Продуктивные и непродуктивные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности

Авторы

  • Дарья Макарова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.205

Аннотация

Одной из крайне актуальных научно-практических задач является повышение эффективности интеллектуальной деятельности людей, профессионально занимающихся умственной работой. Мы исследовали привычные для наших испытуемых паттерны метакогнитивного поведения, которые регулярно использовались ими при осуществлении различных видов интеллектуальной работы. Автору удалось определить, обладают ли обнаруженные им в предыдущем исследовании [Макарова, 2018] паттерны метакогнитивной регуляции самостоятельным онтологическим статусом и  могут ли они быть разделены на продуктивные и непродуктивные. На первом этапе испытуемым (студенты, N = 32, 17–25 лет, 12 мужчин) предлагалось выбрать, насколько часто в их опыте проявляется поведение, соответствующее каждому из 40 высказываний авторского опросника «Особенности интеллектуальной деятельности». На втором этапе другая группа испытуемых (студенты и выпускники вузов, регулярно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, N = 30, средний возраст: 33 года, 14 мужчин) оценивала каждое из приведенных в опроснике высказываний с точки зрения того, повышает или снижает продуктивность умственной работы такой способ поведения. Результаты: (1) для 39 из 40 паттернов не менее половины ответов приходилось на варианты «редко», «иногда», «часто» и «всегда», а также для 37 из 40 паттернов самым часто встречающимся ответом был один из следующих вариантов: «редко», «иногда», «часто» и «всегда»; (2) рассогласование между нашей теоретической оценкой продуктивности паттернов и эмпирической оценкой испытуемых было выявлено только по 3 из 40 паттернов. Выводы: (1) все 40 паттернов метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности, описанные в  высказываниях опросника, обладают самостоятельным онтологическим статусом; (2) 37 из 40 паттернов могут быть отнесены к группе продуктивных или непродуктивных.

Ключевые слова:

интеллектуальная деятельность, метакогнитивная регуляция, интеллектуальная продуктивность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Щербакова О.В., Осорина М.В. Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д.Векслера) // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. 2009. Сер. 12. Вып. 1. С. 108–115.

Осорина М.В., Щербакова О.В., Аванесян М.О. Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. 2011. Сер. 12. Вып. 2. С. 32–43.

Осорина М.В. Когнитивные привычки и их роль в ментальной жизни человека // Шестая междунар. конф. по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23–27 июня 2014 г. Калининград, 2014. С. 680–681.

Макарова Д.Н. Проявление интеллектуальных компетенций при решении когнитивных задач различных типов: дис. … маг. по психологии. СПб, 2014.

Shcherbakova O.V. How do our mental and personal experience mediate intellectual efficiency? Intellectual competencies as patterns of individual cognitive performance // Vestnik of Saint-Petersburg State University. Psychology and Education. 2017. Vol. 7, iss. 1. P. 43–54.

Щербакова О.В. Метакогнитивная регуляция интеллектуальной деятельности // Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях: Тезисы докладов. Нижний Новгород: Институт прикладной физики РАН (ИПФ РАН), 2011. С. 235–237.

Осорина М.В. Исследование уровней понимания на примере работы с рисованными историями // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2010. С. 247–257.

Veenman M.V.J., Spaans M.A. Relation between intellectual and metacognitive skills: Age and task differences // Learning and Individual Differences. 2005. Vol. 15. P. 159–176.

van der Stel M., Veenman M.V.J. Relation between intellectual ability and metacognitive skillfulness as predictors of learning performance of young students performing tasks in different domains // Learning and Individual Differences. 2008. Vol. 18. P. 128–134.

van der Stel M., Veenman M.V.J. Metacognitive skills and intellectual ability of young adolescents: a longitudinal study from a developmental perspective // European Journal of Psychology of Education. 2014. Vol. 29, iss. 1. P. 117–137.

Veenman M.V.J., van Cleef D. Measuring metacognitive skills for mathematics: students’ self-reports versus on-line assessment methods // ZDM Mathematics Education. 2019. Vol. 51, iss. 7. P. 691.

Ohtani K., Hisasaka T. Beyond intelligence: a meta-analytic review of the relationship among metacognition, intelligence, and academic performance // Metacognition Learning. 2018. Vol.13 (2). P.179–212.

Stephanou G., Mpiontini M. Metacognitive Knowledge and Metacognitive Regulation in Self-Regulatory Learning Style, and in Its Effects on Performance Expectation and Subsequent Performance across Diverse School Subjects // Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1941–1975.

Dent A.L., Koenka A.C. The Relation Between Self-Regulated Learning and Academic Achievement Across Childhood and Adolescence: A Meta-Analysis // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28. P. 425–474.

Cho M., Shen D. Self-regulation in online learning // Distance Education. 2013. Vol.34 (3). P.290–301. 16. Lee H.W., Lim K.Y., Grabowski B.L. Improving self-regulation, learning strategy use, and achievement with metacognitive feedback // Educational Technology Research and Development. 2010. Vol. 58. P. 629–648.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64–75.

Кофейникова Ю.Л., Николаева Е.С., Хукуматшоева Ш. Диагностика метакогниций студентов психолого-педагогического профиля в процессе профессионального обучения // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 153–160.

Самойличенко А.К., Рожкова Ю.А., Токмакова А.А. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 5 (4). С. 393–395.

Kim D., Lim Ch. Promoting socially shared metacognitive regulation in collaborative projectbased learning: a framework for the design of structured guidance // Teaching in Higher Education. 2018. Vol. 23 (2). P. 194–211.

Hong W.H., Vadivelu J., Daniel E.G.S., Sim J.H. Thinking about thinking: changes in first-year medical students’ metacognition and its relation to performance // Medical Education Online. 2015. Vol.20. P.1.

Макарова Д.Н. Индивидуальные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности студентов // Петербургский психологический журнал. 2018. № 22. С. 88–112.

Жукова А.Ю. Социально-психологические детерминанты интеллектуальных привычек студентов: дисс… маг. психологии. СПб, 2013.

Справочник технического переводчика. Интент. 2009–2013.

Веккер Л.М. Психические процессы. В 3 томах. Том 3. Субъект, переживание, действие, сознание. Ленинград: изд-во ЛГУ, 1981.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2002.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000.


References

Shcherbakova O.V., Osorina M.V. Humorous component as a factor increasing complexity of intellectual tasks (on the example of WAIS). Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. Sociology, 2009, issue 1, pp. 108–115. (In Russian)

Osorina M.V., Shcherbakova O.V., Avanesyan M.O. Problems of metacognitive regulation: standards and non-productive patterns of intellectual performance. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. Sociology, 2011, issue 2, pp. 32–43. (In Russian)

Osorina M.V. Cognitive habits and their role in person’s mental life. 6th International Cognitive Science Conference, Kaliningrad, Russia, June 23–27, 2014, pp. 680–681. (In Russian)

Makarova D.N. Manifestation of intellectual competencies while solving cognitive tasks of different types. M.A. dissertation (Psychology) . Saint Petersburg, 2014. (In Russian)

Shcherbakova O.V. How do our mental and personal experience mediate intellectual efficiency? Intellectual competencies as patterns of individual cognitive performance. Vestnik SPbSU, Psychology and Education, 2017, vol. 7 (1), pp. 43–54.

Shcherbakova O.V. Metacognitive regulation of intellectual performance. Non-linear dynamics in cognitive studies, Nizhnii Novgorod, 2011, pp. 235–237. (In Russian)

Osorina M.V. Study of levels of understanding on the example of depicted stories. Psikhologiia intellekta i tvorchestva: traditsii i innovatsii. Moscow, Institute of Psychology RAS Print, 2010, pp. 247–257. (In Russian)

Veenman M.V.J., Spaans M.A. Relation between intellectual and metacognitive skills: Age and task differences. Learning and Individual Differences, 2005, vol. 15, pp. 159–176.

van der Stel M., Veenman M.V.J. Relation between intellectual ability and metacognitive skillfulness as predictors of learning performance of young students performing tasks in different domains. Learning and Individual Differences, 2008, vol. 18, pp. 128–134.

van der Stel M., Veenman M.V.J. Metacognitive skills and intellectual ability of young adolescents: a longitudinal study from a developmental perspective. European Journal of Psychology of Education, 2014, vol. 29, pp. 117–137.

Veenman M.V.J., van Cleef D. Measuring metacognitive skills for mathematics: students’ selfreports versus on-line assessment methods. ZDM Mathematics Education, 2019, vol. 51, p. 691.

Ohtani K., Hisasaka T. Beyond intelligence: a meta-analytic review of the relationship among metacognition, intelligence, and academic performance. Metacognition Learning, 2018, vol. 13 (2), pp. 179– 212.

Stephanou G., Mpiontini M. Metacognitive Knowledge and Metacognitive Regulation in SelfRegulatory Learning Style, and in Its Effects on Performance Expectation and Subsequent Performance across Diverse School Subjects. Psychology, 2017, vol. 8, pp. 1941–1975.

Dent, A.L., Koenka, A.C. The Relation Between Self-Regulated Learning and Academic Achievement Across Childhood and Adolescence: A Meta-Analysis. Educational Psychology Review, 2016, vol. 28, pp. 425–474.

Cho M., Shen D. Self-regulation in online learning. Distance Education, 2013, vol. 34 (3), pp. 290– 301.

Lee H.W., Lim K.Y., Grabowski B.L. Improving self-regulation, learning strategy use, and achievement with metacognitive feedback. Educational Technology Research and Development, 2010, vol. 58, pp. 629–648.

Morosanova V.I., Fomina T.G., Tsyganov I.Yu. Conscious self-regulation and attitude to learning as resources of academic success. Voprosy psihologii, 2017, vol. 4, pp. 64–75. (In Russian)

Kofeinikova Yu. L., Nikolaeva E. S., Khukumatshoeva Sh. Diagnostics of metacognitions of students of psychology and pedagogy major in the process of professional education. Pedagogika i psikhologiia obrazovaniia, 2019, vol. 2, pp. 153–160. (In Russian)

Samoilichenko A.K., Rozhkova Yu. A., Tokmakova A.A. Influence of metacognitive processes on students’ academic achievement (on the example of students of economy major). Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 2016, vol. 5 (4), pp. 393–395. (In Russian)

Kim D., Lim Ch. Promoting socially shared metacognitive regulation in collaborative projectbased learning: a framework for the design of structured guidance. Teaching in Higher Education, 2018, vol. 23 (2), pp. 194–211.

Hong W.H., Vadivelu J., Daniel E.G. S., Sim J.H. Thinking about thinking: changes in first-year medical students’ metacognition and its relation to performance. Medical Education Online, 2015, vol. 20, p. 1.

Makarova D.N. Individual patterns of metacognitive regulation of intellectual performance of students. Peterburgskii psihologicheskii zhurnal, 2018, vol. 22, pp. 88–112. (In Russian)

Zhukova A.Yu. Social and psychological determinants of intellectual habits of students. M.A. dissertation (Psychology) . Saint Petersburg, 2013. (In Russian)

Handbook of technical translator. Intent Publ., 2009–2013. (In Russian)

Vekker L.M. Mental processes, vol. 3. Subject, experience, action, consciousness. Psikhicheskie processy, t. 3. Sub’ekt, perezhivanie, deistvie, soznanie. Leningrad, Leningrad State University Publ., 1981. (In Russian)

Kholodnaya M.A. Psychology of intelligence: research paradoxes. 2nd ed., revised and enlarged. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. (In Russian)

Vekker L.M. Psyche and reality: unified theory of mental processes. Moscow, Smysl Publ., 2000. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.07.2020

Как цитировать

Макарова, Д. (2020). Продуктивные и непродуктивные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(2), 184–198. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.205

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)