Психологическая уникальность ребусов как когнитивных задач на понимание смысла
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.206Аннотация
В статье обсуждается применимость ребусов в когнитивном исследовании. Проведен анализ когнитивной структуры ребусов. Сделан разбор интеллектуальных действий респондентов на каждом этапе решения. На примерах показано влияние различных когнитивных привычек и субъективного опыта респондентов на решение интеллектуальных задач. Описаны история появления ребусов как текстов со скрытым смыслом и динамика их изменений как задач на понимание завуалированного авторского послания. Ребусы рассматриваются как разновидность бинарных текстов, в которых автором заложено два смысловых плана. Явный (изобразительный) смысловой план должен быть правильно «прочитан» зрителем. Скрытый (вербальный) должен быть верно реконструирован во внутреннем ментальном пространстве человека, решаю- щего задачу, а затем эксплицирован в виде слова-решения для головоломки. Описаны интеллектуальные подсказки и ловушки, специально расставленные автором для зрителя на пути поиска слова-отгадки. Поэтому особое внимание уделено адекватной реконструкции авторского замысла как необходимого условия для быстрого и успешного решения ребусов. Обсуждается уникальность когнитивного устройства ребусов для развития и тренировки двух языков мышления — вербального и образного, взаимообратимый перевод информации между которыми является одним из базовых критериев полноты понимания смысла сообщения. Описано пять специфичных для ребусов когнитивных препятствий, которые преодолевает человек, решающий эти голово- ломки: адекватность опознания и именования изображенных объектов; нахождение критериев различения значимой и незначимой информации; понимание инструкций по разгадыванию ребусов; синтезирование слова-отгадки; умение реконструировать авторский замысел. Выявлены типичные интеллектуальные затруднения, характерные для каждого из пяти перечисленных когнитивных препятствий, с которыми сталкивались респонденты в процессе работы с заданиями стимульного набора. Обоснована потенциальная применимость ребусов для выявления отдельных аспектов интеллектуальной работы, к которым могут оказаться малочувствительны другие способы исследования ума.
Ключевые слова:
понимание, мыслительный процесс, бинарный текст, скрытый смысл, детерминанты понимания, разгадывание головоломок, ребусы, когнитивная задача, когнитивное препятствие, когнитивные навыки
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.