Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения

Авторы

  • Николай Веракса Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 11, стр. 9
  • Екатерина Свиридова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 152», Российская Федерация, 125167, Москва, Ленинградский пр., 46 https://orcid.org/0000-0002-3646-5964
  • Дастан Туребаев Международная педагогическая академия дошкольного образования, Российская Федерация, 123308, Москва, ул. Мневники, 7, корп. 1 https://orcid.org/0000-0002-5629-6918
  • Анна Фоминых Психологический институт Российской академии образования, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9, корп. 4

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.404

Аннотация

В работе проверялась гипотеза о связи диалектического мышления воспитанников детского сада и образовательной среды дошкольной организации, которую посещают дети. Актуальность исследования обусловлена устойчивым интересом специалистов к проблеме развития диалектического мышления как инструмента решения сложных теоретических и практических задач. Проверка гипотезы строилась на основе сопоставления результатов измерения развития диалектического мышления дошкольников и оценки, отражающей стимулирование средой дошкольной организации диалектического мышления детей, которое рассматривается как способность оперировать противоположностями. Измерение уровня развития диалектического мышления дошкольников происходило с помощью трех методик: «Что бывает одновременно?», «Циклы» и «Необычное дерево». Для оценки поддержки диалектического мышления в образовательном процессе детского сада была разработана специальная шкала поддержки диалектического мышления (шкала ПДМ). В качестве индикаторов при построении шкалы были выбраны показатели, отражающие использование противоположностей в высказываниях при анализе объектов на занятиях, поиск суждений, содержащих противоречие, обсуждение процессов изменения, развития и преобразования предметов, рассмотрение циклических событий, возможности изменения предметной среды детьми. В исследовании участвовали 152 ребенка седьмого года жизни из 18 подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, 82 мальчика и 70 девочек. Обнаружена связь между развитием диалектического мышления воспитанников и организацией образовательного процесса в детском саду, что подтверждает выдвинутую гипотезу. Так, хотя циклические процессы и рассматриваются педагогами, но диалектические структуры в этих процессах не анализируются. Представления детей о циклических процессах носят фрагментарный характер и не отражают адекватно процесс развития. Были обнаружены гендерные различия поддержки диалектического мышления мальчиков и девочек. Диалектическое мышление мальчиков поддерживается в рамках дошкольного учреждения в большей мере, чем мышление девочек, что связано, вероятно, с различиями в содержании активности в свободное время у мальчиков и девочек. Результаты по шкале поддержки диалектического мышления были сопоставлены с данными шкалы Early Childhood Environment Rating Scale (ECERS-R): показана разнонаправленность указанных инструментов. Учитывая актуальность поддержки диалектического мышления как инструмента понимания процессов развития, полученные результаты указывают на перспективность применения использованных методик и шкалы ПДМ.

Ключевые слова:

диалектическое мышление, образовательная среда, дошкольный возраст, шкала поддержки диалектического мышления в детском саду

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. C. 135–139.

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 573 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии. 488 с.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3: Проблемы развития психики. 368 с.

Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. С. 5–90.

Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 424 с.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: сб. ст. / сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 106–157.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 736 c.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2008. C. 429–431.

Бессечес М. Диалектическое мышление и развитие взрослых. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 568 с.

Piaget J. Las formas elementales de la dialectica. Barcelona: Gedisa, 1982. 216 p.

Запорожец А. В., Луков Г. Д. Развитие рассуждений у ребенка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові записки Харк. держ. педаг. инст.). 1941. Т. 6. С. 42-67.

Riegel K. F. Foundation of dialectical psychology. New York: Acad. Press, 1979. 218 р. 16. Riegel K. F. Dialectic operations: The final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. P. 346–370.

Arlin P. K. Cognitive development in adulthood: A fifth stage? // Developmental Psychology. 1975. Vol. 11 (5). P. 602–606.

Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration // Integral review. 2005. № 1. P. 47–63.

Cheng C. Dialectical Thinking and Coping Flexibility: A Multimethod Approach // Journal of Personality. 2009. Vol. 77 (2). P. 471–494.

Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. 424 с.

Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1–2. С. 22–33.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 c.

Веракса Н. Е., Зададаев С. А., Сенюкова З. В. Понимание процессов детьми дошкольного возраста // Философия — детям. Эмоциональное и рациональное: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. Москва — Санкт-Петербург 2–6 ноября 2016 г. М.: Издатель Воробьев А. В., 2016. C. 38–39.

Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 c.

Веракса Н. Е., Зададаев С. А. Диалектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник РГГУ. 2012. № 15. С. 57–86.

Веракса Н. Е., Зададаев С. А., Сенюкова З. В. Циклические представления и развитие диалектической структуры мышления дошкольников// Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 1. С. 54–64.

Шиян О. А., Зададаев С. А., Шиян И. Б., Катаева М. К., Перфилова М. А. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 6 (78). С. 46–57.

Хармс Т., Клиффорд Р., Краер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. М.: Национальное образование, 2017. 136 с.

Реморенко И. М., Шиян О. А., Шиян И. Б., Шмис Т. Г., Ле-ван Т. Н., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16–31.

Белолуцкая А. К., Воробьева Е. В., Глядешина Е. В., Горохов С. В., Дубинина И. И., Крашенинников Е. Е. Диалектическая психология. Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. 116 с.

Шиян О. А., Копасовская С. К., Цюпко Г. М. Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрастах: возрастные различия и возможности развития // Вестник МГПУ. 2018. № 3. С. 50–60.

Белолуцкая А. К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 4. С. 14–25.


