Психологическая уникальность ребусов как когнитивных задач на понимание смысла

Авторы

  • Светлана Игоревна Целяева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.206

Аннотация

В статье обсуждается применимость ребусов в когнитивном исследовании. Проведен анализ когнитивной структуры ребусов. Сделан разбор интеллектуальных действий респондентов на каждом этапе решения. На примерах показано влияние различных когнитивных привычек и субъективного опыта респондентов на решение интеллектуальных задач. Описаны история появления ребусов как текстов со скрытым смыслом и динамика их изменений как задач на понимание завуалированного авторского послания. Ребусы рассматриваются как разновидность бинарных текстов, в которых автором заложено два смысловых плана. Явный (изобразительный) смысловой план должен быть правильно «прочитан» зрителем. Скрытый (вербальный) должен быть верно реконструирован во внутреннем ментальном пространстве человека, решаю- щего задачу, а затем эксплицирован в виде слова-решения для головоломки. Описаны интеллектуальные подсказки и ловушки, специально расставленные автором для зрителя на пути поиска слова-отгадки. Поэтому особое внимание уделено адекватной реконструкции авторского замысла как необходимого условия для быстрого и успешного решения ребусов. Обсуждается уникальность когнитивного устройства ребусов для развития и тренировки двух языков мышления — вербального и образного, взаимообратимый перевод информации между которыми является одним из базовых критериев полноты понимания смысла сообщения. Описано пять специфичных для ребусов когнитивных препятствий, которые преодолевает человек, решающий эти голово- ломки: адекватность опознания и именования изображенных объектов; нахождение критериев различения значимой и незначимой информации; понимание инструкций по разгадыванию ребусов; синтезирование слова-отгадки; умение реконструировать авторский замысел. Выявлены типичные интеллектуальные затруднения, характерные для каждого из пяти перечисленных когнитивных препятствий, с которыми сталкивались респонденты в процессе работы с заданиями стимульного набора. Обоснована потенциальная применимость ребусов для выявления отдельных аспектов интеллектуальной работы, к которым могут оказаться малочувствительны другие способы исследования ума.

Ключевые слова:

понимание, мыслительный процесс, бинарный текст, скрытый смысл, детерминанты понимания, разгадывание головоломок, ребусы, когнитивная задача, когнитивное препятствие, когнитивные навыки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами. Электронная библиотека «Вехи». URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 18.06.2018).

Бондарь О. А. Категория «недосказанность» (understatement) как способ выражения имплицитного смысла // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. Т. 3–2 (69). С. 69–71.

Энциклопедия «Мир головоломок». Интернет-ресурс, посвященный головоломкам. URL: http://puzzlepedia.ru/rebushistori.html (дата обращения: 24.06.2018).

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. 301 с.

Осорина М. В., Устинова В. А. Как вербализовать «неявное знание» в процессе психологического интервьюирования: продуктивные идеи из смежных практик // Петербургский психологический журнал. 2016. № 16. С. 42–63.

Веккер Л. М. Психические процессы: в 3 т. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. Т. 2. 342 c.

Осорина М. В. Исследование уровней понимания на примере работы с рисованными историями // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Холодной и др. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 247–257.

Холодная М. А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Институт психологии РАН, 2012. 288 с.

Щербакова О. В. Когнитивные механизмы понимания комического: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2009. 29 с.

Смолина Е. В. Процессы реконструкции смысла рисованных историй детьми и взрослыми // Сборник статей по материалам лучших выпускных квалификационных работ факультета психологии СПбГУ 2011 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Ю. И. Филимоненко. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. URL: http://diplom.psy.spbu.ru/component/fabrik/details/1/2013/html.html (дата обращения:v 10.08.2018).

Salvi C., Costantini G., Bricolo E., Perugini M., Beeman M. Validation of Italian rebus puzzles and compound remote associate problems // Behav. Res. Methods. 2016. June, 48 (2). URL: https://www.researchgate.net/publication/279863748_Validation_of_Italian_rebus_puzzles_and_compound_remote_associate_problems (дата обращения: 20.02.2019).

Threadgold E., Marsh J. E., Ball L. J. Normative Data for 84 UK English Rebus Puzzles // Front. Psychol.,13 December 2018. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02513/full (датаобращения: 20.02.2019).

Friedlander K. J., Fine P. A. “The Penny Drops”: Investigating Insight Through the Medium of Cryptic Crosswords // Front. Psychol., 03 July 2018. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/%E2%80%9CThe-Penny-Drops%E2%80%9D%3A-Investigating-Insight-Through-of-Friedlander-Fine/a63e80f21db8cbd 74edbcaff0422a145ea98c119 (дата обращения: 20.02.2019).

Kizilirmak J. M., Serger V., Kehl J., Öllinger M., Folta-Schoofs K., Richardson-Klavehn A. Feelings-of-Warmth Increase More Abruptly for Verbal Riddles Solved With in Contrast to Without Aha! Experience // Front. Psychol., 13 August 2018. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01404/full (дата обращения: 20.02.2019).

MacGregor J. N., Cunningham J. B. Rebus puzzles as insight problems // Behavior research methods. 2008. Vol. 40 (1). P. 263–269.

Осорина М. В., Щербакова О. В., Аванесян М. О. Проблемы метакогнитивной регуляции: нормативные требования и непродуктивные паттерны интеллектуальной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2011. № 2. С. 32–43.

Воронушкина О. В. Концептуальная база системного описания скрытых смыслов // Филология и человек. 2016. № 1. С. 7–18.

Холодная М. А. Могут ли высокие показатели IQ свидетельствовать о дефиците индивидуального интеллектуального ресурса // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлёв, В. А. Кольцова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2017. C. 1273–1279.

Buratti, S., Allwood, C. M., Kleitman S. First- and second order metacognitive judgments of semantic memory reports: the influence of personality traits and cognitive styles // Metacognition and Learning. 2013. No. 8. P. 79–102.

Turney D., Ruch G. Thinking about thinking after Munro: the contribution of cognitive interviewing to child-care social work supervisionand decision-making practices // British journal of social work. 2015. P. 1–17.

Ермолаев О. Ю. О некоторых особенностях восприятия при решении оперативных задач // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: сб. научных трудов / под общ. ред. В. В. Давыдова; сост. А. М. Прихожан. М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. С. 52–57.


References

Entsiklopedicheskii slovar’ F. A. Brokgauza i I. A. Efrona v 86 tomakh s illiustratsiiami i dopolnitel’nymi materialami [Encyclopaedical dictionary by F. A. Brokgauz and I. A. Efron in 86 volumes with illustrations and supplementary materials]. Elektronnaia biblioteka .Vekhi.. Available at: http://www.vehi. net/brokgauz/ (accessed: 18. 06.2018). (In Russian)

Bondar’ O. A. Kategoriia .nedoskazannost’. (understatement) kak sposob vyrazheniia implitsitnogo smysla [Category “understatement” as a way of implicit sense expression]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki [Philological science. Theoretical and practical questions], 2017, vol. 3–2 (69), pp. 69–71. (In Russian)

Entsiklopediia .Mir golovolomok. [Encyclopedia “The world of puzzles” ]. Internet-resurs, posviashchennyi golovolomkam [Website about puzzles]. Available at: http://puzzlepedia.ru/rebushistori.html (accessed: 24.06.2018). (In Russian)

Kvale S. Issledovatel’skoe interv’iu [InterViews: an introduction to Qulitative research interviewing]. Moscow, Smysl, 2009. 301 p. (In Russian)

Osorina M. V., Ustinova V. A. Kak verbalizovat’ .neiavnoe znanie. v protsesse psikhologicheskogo interv’iuirovaniia: produktivnye idei iz smezhnykh praktik [How to verbalize tacit knowledge during a psychological interview: the resourceful ideas from other domains]. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal [Saint Petersburg psychological journal], 2016, no. 16, pp. 42–63. (In Russian)

Vekker L. M. Psikhicheskie protsessy [Mental processes]. In 3 vols. Leningrad, Leningrad University Press, 1976, vol. 2. 342 p. (In Russian)

Osorina M. V. Issledovanie urovnei ponimaniia na primere raboty s risovannymi istoriiami [The levels of understanding investigation evidence from pictured stories]. Psikhologiia intellekta i tvorchestva: Traditsii i innovatsii [Psychology of intelligence and creativity: Traditions and innovations]. Eds A. L. Zhuravleva, M. A. Kholodnoy et al. Moscow, Institute of Psychology RAS, 2010, pp. 247–257. (In Russian)

Kholodnaia M. A. Psikhologiia poniatiinogo myshleniia: Ot kontseptual’nykh struktur k poniatiinym sposobnostiam [Psychology of clear thinking: from conceptual structures to clear abilities]. Moscow, Institute of Psychology RAS, 2012. 288 p. (In Russian)

Shcherbakova O. V. Kognitivnye mekhanizmy ponimaniia komicheskogo. Authoref. dis. kand. psikhol. nauk [Cognitive Mechanisms of Comical Texts’ Understanding. Thesis of PhD]. St. Petersburg, 2009. 29 p. (In Russian)

