 (3). P. 432–442. https://doi. org/10.1037/0278-7393.15.3.432

Marsh R.L., Bower G.H. Eliciting cryptomnesia: unconscious plagiarism in a puzzle task // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1993. Vol. 19 (3). P. 673–688. https://doi. org/10.1037/0278-7393.19.3.673

Gingerich A.C., Sullivan M.C. Claiming hidden memories as one’s own: A review of inadvertent plagiarism // Journal of Cognitive Psychology. 2013. Vol. 25 (8). P. 903–916. https://doi.org/10.1080/20445 911.2013.841674

Johnson M.K., Hashtroudi S., Lindsay D. S. Source monitoring // Psychological Bulletin. 1993. Vol. 114 (1). P. 3–28. https://doi.org/10.1037/0033-2909.114.1.3

Johnson M.K., Raye C.L. Reality monitoring // Psychological Review. 1981. Vol. 88 (1). P. 67–85. https://doi.org/10.1037/0033-295X. 88.1.67

Slamecka N.J., Graf P. The generation effect: Delineation of a phenomenon // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1978. Vol. 4 (6). P. 592–604. https://doi.org/10.1037/0278- 7393.4.6.592

Bertsch S., Pesta B., Wiscott R., McDaniel M. The generation effect: A meta-analytic review // Memory & Cognition. 2007. Vol. 35. P. 201–210. https://doi.org/10.3758/BF03193441

Marsh E.J., Edelman G., Bower G.H. Demonstrations of a generation effect in context memory // Memory & Cognition. 2001. Vol. 29 (6). P. 798–805. https://doi.org/10.3758/BF03196409

Geghman, K.D., Multhaup K. S. How generation affects source memory // Memory & Cognition. 2004. Vol. 32 (5). P. 819–823. https://doi.org/10.3758/BF03195871

Kinjo H., Snodgrass J.G. Does the generation effect occur for pictures? // The American Journal of Psychology. 2000. Vol. 113 (1). P. 95–121. https://doi.org/10.2307/1423462

Voss J.F., Vesonder G.T., Post T.A., Ney L.G. Was the item recalled and if so by whom? // Journal of Memory and Language. 1987. Vol. 26 (4). P. 466–479. https://doi.org/10.1016/0749-596x(87)90102-1

Jurica P.J., Shimamura A.P. Monitoring item and source information: Evidence for a negative generation effect in source memory // Memory & Cognition. 1999. Vol. 27 (4). P. 648–656. https://doi. org/10.3758/BF03211558

Rabinowitz J.C. Effects of repetition of mental operations on memory for occurrence and origin // Memory & Cognition. 1990. Vol. 18 (1). P. 72–82. https://doi.org/10.3758/BF03202648

Mulligan N.W., Lozito J.P., Rosner Z.A. Generation and context memory // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2006. Vol. 32 (4). P. 836–846. https://doi.org/10.1037/0278- 7393.32.4.836

Гершкович В.А., Морозов М.И. Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных высказываний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 5–17.

Riefer D.M., Chien Yu., Reimer J.F. Positive and negative generation effects in source monitoring // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2007. Vol. 60 (10). P. 1389–1405. https://doi. org/10.1080/17470210601025646

Stark L.-J., Perfect T.J. Elaboration inflation: How your ideas become mine // Applied Cognitive Psychology. 2006. Vol. 20 (5). P. 641–648. https://doi.org/10.1002/acp.1216

Gick M.L., Lockhart R. S. Cognitive and affective components of insight // The Nature of Insight / R.R. Sternberg, J.E.Davidson (eds). The MIT Press, 1995. P. 197–228.

Webb M.E., Little D.R., Cropper S.J. Insight is not in the problem: Investigating insight in problem solving across task types // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. Article 1424. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2016.01424

Kizilirmak J.M., Galvao Gomes da Silva J., Imamoglu F., Richardson-Klavehn A. Generation and the subjective feeling of “aha!” are independently related to learning from insight // Psychological Research. 2016. Vol. 80 (6). P. 1059–1074. https://doi.org/10.1007/s00426-015-0697-2

Ishikawa T., Toshima M., Mogi K. How and When? Metacognition and Solution Timing Characterize an “Aha” Experience of Object Recognition in Hidden Figures // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article 1023. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01023

Klein G., Jarosz A. A naturalistic study of insight // Journal of Cognitive Engineering and Decision Making. 2011. Vol. 5 (4). P. 335–351. https://doi.org/10.1177/1555343411427013

Kizilirmak J.M., Wiegmann B., Richardson-Klavehn A. Problem solving as an encoding task: A special case of the generation effect // Journal of Problem Solving. 2016. Vol. 9. P. 59–76. https://doi. org/10.7771/1932-6246.1182

Kizilirmak J.M., Serger V., Kehl J., Öllinger M., Folta-Schoofs K., Richardson-Klavehn A. Feelingsof-Warmth Increase More Abruptly for Verbal Riddles Solved with in Contrast to Without Aha! Experience // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article 1404. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01404

Rothmaler K., Nigbur R., Ivanova G. New insights into insight: Neurophysiological correlates of the difference between the intrinsic “aha” and the extrinsic “oh yes” moment // Neuropsychologia. 2017. Vol. 95. P. 204–214. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2016.12.017

Морошкина Н.В., Аммалайнен А.В., Савина А.И. В погоне за инсайтом: современные подходы и методы измерения инсайта в когнитивной психологии // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 75. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n74/1814-moroshkina74.html (дата обращения: 10.01.2021).

Auble P.M., Franks J.J., Soraci S.A. Effort toward comprehension: Elaboration or “aha”? // Memory & Cognition. 1979. Vol. 7. P. 426–434. https://doi.org/10.3758/BF03198259

Wills T.W., Soraci S.A., Chechile R.A., Taylor H.A. “Aha” effects in the generation of pictures // Memory & Cognition. 2000. Vol. 28 (6). P. 939–948. https://doi.org/10.3758/BF03209341

Danek A.H., Fraps T., von Müller A., Grothe B., Ollinger M. Aha! experiences leave a mark: Facilitated recall of insight solutions // Psychological Research. 2013. Vol. 77 (5). P. 659–669. https://doi. org/10.1007/s00426-012-0454-8

Mednick S. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962. Vol. 69 (3). P. 220–232. https://doi.org/10.1037/h0048850

Bowden E.M., Jung-Beeman M. Normative data for 144 compound remote associate problems // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 2003. Vol. 35. P. 634–639. https://doi.org/10.3758/ BF03195543

Морошкина Н.В., Аммалайнен А.В., Гершкович В.А., Львова О.В., Федосова В.И. Апробация русскоязычного банка заданий на поиск отдаленных ассоциаций (RAT-Rus) для исследований инсайта // Первый национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроинформатике (ИИКН-2020). Материалы конференции. М., 2020 (в печати).

Bowden E.M, Jung-Beeman M., Fleck J., Kounios J. New approaches to demystifying insight // Trends in Cognitive Sciences. 2005. Vol. 9 (7). P. 322–328. https://doi.org/10.1016/j.tics.2005.05.012

Peirce J.W., Gray J.R., Simpson S., MacAskill M.R., Höchenberger R., Sogo H., Kastman E., Lindeløv J. PsychoPy: experiments in behavior made easy // Behavior Research Methods. 2019. Vol. 51 (1). P. 195– 203. https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y

Четвериков А.А. Линейные модели со смешанными эффектами в когнитивных исследованиях // Российский журнал когнитивной науки. 2015. Т. 2 (1). С. 41–51.

Bates D., Maechler M., Bolker B., Walker S. Ime4: Linear mixed-effects models using Eigen and S4 (Rpackage version 1.0-5) [Электронный документ]. Загл. с экрана. 2014. URL: http://cran.rproject. org/package=Ime4 (дата обращения 25.01.2021).

Slamecka N.J., Fevreiski J. The generation effect when generation fails // Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior. 1983. Vol. 22 (2). P. 153–163. https://doi.org/10.1016/S0022-5371(83)90112-3

Buyer L., Dominowski R. Retention of Solutions: It Is Better to Give than to Receive // The American Journal of Psychology. 1989. Vol. 102 (3). P. 353–363. https://doi.org/10.2307/1423055

Dominowski R., Buyer L. Retention of Problem Solutions: The Re-Solution Effect // The American Journal of Psychology. 2000. Vol. 113 (2). P. 249–274. https://doi.org/10.2307/1423730

Rosenzweig S., Mason G. An experimental study of memory in relation to the theory of repression // British Journal of Psychology. 1934. Vol. 24. P. 247–265/div>


References

Brown A. S., Murphy D.R. Cryptomnesia: Delineating inadvertent plagiarism. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1989, vol.15 (3), pp. 432–442. https://doi. org/10.1037/0278-7393.15.3.432

Marsh R.L., Bower G.H.Eliciting cryptomnesia: unconscious plagiarism in a puzzle task. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 1993, vol. 19 (3), pp. 673–688. https://doi. org/10.1037/0278-7393.19.3.673

Gingerich A.C., Sullivan M.C. Claiming hidden memories as one’s own: A review of inadvertent plagiarism. Journal of Cognitive Psychology, 2013, vol. 25 (8), pp. 903–916. https://doi.org/10.1080/204459 11.2013.841674

Johnson M.K., Hashtroudi S., Lindsay D. S. Source monitoring. Psychological Bulletin, 1993, vol. 114 (1), pp. 3–28. https://doi.org/10.1037/0033-2909.114.1.3

Johnson M.K., Raye C.L. Reality monitoring. Psychological Review, 1981, vol. 88 (1), pp. 67–85. https://doi.org/10.1037/0033-295X. 88.1.67

Slamecka N.J., Graf P. The generation effect: Delineation of a phenomenon. Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory, 1978, vol. 4 (6), pp. 592–604. https://doi.org/10.1037/0278- 7393.4.6.592

Bertsch S., Pesta B., Wiscott R., McDaniel M. The generation effect: A meta-analytic review. Memory & Cognition, 2007, vol. 35, pp. 201–210. https://doi.org/10.3758/BF03193441

Marsh E.J., Edelman G., Bower G.H. Demonstrations of a generation effect in context memory. Memory & Cognition, 2001, vol. 29 (6), pp. 798–805. https://doi.org/10.3758/BF03196409

Geghman K.D., Multhaup K. S. How generation affects source memory. Memory & Cognition, 2004, vol. 32 (5), pp. 819–823. https://doi.org/10.3758/BF03195871

Kinjo H., Snodgrass J.G. Does the generation effect occur for pictures? The American Journal of Psychology, 2000, vol. 113 (1), pp. 95–121. https://doi.org/10.2307/1423462

Voss J.F., Vesonder G.T., Post T.A., Ney L.G. Was the item recalled and if so by whom? Journal of Memory and Language, 1987, vol. 26 (4), pp. 466–479. https://doi.org/10.1016/0749-596x(87)90102-1

Jurica P.J., Shimamura A.P. Monitoring item and source information: Evidence for a negative generation effect in source memory. Memory & Cognition, 1999, vol. 27 (4), pp. 648–656. https://doi. org/10.3758/BF03211558

Rabinowitz J.C. Effects of repetition of mental operations on memory for occurrence and origin. Memory & Cognition, 1990, vol. 18 (1), pp. 72–82. https://doi.org/10.3758/BF03202648

Mulligan N.W., Lozito J.P., Rosner Z.A. Generation and context memory. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2006, vol. 32 (4), pp. 836–846. https://doi.org/10.1037/0278- 7393.32.4.836

Gershkovich V.A., Morozov M.I. Positive and negative influence of generation effect on memorizing the whole and fragmented sayings. Vestnik of Saint Petersburg University. Psikhologiia. Sotsiologiia. Pedagogika, 2015, vol. 3, pp. 5–17. (in Russian)

Riefer D.M., Chien Yu., Reimer J.F. Positive and negative generation effects in source monitoring. The Quarterly Journal of Experimental Psychology, 2007, vol. 60 (10), pp. 1389–1405. https://doi. org/10.1080/17470210601025646

Stark L.-J., Perfect T.J. Elaboration inflation: How your ideas become mine. Applied Cognitive Psychology, 2006, vol. 20 (5), pp. 641–648. https://doi.org/10.1002/acp.1216

Gick M.L., Lockhart R. S. Cognitive and affective components of insight. The Nature of Insight, eds R.R. Sternberg, J.E.Davidson. The MIT Press, 1995, pp. 197–228.

Webb M.E., Little D.R., Cropper S.J. Insight is not in the problem: Investigating insight in problem solving across task types. Frontiers in Psychology, 2016, vol. 7, article 1424. https://doi.org/10.3389/ fpsyg.2016.01424

Kizilirmak J.M., Galvao Gomes da Silva J., Imamoglu F., Richardson-Klavehn A. Generation and the subjective feeling of “aha!” are independently related to learning from insight. Psychological Research, 2016, vol. 80 (6), pp. 1059–1074.
https://doi.org/10.1007/s00426-015-0697-2

Ishikawa T., Toshima M., Mogi K. How and When? Metacognition and Solution Timing Characterize an “Aha” Experience of Object Recognition in Hidden Figures. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10, article 1023. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01023

Klein G., Jarosz A. A naturalistic study of insight. Journal of Cognitive Engineering and Decision Making, 2011, vol. 5 (4), pp. 335–351. https://doi.org/10.1177/1555343411427013

Kizilirmak J.M., Wiegmann B., Richardson-Klavehn A. Problem solving as an encoding task: A special case of the generation effect. Journal of Problem Solving, 2016, vol. 9, pp. 59–76. https://doi. org/10.7771/1932-6246.1182

Kizilirmak J.M, Serger V., Kehl J., Öllinger M., Folta-Schoofs K., Richardson-Klavehn A. Feelingsof-Warmth Increase More Abruptly for Verbal Riddles Solved with in Contrast to Without Aha! Experience. Frontiers in Psychology, 2018, vol. 9, article 1404. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01404

Rothmaler K., Nigbur R., Ivanova G. New insights into insight: Neurophysiological correlates of the difference between the intrinsic “aha” and the extrinsic “oh yes” moment. Neuropsychologia, 2017, vol. 95, pp. 204–214. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2016.12.017

Moroshkina N.V., Ammalainen A.V., Savina A.I. Catching up with insight: modern approaches and methods of measuring insight in cognitive psychology. Psikhologicheskie Issledovaniia, 2020, vol. 13 (74), p. 5. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n74/1814-moroshkina74.html (accessed: 10.01.2021). (In Russian)

Auble P.M., Franks J.J., Soraci S.A. Effort toward comprehension: Elaboration or “aha”? Memory & Cognition, 1979, vol. 7, pp. 426–434. https://doi.org/10.3758/BF03198259

Wills T.W., Soraci S.A., Chechile R.A., Taylor H.A. “Aha” effects in the generation of pictures. Memory & Cognition, 2000, vol. 28 (6), pp. 939–948. https://doi.org/10.3758/BF03209341

Danek A.H., Fraps T., von Müller A., Grothe B., Ollinger M. Aha! experiences leave a mark: Facilitated recall of insight solutions. Psychological Research, 2013, vol. 77 (5), pp. 659–669. https://doi. org/10.1007/s00426-012-0454-8

Mednick S. The associative basis of the creative process. Psychological Review, 1962, vol. 69 (3), pp. 220–232. https://doi.org/10.1037/h0048850

Bowden E.M., Jung-Beeman M. Normative data for 144 compound remote associate problems. Behavior Research Methods, Instruments, & Computers, 2003, vol. 35, pp. 634–639. https://doi.org/10.3758/ BF03195543

Moroshkina N.V., Ammalainen A.V., Gershkovich V.A., Lvova O.V., Fedosova V.I. Development of a Russian version of the Remote Associates Tasks (RAT-Rus) for insight research. Pervyi natsional’nyi kongress po kognitivnym issledovaniiam, iskusstvennomu intellektu i neiroinformatike (IIKN-2020) . Materialy konferentsii. Мoscow, 2020. (In press) (In Russian)

Bowden E.M., Jung-Beeman M., Fleck J., Kounios J. New approaches to demystifying insight. Trends in Cognitive Sciences, 2005, vol. 9 (7), pp. 322–328. https://doi.org/10.1016/j.tics.2005.05.012

Peirce J.W., Gray J.R., Simpson S., MacAskill M.R., Höchenberger R., Sogo H., Kastman E., Lindeløv J. PsychoPy: experiments in behavior made easy. Behavior Research Methods, 2019, vol. 51 (1), pp. 195–203. https://doi.org/10.3758/s13428-018-01193-y

Chetverikov A. Linear Mixed Effects Regression in Cognitive Studies. Rossiiskii zhurnal kognitivnoi nauki, 2015, vol. 2 (1), pp. 41–51. (In Russian, abstract — in English)

Bates D., Maechler M., Bolker B., Walker S. Rehcbdjv: Linear mixed-effects models using Eigen and S4 (Rpackage version 1.0-5) . 2014. Available at: http://cran.rproject.org/package=Ime4 (accessed 25.01.2021).

Slamecka N.J., Fevreiski J. The generation effect when generation fails. Journal of Verbal Learning & Verbal Behavior, 1983, vol. 22 (2), pp. 153–163. https://doi.org/10.1016/S0022-5371(83)90112-3

Buyer L., Dominowski R. Retention of Solutions: It Is Better to Give than to Receive. The American Journal of Psychology, 1989, vol. 102 (3), pp. 353–363. https://doi.org/10.2307/1423055

Dominowski R., Buyer L. Retention of Problem Solutions: The Re-Solution Effect. The American Journal of Psychology, 2000, vol. 113(2), pp. 249–274. https://doi.org/10.2307/1423730

Rosenzweig S., Mason G. An experimental study of memory in relation to the theory of repression. British Journal of Psychology, 1934, vol. 24, pp. 247–265.

Загрузки

Опубликован

14.04.2021

Как цитировать

Гершкович, В., Морошкина, Н., & Федосова, В. (2021). Припоминание источника решения в задачах поиска отдаленных ассоциаций: роль эффекта генерации и ага!-переживаний. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(1), 72–88. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.105

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования