Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Авторы

  • Наталья Нольд Школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга, Российская Федерация, 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, 30
  • Роман Скочилов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-6046-7655
  • Татьяна Березина Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр “Здоровье”», Российская Федерация, 197198, Санкт-Петербург, ул. Воскова, 9
  • Маргарита Ильина Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр “Здоровье”», Российская Федерация, 197198, Санкт-Петербург, ул. Воскова, 9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.404

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей уровневых и структурных характеристик интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 1–4 уровня. Уровень интеллектуального развития детей определялся методикой Д. Векслера (WISC или WPPSI). Оценка речевого развития и отнесение речевого развития ребенка к тому или иному уровню проводились логопедом. Сравнительный анализ выявил значимые различия в уровневых и структурных характеристиках интеллектуального развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, и детей, не имеющих речевых нарушений. Показатель вербального интеллекта по методикам WISC и WPPSI у детей с ОНР достоверно ниже, чем у детей без речевых нарушений. В наибольшей степени различия между детьми, имеющими ОНР, и детьми с нормальным речевым развитием обнаружены по субтесту «Сходство» методик WISC и WPPSI. Кроме того, группа детей, имеющих ОНР различного уровня, неоднородна. Показатель вербального интеллекта у детей с ОНР 1 уровня достоверно ниже, чем у детей с ОНР 2, 3, 4 уровня. Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня значительно хуже справляются с заданиями субтеста «Сходство», чем дети с ОНР 4 уровня. Достоверные различия получены между результатами детей с ОНР 1 уровня и детей с ОНР 2, 3, 4 уровня при выполнении субтеста «Повторение цифр». Не выявлено значимых различий между контрольной и экспериментальной группами в показателях невербального интеллекта. В показателях общего интеллектуального развития выявлены значимые различия между детьми с ОНР 1 и 2 уровня и детьми, не имеющими речевых нарушений. Результаты исследования могут иметь практическое значение для диагностики детей с речевыми нарушениями и построения коррекционной работы с ними.

Ключевые слова:

общее недоразвитие речи, уровень интеллектуального развития ребенка, уровень развития вербальных функций, уровень развития невербальных функций

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Роман Скочилов, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Кандидат социологических наук

Библиографические ссылки

Литература

Рахимова Ж. Т. Проявление общего недоразвития речи у детей 6-летнего возраста и пути коррекции его в условиях массового обучения // Дефектология. 1988. № 1. С. 80–84.

Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Лениздат, 2001. 240 с.

Иванова Е. А., Гончарова В. А. Уровень развития устной речи младших школьников общеобразовательных учреждений // Актуальные вопросы логопатологии: материалы конф. логопедов системы МЗ РФ (10–11 февраля 2009 г.). URL: http://www.lornii.ru/colleagues/logopedicreport-2009. php (дата обращения: 24.04.2020).

Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967. 367 с.

Фотекова Т. А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2003. 382 с.

Астаева А. В., Воронкова Д. И., Королева М. Б. Нейропсихологический анализ развития выс- ших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. 2010. № 27. С. 82–86.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. 3-е изд., перераб. и доп. в соотв. с ФГОС ДО. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. 236 с.

Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. М.: ТЦ Сфера, 2005. 256 с.

Корнев А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2006. 515 с.

Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012. 352 с.

Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 199 с.

Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2004. 400 с.

Логопатопсихология / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 2011. 462 с.

Алексеева А. М., Ильина М. Н., Щелкова О. Ю. Социально-психологическая адаптация и особенности интеллектуального развития детей с различными формами онтогенеза // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. 2012. № 3. С. 64–71.

Лебединская К. С., Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический проект, 2013. 303 с.

Шумская Н. А. Структурно-уровневые характеристики интеллекта у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2013. 173 с.

Мамайчук И. И. и др. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. 2-е изд., исправл. и доп. СПб.: Эко-Вектор, 2017. 539 с.

Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1969. С. 11–47.

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Владос, 1998. 680 с.

Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 392 с.


References

Rachimova Z. T. Implication of the general underdevelopment of the speech at children of six-year age and a way of its correction in the conditions of mass training. Defectology, 1988, no. 1, pp. 80–84. (In Russian)

Paramonova L. G. Prevention and elimination of dysgraphia in children. St. Petersburg: Lenizdat Publ., 2001. 240 p. (In Russian)

Ivanova E. A., Goncharova V. A. Level of development of oral speech of younger school students of educational institutions. Aktualnyiye voprosyi logopatologii. Materialy konferenzii logopedov sistemyi ministerstva zdravoochraneniya (10–11.02.2009) . Available at: http://www.lornii.ru/colleagues/logopedicreport- 2009.php (accessed: 24.04.2020). (In Russian)

Fundamentals of the theory and practice of speech therapy, ed. by R. E. Levina, Moscow, Prosveshchenie Publ., 1967. (In Russian)

Fotekova T. A. Condition of verbal and nonverbal functions at the general underdevelopment of the speech and a delay of mental development: neuropsychological analysis. Dr. Sci. dissertation (Psychology) . Moscow, 2003. 382 p. (In Russian)

Astaeva A. V., Voronkova D. I., Koroleva M. B. The neuropsychological analysis of development of the highest mental functions in children is normal also with the general underdevelopment of the speech. Vestnik Iuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Psikhologiia, no. 27, 2010, pp. 82–86. (In Russian)

Nishcheva N. V. Approximate adapted program of correctional and developmental work in the group of compensatory focuses for children with severe speech impairment (general speech underdevelopment) from 3 to 7 years. 3th ed. St. Petersburg, Detstvo-Press Publ., 2015. 236 p. (In Russian)

Kornev A. N. The basics of children’s logopathology: clinical and psychological aspects. Moscow: Sfera Publ., 2005. 256 p. (In Russian)

Kornev A. N. System analysis of the mental development of children with speech underdevelopment. Dr. Sci. dissertation (Psychology) , St. Petersburg, 2006. 515 p. (In Russian)

Ilyina M. N. Psychological assessment of intelligence at children. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 368 p. (In Russian)

Vygotsky L. S. Thinking and speech. Moscow, Labirint Publ., 2012. 352 p. (In Russian)

Nasledov A. D. Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data.St. Petersburg, Rech’ Publ., 2004. 392 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

15.12.2020

Как цитировать

Нольд, Н., Скочилов, Р., Березина, Т., & Ильина, М. (2020). Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(4), 428–441. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.404

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования