Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.304Аннотация
Социально-политические изменения в мире актуализируют одну из значимых социальных ролей каждого человека — гражданин. Современная молодежь постепенно приобщается к социально активной части населения. В данной статье представлены взгляды зарубежных исследователей на развитие гражданской позиции с детства. Также описаны результаты проведенного исследования, цель которого заключалась в изучении особенностей гражданской позиции в ранней и поздней юности с учетом статуса эго-идентичности испытуемых. Основной метод исследования — констатирующий эксперимент с применением методик, направленных на установление статуса эго-идентичности юношей и девушек. В эксперименте принимали участие 729 человек (217 юношей и 512 девушек) в возрасте 14–24 лет. Основными гипотезами исследования выступали следующие предположения. По мере взросления статусы общей эго-идентичности сменяются более высокими. Уровень сформированности гражданской позиции находит отражение в уровне личностной идентичности: высокий уровень гражданской позиции соответствует высоким показателям общей эго-идентичности. По результатам эксперимента гипотезы находят свое подтверждение. В дополнение были обнаружены гендерные различия по изучаемым показателям. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения гражданской позиции, социальной зрелости и интереса к общественной деятельности. В перспективе возможно создание социальных программ, направленных на повышение уровня политической сознательности и вовлечение молодежи в общественную деятельность.
Ключевые слова:
гражданская позиция, эго-идентичность, гражданская активность, гражданское сознание, социальная зрелость
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.