References

Veraksa N. E. Dialectical thinking and creativity. Voprosy psihologii, 1990, vol. 4, pp. 135–139. (In Russian)

Vygotsky L. S. Psychology of art. Moscow, Iskusstvo Publ., 1968. 573 p. (In Russian)

Vygotsky L. S. Collected Works: in 6 vol., vol. 1: Issues of Theory and History of Psychology. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 488 p. (In Russian)

Vygotsky L. S. Collected Works: in 6 vol., vol. 3: Problems of the development in psychology. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 368 p. (In Russian)

Vygotsky L. S. A tool and a sign in the development of a child. Collected Works in 6 volumes, vol. 6. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, pp. 5–90. (In Russian)

Vygotsky L. S. Thinking and speech. 5nd ed., rev. Moscow, Labirint Publ., 1999. 352 p. (In Russian)

Piaget J., Inel'der B. Genesis of elementary logical structures. Moscow, Gedisa Publ., 1963. 424 p. (In Russian)

Piaget J. Selected psychological works. Moscow, Prosveshenie Publ., 1969. 659 p. (In Russian)

Piaget J. Theory of Piaget. Jean Piaget: theory, experiments, discussions: digest of articles. Eds L. F. Obukhova, G. V. Burmenskaya. Moscow, Gardariki Publ., 2001, pp. 106–157. (In Russian)

Piaget J. Psychology of intelligence. St. Petersburg, Peter Publ., 2003. 736 p. (In Russian)

Piaget J. Speech and thinking of the child. Moscow, Rimis Publ., 2008, pp. 429–431. (In Russian)

Besseches M. Dialectical thinking and adult development. Moscow, Mozaika Sintez Publ., 2018. 568 p. (In Russian)

Piaget J. The elementary forms of dialectics. Barcelona, Gedisa Publ., 1982. 216 p.

Zaporozhets A. V., Lukov G. D. Development of reasoning in a child of primary school age. Nauchnye zapiski Har'kovskogo gos. ped. instituta (Pro rozvitok mіrkuvannja u ditini molodshogo vіku) , 1941, vol. 6, pp. 42–67. (In Russian)

Riegel K. F. Foundation of dialectical psychology. New York, Acad. Press Publ., 1979. 218 p.

Riegel K. F. Dialectic operations: The final period of cognitive development. Human Development, 1973, vol. 16, pp. 346–370.

Arlin P. K. Cognitive development in adulthood: A fifth stage? Developmental Psychology, 1975, vol. 11 (5), pp. 602–606.

Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integration. Integral review, 2005, vol. 1, pp. 47–63.

Cheng C. Dialectical Thinking and Coping Flexibility: A Multimethod Approach. Journal of Personality, 2009, vol. 77, issue 2, pp. 471–494.

Davydov V. V. Types of generalizations in training. Moscow, Pedagogika Publ., 1972. 424 p. (In Russian)

Davydov V. V. Genesis and personality development in childhood. Voprosy psihologii, 1992, vol. 1–2, pp. 22–33. (In Russian)

Davydov V. V. Theory of developing learning. Moscow, Intor Publ., 1996. 544 p. (In Russian)

Veraksa N. E., Zadadaev S. A., Senjukova Z. V. Understanding of processes by children of preschool age. Filosofiia — Detjam. Jemocional'noe i racional'noe. Materialy 7 Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, Vorob'ev A. V. Publ., 2016, pp. 38–39. (In Russian)

Veraksa N. E. Dialectical thinking. Ufa, Vagant Publ., 2006, 212 p. (In Russian)

Veraksa N. E., Zadadaev S. A. Dialectical thinking and the W-measure of the development of two-dimensional dialectic structure. Vestnik RGGU. 2012, vol. 15, pp. 57–86. (In Russian)

Veraksa N. E., Zadadaev S. A., Senjukova Z. V. Cyclic representations and the development of the dialectical structure of thinking of preschool children. Vestnik MGPU. Seriia «Pedagogika i psihologiia», 2017, vol. 1, pp. 54–64. (In Russian)

Shiyan O. A., Zadadaev S. A., Shiyan I. B., Kataeva M. K., Perfilova M. A. Understanding of development processes as a way of developing creative thinking in preschool children. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriia i praktika, 2017, vol. 6 (78), pp. 46–57. (In Russian)

Harms T., Klifford R., Kraer D. Scales for a comprehensive assessment of the quality of education in preschool educational organizations. ECERS-R: Revised Edition. Moscow, Nacional'noe obrazovanie Publ., 2017. 136 p. (In Russian)

Remorenko I. M., Shiyan O. A., Shiyan I. B., Shmis T. G., Le-van T. N., Koz'mina Ja. Ja., Sivak E. V. Key problems of the implementation of pre-school educational standards education according to the results of the study using “Scales for a comprehensive assessment of the quality of education in preschool educational institutions (ECERS-R)”: “Moscow-36”. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriia i praktika, 2017, vol. 2, pp. 16–31. (In Russian)

Beloluckaja A. K., Vorob'eva E. V., Gljadeshina E. V., Gorohov S. V., Dubinina I. I., Krasheninnikov E. E. Dialectical psychology. Ufa, BGPU Publ., 2005. 116 p. (In Russian)

Shiyan O. A., Kopasovskaja S. K., Cjupko G. M. Operating opposites in preschool and primary school ages: age differences and development opportunities. Vestnik MGPU, 2018, vol. 3, pp. 50–60. (In Russian)

Beloluckaja A. K. Features of the relationship of dialectical thinking, problematization and supra-situational-transformative solutions to problem situations in older preschoolers. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriia i praktika, 2017, vol. 4, pp. 14–25. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

02.12.2019

Как цитировать

Веракса, Н., Свиридова, Е., Туребаев, Д., & Фоминых, А. (2019). Диалектическое мышление дошкольников и шкала оценивания поддержки диалектического мышления детей образовательной средой дошкольного учреждения. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(4), 374–389. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.404

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования