Возрастные особенности коммуникации у детей и подростков с умственной отсталостью

Авторы

  • Оксана Владимировна Защиринская Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье представлены результаты изучения возрастных особенностей общения школьников с умственной отсталостью. На основе выполненного эмпирического исследования проводится анализ их стремления к общению с другими детьми, личностных основ формирования лидерства. Выявлено возрастание показателей фактора «саморегуляция» по мере взросления умственно отсталых детей, что связано с положительным влиянием организации коррекционного обучения. В 1-м классе и при переходе в основную школу отмечается снижение показателей невербальной коммуникации. В процессе направленного обучения и коррекции показатели социальной перцепции незначительно возрастают от 2-го к 7-му классу. Указанные особенности влияют на коммуникативные возможности умственно отсталых детей и подростков.

Ключевые слова:

умственная отсталость, дизонтогенез, психология умственно отсталого ребенка, общение умственно отсталых школьников, развитие общения в условиях дизонтогенеза

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Литература

Махова В. М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе // Дефектология. 2000. № 6. С. 9–14.

Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 2. Ч. 1. С. 187–197.

Коломинский Н. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000. 432 с.

Опубликован

25.08.2019

Как цитировать

Защиринская, О. В. (2019). Возрастные особенности коммуникации у детей и подростков с умственной отсталостью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (4), 39–44. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/5638

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)