Роль модели психического в становлении понимания юмора детьми 4–6 лет

Авторы

  • Анна Уланова Институт психологии РАН, Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13 https://orcid.org/0000-0002-8757-0916

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.405

Аннотация

Представлены результаты изучения взаимосвязи между становлением понимания юмора и модели психического — системы ментальных репрезентаций о психических феноменах (знаниях, эмоциях, намерениях и пр.), развивающейся на протяжении всей жизни и особенно интенсивно в дошкольном возрасте. В основе работы лежит пред- положение, что модель психического является ментальным основанием, позволяющим отделить свой и чужой ментальный опыт и объяснить когнитивные механизмы юмора. В исследовании приняли участие 40 детей двух возрастных групп (4-х и 6-ти лет). Были получены данные о различных аспектах понимания психического мира, интеллектуального развития, разработаны методические задачи, позволяющие оценить эмоциональный и когнитивный компоненты юмора. Понимание юмора изучалось на материале детских анекдотов, сюжет которых основан на межличностном взаимодействии героев. Полученные данные продемонстрировали возрастную динамику как в становлении модели психического, так и в понимании юмора, более выраженную в случае эмоционального компонента. Опыт использования детских анекдотов в исследовательских целях позволил судить о достаточно высоком уровне сложности подобных задач для детей 4-х лет, что выражалось в низком уровне эмоционального понимания юмора по сравнению с когнитивным. Корреляционный анализ позволил описать сопряженность общего показателя понимания психических состояний и юмора, при этом более тесная взаимосвязь была обнаружена с когнитивным компонентом понимания. В целом результаты поддерживают представления о когнитивных механизмах восприятия юмора, описанные в отечественной литературе, и расширяют эмпирическую базу данных о роли в этом процессе модели психического, собранную зарубежными исследователями.

Ключевые слова:

модель психического, понимание психических состояний, понимание юмора, понимание комичного, дошкольный возраст

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Мартин Р. Психология юмора / пер. с англ. под ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. 480 с.

Ruch W. The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Walter de Gruyter, 1998. 498 p.

Mireault G., Poutre M., Sargent H. M., Dias C., Perdue B., Myrick A. Humour perception and creation between parents and 3 to 6 month old infants // Infant and Child Development. 2012. Vol. 21 (4). P. 338–347.

Recchia H. E., Howe N., Ross H. S., Alexander S. Children's understanding and production of verbal irony in family conversations // British Journal of Developmental Psychology. 2010. Vol. 28 (2). P. 255–274.

Hoicka E. The pragmatic development of humor // Pragmatic development in first language acquisition. 2014. P. 219–237. URL: https://www.benjamins.com/catalog/tilar.10 (дата обращения: 19.10.2019).

Hoicka E., Wang S. Fifteen-month-old infants match vocal cues to intentional actions // Journal of Cognition and Development. 2011. Vol. 12 (3). P. 299–314.

Leekam S. R. Jokes and lies: Children's understanding of intentional falsehood // Natural theories of mind: Evolution, development and simulation of everyday mindreading. Cambridge, MA, US: Basil Blackwell, 1991. P. 159–174.

Щербакова О. В., Осорина М. В. Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д. Векслера) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 1, № 1. С. 108–115.

Белоглазова Е. В., Шмулевич Л. И. Когнитивные условия восприятия интеллектуального юмора // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. T. 1 (3). С. 183–190.

Артемьева Т. В., Ильина А. О. Понимание юмора и диалектические действия: исследование взаимосвязей // Образование и саморазвитие. 2012. № 5. С. 114–118.

Mayes L. C., Klin A., Cohen D. J. The effect of humour on children's developing theory of mind // British Journal of Developmental Psychology. 1994. Vol. 12 (4). P. 555–561.

Korkmaz B. Theory of mind and neurodevelopmental disorders of childhood // Pediatric Research. 2011. Vol. 69 (5). P. 101R–108R.

Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 c.

Happé F. G. E. Communicative competence and theory of mind in autism: A test of relevance theory // Cognition. 1993. Vol. 48 (2). P. 101–119.

Baron-Cohen S. Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge: MIT press, 1997.

Sullivan K., Winner E., Hopfield N. How children tell a lie from a joke: The role of second order mental state attributions // British journal of developmental psychology. 1995. Vol. 13 (2). P. 191–204.

Уланова А. Ю. Модель психического как ментальный механизм коммуникативной успешности детей дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 2015. 201 c.

Hutchins T. L., Prelock P. A., Chace W. Test-retest reliability of a theory of mind task battery for children with autism spectrum disorders // Focus on autism and other developmental disabilities. 2008. Vol. 23 (4). P. 195–206.

Samson A. A. C. The influence of empathizing and systemizing on humor processing: Theory of Mind and humor // Humor. 2012. Vol. 25 (1). P. 75–98.


References

Martin R. Psychology of humor. Rus. Ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 480 p. (In Russian)

Ruch W. The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Zurich, Walter de Gruyter, 1998. 498 p.

Mireault G., Poutre M., Sargent H. M., Dias C., Perdue B., Myrick A. Humour perception and creation between parents and 3 to 6 month old infants. Infant and Child Development, 2012, vol. 21 (4), pp. 338–347.

Recchia H. E., Howe N., Ross H. S., Alexander S. Children's understanding and production of verbal irony in family conversations. British Journal of Developmental Psychology, 2010, vol. 28 (2), pp. 255–274.

Hoicka E. The pragmatic development of humor. Pragmatic development in first language acquisition, 2014, pp. 219–237. Available at: https://www.benjamins.com/catalog/tilar.10 (accessed: 19.10.2019).

Hoicka E., Wang S. Fifteen-month-old infants match vocal cues to intentional actions. Journal of Cognition and Development, 2011, vol. 12 (3), pp. 299–314.

Leekam S. R. Jokes and lies: Children's understanding of intentional falsehood. Natural theories of mind: Evolution, development and simulation of everyday mindreading. Cambridge, MA, US, Basil Blackwell, 1991, pp. 159–174.

Shcherbakova O. V., Osorina M. V. Humorous component as a factor which increases the complexity of intellectual tasks (on the material of WAIS and WISC-III). Vestnik of Saint Petersburg University, 2009, vol. 1 (1), pp. 108–115. (In Russian)

Beloglazova E. V., Shmulevich L. I. Cognitive conditions of perception of intellectual humor. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina, 2014, vol. 1 (3), pp. 183–190. (In Russian)

Artem'eva T. V., Il'ina A. O. Understanding humor and dialectic actions: research relationships. Obrazovanie i samorazvitie, 2012, no. 5, pp. 114–118. (In Russian)

Mayes L. C., Klin A., Cohen D. J. The effect of humour on children's developing theory of mind. British Journal of Developmental Psychology, 1994, vol. 12 (4), pp. 555–561.

Korkmaz B. Theory of mind and neurodevelopmental disorders of childhood. Pediatric Research, 2011, vol. 69, (5), pp. 101R–108R.

Sergienko E. A., Lebedeva E. I., Prusakova O. A. Mental model as a basis for understanding of self and other in ontogenesis. Moscow, Institute of psychology RAS Publ. 2009. 415 p. (In Russian)

Happé F. G. E. Communicative competence and theory of mind in autism: A test of relevance theory. Cognition, 1993, vol. 48 (2), pp. 101–119.

Baron-Cohen S. Mindblindness: An essay on autism and theory of mind. Cambridge, MIT press. 1997.

Sullivan K., Winner E., Hopfield N. How children tell a lie from a joke: The role of second order mental state attributions. British journal of developmental psychology, 1995, vol. 13 (2), pp. 191–204.

Ulanova A. Iu. The mental model as a mental mechanism for the communicative success of preschool children: PhD diss. (Psychology) . Moscow, 2015. 201 p. (In Russian)

Hutchins T. L., Prelock P. A., Chace W. Test-retest reliability of a theory of mind task battery for children with autism spectrum disorders. Focus on autism and other developmental disabilities , 2008, vol. 23 (4), pp. 195–206.

Samson A. A. C. The influence of empathizing and systemizing on humor processing: Theory of Mind and humor. Humor, 2012, vol. 25 (1), pp. 75–98.

Загрузки

Опубликован

02.12.2019

Как цитировать

Уланова, А. (2019). Роль модели психического в становлении понимания юмора детьми 4–6 лет. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(4), 390–400. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.405

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования