Специфика отношений «врач — пациент» в системе неонатологической и педиатрической помощи и направления работы психолога

Авторы

  • Варвара Аникина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Мария Блох Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-8609-6936

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.306

Аннотация

Врачи, работающие в системе неонатологического и педиатрического приема, являются первыми специалистами, с которыми встречается ребенок и его родитель/законный представитель и с которыми происходит обсуждение физического, а иногда и психического здоровья и развития ребенка. Рассматривается специфика отношений «врач — пациент» в системе неонатологической и педиатрической помощи, состоящая в их тройственности, так как формально пациентом является ребенок, поскольку именно ему оказывается медицинская услуга, но вся коммуникация врача происходит с родителем/законным представителем ребенка. Отдельное внимание уделяется такому аспекту отношений, как комплаенс. Отмечается опосредованный характер комплаенса, поскольку выполнение назначений врача в интересах ребенка осуществляет его законный представитель, при этом от качества комплаенса зависит успешность лечения и грамотный уход за ребенком. Среди значимых факторов комплаенса выделяется психологическая грамотность врача, его способность устанавливать доверительные отношения, умение преподносить информацию о развитии ребенка и назначениях с учетом индивидуальных характеристик и эмоционального состояния матери. Особое внимание уделяется способности неонатолога и педиатра во время медицинского приема замечать поведенческие проявления, свидетельствующие о риске развития эмоциональных трудностей и нарушений психического здоровья. Это может служить основанием для рекомендации консультации психолога/психотерапевта, что, в свою очередь, является залогом своевременного оказания психологической помощи и профилактики дальнейшего развития эмоциональных нарушений. В заключение мы формулируем основные направления психологической работы с медицинскими специалистами в системе неонатологической и педиатрической помощи и говорим о необходимости создания психологической службы.

Ключевые слова:

врач-неонатолог, педиатр, ранний возраст, дети, родители, отношения врача и пациента, комплаенс, психическое здоровье, психологическая помощь

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Вольская Е.А. Пациентский комплаенс. Обзор тенденций в исследованиях // Ремедиум. 2013. No 11. С. 6‒15.

Александровский Ю.А. Инновации в современной психиатрии // Психиатрия и психофармакотерапия им. П. Б. Ганнушкина. 2008. No 01. С. 4–8.

Копцева О.В. Психические расстройства как одна из ведущих причин детской инвалидности в российской федерации: дис. ... канд. мед. наук. М., 2009.

Гасиловская Т.А. Качество специализированной амбулаторно-поликлинической помощи детям с проблемами в психическом здоровье // Вопросы современной педиатрии. 2012. Т. 11, No 3. С. 94–97.

Бронфман С.А., Киященко Л.П., Майленова Ф.Г., Иванова Л.П., Голованова Д.И. Трансфер знаний и практик в системе психотерапия — общество: представления о психотерапии у врачей и пациентов // Международная конференция по консультативной психологии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка: сб. мат-лов / под ред. В. В. Архангельской, А. А. Голзицкой, Н. В. Кисельниковой, Е. А. Семеновой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 34.

Великанов А.А., Демченко Е.А., Зеленская И.А., Лубинская Е.И., Протасов Е.А. Организационные основы работы медицинского психолога в кардиологическом стационаре // Медицинская пси-хология в России. 2018. Т. 10, No 3 (50). С. 9.

Филиппова Г.Г. Психологическая помощь в системе охраны здоровья женщины и ребенка // Материалы IX юбилейного всерос. науч.-практ. форума «Мать и дитя». М.: МЕДИ Экспо, 2009. С. 522.

Ланцбург М.Е., Арчакова Т.О. Исследование потребности в социально-психологической поддержке у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе: сб. науч. статей / по ред. Л. Ф. Обуховой, Е. Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 133–141.

Tolan P.H., Dodge K.A. Children’s Mental Health as a Primary Care and Concern // American Psychologist. 2005. Vol. 60, no. 6. Р. 601–614. https://doi.org/10.1037/0003-066X.60.6.601.

Briggs R.D., Stettler E.M., Silver E.J, Schrag R.D.A., Nayak M., Chinitz S., Racine A.D. Social-Emo-tional Screening for Infants and Toddlers in Primary Care // Pediatrics. 2012. Vol. 129, no. 2. Р. 377–384.

Godoy L., Carter A.S. Identifying and Addressing Mental Health Risks and Problems in Primary Care Pediatric Settings: A Model to Promote Developmental and Cultural Competence // American Journal of Orthopsychiatry. 2013. Vol. 83, no. 1. Р. 73–88.

