К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко

Авторы

  • Ирина Мамайчук Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.405

Аннотация

Статья посвящена 120-летию со дня рождения профессора Ленинградского государственного университета, заслуженного деятеля науки А. В. Ярмоленко. Изложена краткая биография А. В. Ярмоленко, дана характеристика ее теоретического и практического наследия. Анализируется ее роль в исследованиях детей и взрослых с сенсорными, моторными и речевыми нарушениями. Многолетние исследования слепоглухих позволили Августе Викторовне выделить этапы и стадии развития познавательных процессов. В ее работах показано, что углубленный анализ психомоторных функций здоровых и больных детей с качественной интерпретацией полученных данных может быть противопоставлен тестированию, направленному только на количественную характеристику отдельных психических функций. Занимаясь проблемами многоязычия, Августа Викторовна Ярмоленко впервые выделила структурную модель многоязычия, его варианты с учетом функции языка, его форм. Овладение речью и превращение осязания в средство познания, согласно А. В. Ярмоленко, дает возможность слепоглухим овладеть культурным богатством мира. Комплексный анализ сенсорных, речевых и психомоторных функций у слепоглухих позволил ей проследить, каким образом осуществляется компенсация утраченных функций, а также выявить роль второй сигнальной системы в эффективности формирования компенсаторных приспособлений детей. Работы А. В. Ярмоленко были новаторскими и сохранили актуальность и сегодня. Рассматривается роль А. В. Ярмоленко в исследованиях теоретического, практического аспектов в психологии нарушенного развития, а также направленность ее преподавательской деятельности. Описаны основные вехи научного пути А. В. Ярмоленко, ее становление как ученого в определенном историческом контексте. Показано формирование ее научного мировоззрения в результате влияния как определенных ученых, так и ее собственного практического опыта работы с детьми (юными нарушителями закона, слепоглухонемыми и т. д.). Ее идеи заложили фундамент отечественной дефектологии и психологии слепоглухонемых.

Ключевые слова:

А. В. Ярмоленко, нарушенное развитие, исследования слепоглухонемых

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ярмоленко А. В. Обследование движений нормальных и аномальных детей. Л. ; М.: Огиз; Гос. мед. изд-во, 1931. 123 с.

Ярмоленко А. В., Якимова Ю. А. О некоторых психических особенностях слепоглухонемых детей // Труды Ленинградского института слуха и речи. 1940. Т. III.

Ярмоленко А. В. Психология слепоглухонемых до обучения // Советская нейропсихиатрия. 1941. Вып. VI.

Ярмоленко А. В. Вопросы психологии речи слепоглухонемых детей // Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. 1946. Т. 53.

Ярмоленко А. В. Психическое развитие слепоглухонемых до обучения // Труды Ленинградского института слуха и речи. 1947. Т. VII.

Ярмоленко А. В. К истории обучения и воспитания слепоглухонемых // Слепоглухонемота / под ред. М. Л. Шкловского. Л.: 2-я тип. Трансжелдориздата, 1947. С. 15–58.

Ярмоленко А. В. Развитие сознания при крайнем ограничении сенсорики // Ученые записки ЛГУ. 1949. Т. 119. С. 54–65.

Ярмоленко А. В. Развитие познавательной деятельности слепоглухонемых: дис. … д-ра пед. наук: в 2 т. Л., 1954. Т. 1. 433 с. Т. 2. 537 с.

Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1961. 162 с.

Рубинштейн С. Л. Несколько замечаний к психологии слепоглухонемых. Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Т. 35. Л.: Изд-во ЛПИ им. Герцена, 1941. С. 226– 228.

Ярмоленко А. В. Роль речи в отражении пространства // Проблема восприятия пространства и пространственных представлений / под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 69–72.

Осязание в процессах познания и труда / под ред. Б. Г. Ананьева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.

Ярмоленко А. В. Структура и фазы многоязычия // Проблемы общей инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. С. 159–167.

Ярмоленко А. В. Нарушение речи при многоязычии // Труды Ленингр. науч.-исслед. психоневрологич. ин-та. Вопросы совр. психоневрологии. 1966. Т. 38.

Ярмоленко А. В., Платонов К. К., Васильев В. Л. Судебная психология для следователей // Вопросы психологии: четырнадцатый год издания. 1968. № 6. С. 141–143.


References

Yarmolenko A. V. Examination of movements of normal and abnormal children. Leningrad; Moscow, Ogiz; State. medical. Publ., 1931. 123 р. (In Russian)

Yarmolenko A. V., Yakimova Yu. A. On some mental characteristics of deaf-blind children, 1939, vol. III. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Psychology of the deaf-blind before training. Soviet neuropsychiatry, 1941, vol. VI. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Questions of speech psychology of deaf-blind children. Proceedings of the Leningrad Pedagogical Institute A. I. Herzen, 1946, vol. 53. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Mental development of the deaf-blind before training. Proceedings of the Leningrad Institute of Hearing and Speech, 1947, vol. VII. (In Russian)

Yarmolenko A. V. On the history of training and education of the deaf-blind and dumb Blind-deafmute, ed. by M. L. Shklovsky. Leningrad, Transzheldorizdat Publ., 1947, рр. 15–58. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Development of consciousness with extreme limitation of sensing. Uchenye zapiski LGU, 1949, vol. 119, рр. 54–65. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Development of cognitive activity of deaf-blind and dumb people. Doct. dis. Leningrad, 1954. In 2 vol., vol. I; р. 433, vol. II. 537 p. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Essays on the Psychology of the Deaf-Blind Mute Leningrad. Leningrad, Leningrad University Press, 1961. 162 р. (In Russian)

Rubinstein S. L. A few remarks on the psychology of the deaf-blind. Proceedings of the Leningrad Pedagogical Institute A. I. Herzen, vol. 35. Leningrad, Leningradskiy pedagogicheskiy institut im. A. I. Herzena Publ., 1941, pp. 226–228. (In Russian)

Yarmolenko A. V. The role of speech in the reflection of space. Problema vospriiatiia prostranstva i prostranstvennykh predstavlenii, ed. by B. G. Ananyev, B. F. Lomov. Moscow, APN RSFSR Publ., 1961, pp. 69–72. (In Russian)

Tactile Perception in the Process of Cognition and Labor, ed. by B. G. Ananiev. Moscow, Acad. ped. Sciences of the RSFSR Publ., 1959. 263 р. (In Russian)

Yarmolenko A. V. Structure and phases of multilingualism. Problemi obshchei inzhenernoi psikhologii. Leningrad, Leningrad University Press, 1964, pp. 159–167. (In Russian)

Yarmolenko A. V. On the issue of multilingualism. Uchenye zapiski LGU, 1955, no. 203, issue 8, pp. 32–45. (In Russian)

Yarmolenko A. V., Platonov K. K., Vasiliev V. L. Forensic psychology for investigators. Voprosy psykhologii: chetyrnadcatii god izdaniia, 1968, no. 6, pp. 141–143.

Загрузки

Опубликован

15.12.2020

Как цитировать

Мамайчук, И. (2020). К 120-летию со дня рождения А. В. Ярмоленко. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(4), 442–449. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.405

Выпуск

Раздел

История психологии