Продуктивные и непродуктивные паттерны метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.205Аннотация
Одной из крайне актуальных научно-практических задач является повышение эффективности интеллектуальной деятельности людей, профессионально занимающихся умственной работой. Мы исследовали привычные для наших испытуемых паттерны метакогнитивного поведения, которые регулярно использовались ими при осуществлении различных видов интеллектуальной работы. Автору удалось определить, обладают ли обнаруженные им в предыдущем исследовании [Макарова, 2018] паттерны метакогнитивной регуляции самостоятельным онтологическим статусом и могут ли они быть разделены на продуктивные и непродуктивные. На первом этапе испытуемым (студенты, N = 32, 17–25 лет, 12 мужчин) предлагалось выбрать, насколько часто в их опыте проявляется поведение, соответствующее каждому из 40 высказываний авторского опросника «Особенности интеллектуальной деятельности». На втором этапе другая группа испытуемых (студенты и выпускники вузов, регулярно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, N = 30, средний возраст: 33 года, 14 мужчин) оценивала каждое из приведенных в опроснике высказываний с точки зрения того, повышает или снижает продуктивность умственной работы такой способ поведения. Результаты: (1) для 39 из 40 паттернов не менее половины ответов приходилось на варианты «редко», «иногда», «часто» и «всегда», а также для 37 из 40 паттернов самым часто встречающимся ответом был один из следующих вариантов: «редко», «иногда», «часто» и «всегда»; (2) рассогласование между нашей теоретической оценкой продуктивности паттернов и эмпирической оценкой испытуемых было выявлено только по 3 из 40 паттернов. Выводы: (1) все 40 паттернов метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности, описанные в высказываниях опросника, обладают самостоятельным онтологическим статусом; (2) 37 из 40 паттернов могут быть отнесены к группе продуктивных или непродуктивных.
Ключевые слова:
интеллектуальная деятельность, метакогнитивная регуляция, интеллектуальная продуктивность
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.