Tynan W.D., Woods K.E. Emerging Issues: Psychology’s Place in the Primary Care Pediatric Medical Home. Clinical Practice in Pediatric Psychology, 2013, Vol. 1, no. 4. P. 380–385.

Lyons-Ruth K., Jacobvitz D. Attachment Disorganization: Genetic Factors, Parenting Contexts, and Developmental Transformation From Infancy to Adulthood. Handbook of Attachment. Theory, Re-search, and Clinical Applications / eds J. Cassidy, P. R. Cassidy, P. R. Shaver. New York: Guilford Press, 2008. Р. 666–697.

Sroufe A.L. Attachment and Development: a Prospective, Longitudinal Study From Birth to Adulthood // Attachment & Human Development. 2005. No. 7(4). Р. 349–367.

McConnell M. Attachment Across the Life span: Factors that Contribute to Stability and Change // Australian Journal of Educational & Developmental Psychology. 2011. Vol. 11. Р. 60–77.

Sameroff A. The Transactional Model of Development: How Children and Contexts Shape Each Other. Washington DC: APA, 2009.

Ward-Zimmerman B., Cannata E. Partnering with Pediatric Primary Care: Lessons Learned Through Collaborative Colocation // Professional Psychology: Research and Practice. 2012. Vol. 43, no. 6. Р. 596–605.

Valleley R .J., Evans J.H., O’Dell S., Allen K.D. Developmental Screening in Rural Primary Care: Real-World Application // Clinical Pediatrics. 2013. No. 53 (9). Р. 1–6.

Stancin T., Perrin E.C. Psychologists and Pediatricians: Opportunities for Collaboration in Primary Care // American Psychologist. 2014. Vol. 69, no. 4. Р. 332–343.

Ложкина Л.И. Комплаенс как актуальная проблема медицинской психологии // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2015. Т. 15, вып. 3. С. 75–80.

Савенышева С.С., Аникина В.О., Мельдо Э.В. Факторы родительского стресса матерей детей раннего и дошкольного возраста: анализ зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, No 4. С. 38–49.

Маац Х-Й. Комплекс Лилит: темная сторона материнства: пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2017.

Хирш М. «Это мое тело... и я могу делать с ним что хочу»: психоаналитический взгляд на диссоциацию и инсценировки тела: пер. с нем. М.: Когито-Центр, 2018.

Балинт М. Врач, его пациент и болезнь. М.: Psyllabus, 2018.

Valleley R., Clark B., Lieske J., Gortmaker V., Foster N., Evans J.E. Improving Adherence to Children’s Mental Health Services: Integrating Behavioral Health Specialists into Rural Primary Care Settings // Journal of Rural Mental Health. 2008. Vol. 32 (1). Р. 18–34.

Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического психолога в дет-ском многопрофильном стационаре // Медицинская психология в России. 2012. No 5 (16). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer14.php (дата обращения: 02.04.2020).


References

Vol’skaya E. A. Patent’s Compliance. Tendencies in Research. Remedium, 2013, no. 11, pp. 6‒15. (In Russian)

Alexandrovsky Yu. A. Innovations in Modern Psychiatry. Psikhiatriia i psikhikofarmakoterapiia im. P. B. Gannushkina. 2008, no. 01, pp. 4–8. (In Russian)

Koptseva O. V. Mental Disorders as One of the Leading Reasons for Children Disability in Russian Federation. PhD dissertation. Moscow, 2009. (In Russian)

Gasilovskaya T. A. Quality of Specialized Primary Care for Children with Mental Disorders. Voprosy sovremennoi pediatrii, 2012, vol. 11, no. 3. pp. 94–97. (In Russian)

Bronfman S. A., Kiyashchenko L. P., Maylenova F. G., Ivanova L. P., Golovanova D. I. Transferring Knowledge and Practice in the System Psychotherapy-society: Perceptions of Psychotherapy by Doctors and Patients. Mezhdunarodnaya conferentsiia po consultativnoi psikhologii, posvyashchennaia pamiati F. E. Vasiluka, eds V. V. Arkhangelskaya, A. A., Golzitskaya, N. V. Kiselnikova, E. A. Semenova. Мoscow, Psychological Institute of Russian Academy of Science Publ., 2018, p. 34. (In Russian)

Velikanov A. F., Demchenko E. A., Zelenskaya I. A., Lubinskaya E. I., Protasov E. A. Organizational Fundamentals of Medical Psychologist Work in Cardiological Hospital. Meditsinskaia psikhologiia v Rossii, 2018, vol. 10, no. 3 (50), p. 9. (In Russian)

Filippova G. G. Psychological Help in Mother and Child Health Protection System. Materialy IX iubileinogo vseros. nauch.-prakt. foruma “Mat’ i ditia” . Мoscow, MEDI Expo Publ., 2009, p. 522. (In Russian)

Lanczburg M. E., Archakova T. O. Study of the Need of Social Support in Mothers with Infants and Young Children. Rebenok v sovremennom obshchestve: sb. nauch. statei. Eds L. F. Obukhova, E. G. Yudina. Мoscow, MSUPE Publ., 2007, pp. 133–141. (In Russian)

Tolan P. H., Dodge K. A. Children’s Mental Health as a Primary Care and Concern. American Psychologist, 2005, vol. 60, no. 6, pp. 601–614. https://doi.org/10.1037/0003-066X.60.6.601.

Briggs R. D., Stettler E. M., Silver E. J, Schrag R. D. A., Nayak M., Chinitz S., Racine A. D. Social-Emotional Screening for Infants and Toddlers in Primary Care. Pediatrics, 2012, vol. 129, no. 2, pp. 377–384.

Godoy L., Carter A. S. Identifying and Addressing Mental Health Risks and Problems in Primary Care Pediatric Settings: A Model to Promote Developmental and Cultural Competence. American Journal of Orthopsychiatry, 2013, vol. 83, no. 1, pp.73–88.

Tynan W. D., Woods K. E. Emerging Issues: Psychology’s Place in the Primary Care Pediatric Medical Home. Clinical Practice in Pediatric Psychology, 2013, vol. 1, no. 4, pp. 380–385.

Lyons-Ruth K., Jacobvitz D. Attachment disorganization: Genetic factors, parenting contexts, and developmental transformation from infancy to adulthood. Handbook of Attachment. Theory, Research, and Clinical Applications. Eds Cassidy J., Shaver P. R. New York, Guilford Press, 2008, pp. 666–697.

Sroufe A. L. Attachment and development: A prospective, longitudinal study from birth to adulthood. Attachment Human Development, 2005, no. 7 (4), pp. 349–367.

McConnell M. Attachment Across the Life Span: Factors that Contribute to Stability and Change. Australian Journal of Educational & Developmental Psychology, 2011, vol. 11, pp. 60–77.

Sameroff A. The Transactional Model of Development: How Children and Contexts Shape Each Other. Washington, DC, APA, 2009.

Ward-Zimmerman B., Cannata E. Partnering with Pediatric Primary Care: Lessons Learned Through Collaborative Colocation. Professional Psychology: Research and Practice, 2012, vol. 43, no. 6, pp. 596–605.

Valleley R. J., Evans J. H., O’Dell S., Allen K. D. Developmental Screening in Rural Primary Care: Real-World Application. Clinical Pediatrics, 2013, no. 53 (9), pp. 1–6.

Stancin T., Perrin E. C. Psychologists and Pediatricians: Opportunities for Collaboration in Primary Care. American Psychologist, 2014, vol. 69, no. 4, pp. 332–343.

Lozhkina L. I. Comliance as an Acute Problem in Medical Psychology. Izvestiia Saratovskogo un-ta. Nov. ser. Ser. “Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika” , 2015, vol. 15, no 3, pp. 75–80. (In Russian)

Savenysheva S. S., Anikina V. O., Meldo E. V. Factors of Parenting Stress in Mothers of Young and Preschool Children: an Analysis of Foreign studies. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia, 2019, vol. 8, no. 4, pp. 38–48. (In Russian)

Maats H.-I. The Lilith Complex: Dark Side of Motherhood. Rus. ed. Moscow, Kogito-Centr Publ., 2017. (In Russian)

Hirsh M. This is My Body… and I Can Do with It Whatever I Want: Psychoanalytic View of Dissociations and Body Play Out. Rus. ed. Мoscow, Kogito-Centr Publ., 2018. (In Russian)

Balint M. The Doctor, His Patient and the Illness. Мoscow, Psyllabus Publ., 2018. (In Russian)

Valleley R., Clark B., Lieske J., Gortmaker V., Foster N., Evans J. E. Improving Adherence to Children’s Mental Health Services: Integrating Behavioral Health Specialists into Rural Primary Care Settings. Journal of Rural Mental Health, 2008, vol. 32 (1), pp. 18–34.

Arinsina I. A., Muhamedrakhimov R. J. The Specificity of Clinical Psychologist’s Work at Child Multidisciplinary Hospital. Meditsinskaia psikhologiia v Rossii, 2012, no. 5 (16). Available at: http://mprj.ru/ archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer14.php (accessed: 02.04.2020). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.09.2020

Как цитировать

Аникина, В., & Блох, М. (2020). Специфика отношений «врач — пациент» в системе неонатологической и педиатрической помощи и направления работы психолога. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(3), 289–302. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.306

Выпуск

Раздел

нет раздела