Smolina E. V. Protsessy rekonstruktsii smysla risovannykh istorii det’mi i vzroslymi. Sbornik statei po materialam luchshikh vypusknykh kvalifikatsionnykh rabot fakul’teta psikhologii SPbGU 2011g [Collected papers based on the bestgraduate qualification works Psychology department Saint Petersburg State University]. Eds L. A. Tsvetkova, U. I. Filimonenko. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, 2012. Available at: http://diplom.psy.spbu.ru/component/fabrik/details/1/2013/html.html (accessed: 10.08.2018). (In Russian)

Salvi C., Costantini G., Bricolo E., Perugini M., Beeman M. Validation of Italian rebus puzzles and compound remote associate problems. Behav. Res. Methods, 2016, June, 48 (2). Available at: https://www.re206 searchgate.net/publication/279863748_Validation_of_Italian_rebus_puzzles_and_compound_remote_associate_ problems (accessed: 20.02.2019).

Threadgold E., Marsh J. E., Ball L. J. Normative Data for 84 UK English Rebus Puzzles. Front. Psychol. , 13 December, 2018. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02513/full (accessed: 20.02.2019).

Friedlander K. J., Fine P. A. “The Penny Drops”: Investigating Insight Through the Medium of Cryptic Crosswords. Front. Psychol. , 03 July 2018. Available at: https://www.semanticscholar.org/ paper/%E2%80%9CThe-Penny-Drops%E2%80%9D%3A-Investigating-Insight-Through-of-Friedlander- Fine/a63e80f21db8cbd74edbcaff0422a145ea98c119 (accessed: 20.02.2019).

Kizilirmak J. M., Serger V., Kehl J., .llinger M., Folta-Schoofs K., Richardson-Klavehn A. Feelings- of-Warmth Increase More Abruptly for Verbal Riddles Solved With in Contrast to Without Aha! Experience. Front. Psychol. , 13 August 2018. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2018.01404/full (accessed: 20.02.2019).

MacGregor J. N., Cunningham J. B. Rebus puzzles as insight problems. Behavior research methods, 2008, vol. 40 (1), pp. 263–269.

Osorina M. V., Shcherbakova O. V., Avanesian M. O. Problemy metakognitivnoi reguliatsii: normativnye trebovaniia i neproduktivnye patterny intellektual’noi deiatel’nosti [Problems of metacognitive regulation: standard requirements and non-productive patterns of intellectual activity]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogic, 2011, issue 2, pp. 32–43. (In Russian)

Voronushkina O. V. Kontseptual’naia baza sistemnogo opisaniia skrytykh smyslov [System description of implication conceptual base]. Filologiia i chelovek [Philology and individual], 2016, no. 1, pp. 7–18. (In Russian)

Kholodnaia M. A. Mogut li vysokie pokazateli IQ svidetel’stvovat’ o defitsite individual’nogo intellektual’nogo resursa [Can high indicators of IQ mean deficiency of individual intellectual resource?]. Fundamental’nye i prikladnye issledovaniia sovremennoi psikhologii. Rezul’taty i perspektivy razvitiia [Fundamental and application studies in nowaday psychology. Results and future developments]. Eds A. L. Zhuravlyov, V. A. Kol’tcova. Мoscow, Press Institute of Psychology of RAS, 2017, pp. 1273–1279. (In Russian)

Buratti S., Allwood C. M., Kleitman S. First- and second order metacognitive judgments of semantic memory reports: the influence of personality traits and cognitive styles. Metacognition and Learning, 2013, no. 8, pp. 79–102.

Turney D., Ruch G. Thinking about thinking after Munro: the contribution of cognitive interviewing to child-care social work supervision and decision-making practices. British journal of social work, 2015, pp. 1–17.

Ermolaev O. Iu. O nekotorykh osobennostiakh vospriiatiia pri reshenii operativnykh zadach [About some perception characteristic in solving operational tasks]. Osnovnye problemy obshchei, vozrastnoi i pedagogicheskoi psikhologii: sb. nauchnykh trudov [em>Main problems of general, developmental and educational psychology: Collection of research papers]. Ed. by V. V. Davydov; compilate by A. M. Prihozhan. Moscow, NII obshchei pedagogiki APN SSSR, 1978, pp. 52–57. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

09.07.2019

Как цитировать

Целяева, С. И. (2019). Психологическая уникальность ребусов как когнитивных задач на понимание смысла. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(2), 187–206. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.206

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования