Потерянные возможные «Я»: содержание и связь с психологическим благополучием

Авторы

  • Екатерина Алексеевна Волченкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20
  • Ольга Николаевна Молчанова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.306

Аннотация

Статья посвящена изучению связей между параметрами потерянных возможных «Я»и субъективным благополучием. Выполнен краткий обзор современных исследований, направленных на изучение феномена потерянных возможных «Я». Представлены результаты эмпирического исследования содержания и параметров потерянныхвозможных «Я» и их связи с компонентами субъективного благополучия на выборке добровольцев, заполнявших онлайн-опросник. В исследовании приняли участие 42 человека, средний возраст — 27 лет. Респондентам предлагались следующие методики:модифицированный опросник для изучения возможных «Я»; шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева); шкала субъективного счастья С. Любомирски (адаптация Е. Н. Осина, Д. А. Леонтьева) и опросник психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко). Обнаружено, что содержание потерянных возможных «Я» главным образом было связанос деловой сферой (учеба, профессия, работа) и сферой непрофессиональных занятийи почти исключительно относилось к потерям позитивных образов «Я». Выявлены негативная связь между количеством предпринятых действий для реализации потерянного возможного «Я» и субъективным счастьем; между выраженностью сожаления о нереализованном образе «Я», частотой обращения к нему и самопринятием. Отмечается позитивная связь между значимостью потерянных возможных «Я» и положительными отношениями с другими и личностным ростом; способностью реализации потерянного возможного «Я» и личностным ростом. Результаты исследования показывают, что такие параметры потерянных возможных «Я», как значимость, предпринятые для их реализации действия, частота обращения и уверенность в собственной способности их реализовать, обладают предсказательным эффектом для компонентов субъективного благополучия. Результаты свидетельствуют о том, что потерянные возможные «Я» не уходят со «сцены» жизни человека, но продолжают существовать, определяя особенности его субъективного благополучия.

Ключевые слова:

возможные «Я», потерянные возможные «Я», субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, субъективное счастье, личностный рост, самопринятие

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Markus H., Nurius P. Possible selves // American Psychologist. 1986. Vol. 41, nо. 9. P. 954–969. https://doi.org/10.1037/0003-066X. 41.9.954

Hooker K. Possible selves and perceived health in older adults and college students // Journal of Gerontology. 1992. Vol. 47, no. 2. P. 85–95. https://doi.org/10.1093/geronj/47.2.P85

King L.A., Smith N.G. Gay and straight possible selves: Goals, identity, subjective well-being, and personality development // Journal of Personality. 2004. Vol. 72, no. 5. P. 967–994. https://doi.org/10.1111/ j.0022-3506.2004.00287.x

Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Jonson T. Possible selves as roadmaps // Journal of research in personality, 2004. Vol. 38, no. 2. P. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6

Frazier L.D., Hooker K. Possible selves in adult development: Linking theory and research / Ed. by C.Dunkel, J.Kerpelman. Possible selves: Theory, research, and application. Huntington; New York: Nova Science, 2006. P. 41–59.

Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Возможные Я: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, No 4. С. 801–815.

Костенко В.Ю. Возможное Я: подход Хейзел Маркус // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, No 2. С. 421–430.

Старовойтенко Е.Б. Я-неизвестное в отношениях личности к себе и Другому // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. No 3. С. 35-49.

Knox M., Funk J., Elliot R., Bush E.G. Adolescents’ possible selves and their relationship to global self-esteem // Sex Roles. 1998. Vol. 39. P. 61–79.

Landau M.J., Keefer L.A., Oyserman D., Smith G.C. The college journey and academic engagement: How metaphor use enhances identity-based motivation // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 106, no. 5. P. 679–698.
https://doi.org/10.1037/a0036414

Aloise-Young P.A., Hennigan K.M., Leong C.W. Possible selves and negative health behaviors during early adolescence // The Journal of Early Adolescence. 2001. Vol. 21. P. 158–181.

Bi C., Oyserman D. Left behind or moving forward? Effects of possible selves and strategies to attain them among rural Chinese children // Journal of Adolescence. 2015. Vol. 44. P. 245–258. https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2015.08.004

Oyserman D., Markus H. Possible selves and delinquency // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59, no. 1. P. 112–125.

Ryff C.D. Possible selves in adulthood and old age: A tale of shifting horizons // Psychology and Aging. 1991. Vol. 6, no. 2. P. 286–295.

King L.A., Raspin C. Lost and found possible selves, subjective well-being, and ego development in divorced women // Journal of Personality. 2004. Vol. 72, no. 3. P. 603–632. https://doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00274.x

King L.A., Hicks J.A. Whatever happened to «What might have been? Regrets, happiness, and maturity // American Psychologist. 2007. Vol. 62, no. 7. P. 625–636. https://doi.org/10.1037/0003-066X. 62.7.625

Аванесян М.О. Альтернативная автобиографическая история как составляющая возможного «я» // Психологические исследования. 2018. Т. 11, No 61. С. 4. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1619-avanesyan61.html (дата обращения: 04.02.2019).

Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс cамодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. No 2. С. 37–51.

Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.

Леонтьев Д.А., Сучков Д.Д. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, No 44. С. 1. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n44/300-leontiev44 (дата обращения: 04.02.2019).

Зайцева Ю.Е. Время смысла: нарративный модус временной перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 1. С. 16–33. URL: http://vestnik.spbu.ru/html18/s16/s16v1/03.pdf (дата обращения: 02.02.2019).

Klinger E. Consequences of commitment to and disengagement from incentives // Psychological Review. 1975. Vol. 82, no. 1. P. 1–25.

Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. No 3. С. 95–123.

Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are. Eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2006. Vol. 9 (1). P. 13–39.

Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57, no. 6. P. 1069–1081.

Василевская Е.Ю. Возможные «Я» как альтернативные истории жизни. Выпускная квалификационная работа — магистерская диссертация. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 145 с.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.

Wilson J.P., Wilson S.B. Sources of self-esteem and the person & situation controversy // Psychological Report. 1976. Vol. 38, no. 2. P. 355–358.

Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / cост. К.В.Сельченок. Минск: Харвест, 2000. С. 142–194.

Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, No 4. С. 110–135.

Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2010. 392 с.

Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. 204 с.

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти. М.: УРАО, 2000. 320 с.


References

Markus H., Nurius P. Possible selves. American Psychologist, 1986, vol. 41, no. 9, pp. 954–969. https://doi.org/10.1037/0003-066X.41.9.954

Hooker K. Possible selves and perceived health in older adults and college students. Journal of Gerontology, 1992, vol. 47, no. 2, pp. 85–95. https://doi.org/10.1093/geronj/47.2.P85

King L.A., Smith N.G. Gay and straight possible selves: Goals, identity, subjective well-being, and personality development. Journal of Personality, 2004, vol. 72, no. 5, pp. 967–994. https://doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00287.x

Oyserman D., Bybee D., Terry K., Hart-Jonson T. Possible selves as roadmaps. Journal of research in personality, 2004, vol. 38, no. 2, pp. 130–149. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00057-6

Frazier L.D., Hooker K. Possible selves in adult development: Linking theory and research. Eds C.Dunkel, J.Kerpelman. Possible selves: Theory, research, and application. Huntingt, New York, Nova Science, 2006, pp. 41–59.

Vasilevskaya E.Yu., Molchanova O.N. Possible selves: Review of foreign studies. Psihologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2016, vol. 13, no. 4, pp. 801–815. (In Russian)

Kostenko V.Yu. Possible self: Approach Hazel Marcus. Psihologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2016, vol. 13, no. 2, pp. 421–430. (In Russian)

Starovoytenko Ye. B. Self-unknown in the relationship of the individual to himself and to the Other. Mir psikhologii. Nauchno-metodicheskii zhurnal, 2018, no. 3, pp. 35–49. (In Russian)

Knox M., Funk J., Elliot R., Bush E.G. Adolescents’ possible selves and their relationship to global self-esteem. Sex Roles, 1998, vol. 39, pp. 61–79.

Landau M.J., Keefer L.A., Oyserman D., Smith G.C. The college journey and academic engagement: How metaphor use enhances identity-based motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 2014, vol. 106, no. 5, pp. 679–698. https://doi.org/10.1037/a0036414

Aloise-Young P.A., Hennigan K.M., Leong C.W. Possible selves and negative health behaviors during early adolescence. The Journal of Early Adolescence, 2001, vol. 21, pp. 158–181.

Bi C., Oyserman D. Left behind or moving forward? Effects of possible selves and strategies to attain them among rural Chinese children. Journal of Adolescence, 2015, vol. 44, pp. 245–258. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2015.08.004

Oyserman D., Markus H. Possible Selves and Delinquency. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, vol. 59, no. 1, pp. 112–125.

Ryff C.D.Possible selves in adulthood and old age: A tale of shifting horizons. Psychology and Aging, 1991, vol. 6, no. 2, pp. 286–295.

King L.A., Raspin C. Lost and found possible selves, subjective well-being, and ego development in divorced women. Journal of Personality, 2004, vol. 72, no. 3, pp. 603–632. https://doi.org/10.1111/j.0022-3506.2004.00274.x

King L.A., Hicks J.A. Whatever happened to «What might have been? Regrets, happiness, and maturity. American Psychologist, 2007, vol. 62, no. 7, pp. 625– 636. https://doi.org/10.1037/0003-066X.62.7.625

Avanesyan M.O. Alternative autobiographical history as a component of the possible “self ”. Psihologicheskie issledovaniia, 2018, vol. 11, no. 61, p. 4. Available at: http://psystudy.ru/index.php/ num/2018v11n61/1619-avanesyan61.html (accessed: 04.02.2019). (In Russian)

Sapogova E.E. Autobiography as a process of self-determination of personality. Kul’turno-istoricheskaia psihologiia, 2011, no. 2, pp. 37–51. (In Russian)

Personal Potential: Structure and Diagnostics. Ed. by D.A.Leont’ev. Moscow, Smysl Publ., 2011. 680 p. (In Russian)

Leont’ev D.A., Suchkov D.D. Setting and achieving goals as a factor of psychological well-being. Psihologicheskie issledovaniia, 2015, vol. 8, no. 44, p. 1. Available at: http://psystudy.ru/num/2015v8n44/300-leontiev44 (accessed: 04.02.2019). (In Russian)

Zajceva Yu. E. Time of meaning: narrative mode of time perspective. Vestnik of Saint Petersburg University. Psihology and Pedagogy, 2018, vol. 8, iss. 1, pp. 16–33. Available at: http://vestnik.spbu.ru/html18/s16/s16v1/03.pdf (accessed: 02.02.2019). (In Russian)

Klinger E. Consequences of commitment to and disengagement from incentives. Psychological Review, 1975, vol. 82, no. 1, pp. 1–25.

Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psychological well-being of the person (review of the basic concepts and methods of research). Psihologicheskaia diagnostika, 2005, no. 3, pp. 95–123. (In Russian)

Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are. Eudaimonic approach to psychological well-being. Journal of Happiness Studies, 2006, vol. 9 (1), pp. 13–39.

Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 57, no. 6, pp. 1069–1081.

Vasilevskaya E.Yu. Possible selves as alternative life stories. Vypusknaia kvalifikatsionnaia rabota —magisterskaia dissertatsiia [Final qualifying work-master’s thesis] . Moscow, National research University “Higher school of Economics”, 2015. 145 p. (In Russian)

Osin E.N., Leont’ev D.A. Approbation of Russian versions of two scales of rapid assessment of subjective well-being. Materialy III Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa. Moscow, Institut sociologii RAN Publ., Rossiiskoe obshchestvo sociologov Publ., 2008. (In Russian)

Wilson J.P., Wilson S.B. Sources of self-esteem and the person & situation controversy. Psychological Report, 1976, vol. 38, no. 2, pp. 355–358.

Livekhud B. The course of human life. Psihologiia vozrastnyh krizisov: Hrestomatiia. Ed. by K.V. Sel’chenok. Minsk, Harvest Publ., 2000, pp. 142–194. (In Russian)

Leont’ev D.A., Osin E.N. Reflection “Good” and “Bad”: from an explanatory model to a differential diagnostics. Psihologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 2014, vol. 11, no. 4, pp. 110–135. (In Russian)

Molchanova O.N. Self-esteem: theoretical problems and empirical research: textbook. Moscow, Flinta, Nauka Publ., 2010. 392 p. (In Russian)

Borozdina L.V., Molchanova O.N. Self-esteem in different age groups: from adolescents to the elderly. Moscow, Proekt-F Publ., 2001. 204 p. (In Russian)

Nurkova V.V. The accomplished continues: Psychology of autobiographical memory. Moscow, URAO Publ., 2000. 320 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.10.2019

Как цитировать

Волченкова, Е. А., & Молчанова, О. Н. (2019). Потерянные возможные «Я»: содержание и связь с психологическим благополучием. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(3), 295–310. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.306

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)