Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.202Аннотация
Обсуждается содержание работ отечественных и зарубежных ученых, в которых пред- ставлены методология и описания профессионально важных качеств субъектов деятельности (условно названных «ПВК-подход») и компетенций («компетентностный подход»). Анализируются задачи и особенности двух подходов, являющихся разными научными парадигмами. Констатируется, что неконструктивно решение вопросов и явлений, понимаемых как «профессионально важные качества» (ПВК), и «компетенций» при их сопоставлении в качестве компонентов бинарной оппозиции (или... или...). Конструктивным решением может быть восстановление целого ряда (континуума) генетических преобразований феномена (феноменов), в разных научных традициях определяемых как «ПВК», «компетенции», «способности» (общие, специальные, профессиональные) и др. Особенности научного изучения профессий и профессиональной деятельности субъектов, складывающиеся с 1920-х годов (ПВК-подход) и с начала 1970-х годов (К-подход), являются частными, дисциплинарными парадигмами. Обе парадигмы имеют свои возможности и ограничения. ПВК-подход как научную парадигму характеризуют предельные широкие обобщения; нередко подмена измерений и мониторинга эволюции ПВК «суждениями здравого смысла»; латентно постулируемая сохранность ПВК на протяжении всей профессиональной жизни субъекта и др. «Спонтанная оппозиция» базовым положениям ПВК-подхода предстает как множество разных, не согласованных и не согласующихся между собой точек зрения. К-подход как научную парадигму характеризуют прагматизм исходных целей и задач; эмпиризм; нередко подмена научного изучения феноменов обобщением суждений экспертов-практиков; экстенсивный подход к изучению компетенций; решение вопросов совместной деятельности через расширение наборов компетенций субъекта; недостаточное внимание к вопросам перспектив развития качеств субъекта, его личностного и профессионального развития в продолжение всей его карьеры. «Спонтанная оппозиция» чаще заявляет о себе как аргументированные альтернативные подходы, как критика оппонентов и аргументация преимуществ своего подхода.
Ключевые слова:
профессионально важные качества, компетенции, способности, подходы, парадигмы, возможности и ограничения
Скачивания
Библиографические ссылки
References
faktor obrazovatel’nogo protsessa [Basic skills (key competencies) as an integrating factor of the educational
process]. Professional’noe obrazovanie i formirovanie lichnosti spetsialista. Nauch.-metod. sbornik [Professional education and the formation of the personality of a specialist. Scientific method, collection]. Moscow, 2002. 244 p. (In Russian)
American Psychologist, 1991, vol. 46 (10), pp. 1012–1024.
truda [Organizational psychology and psychology of labor] , 2017, vol. 2, no. 2, pp. 3–30. Available at: //http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document241.pdf (accessed: 15.11.2018). (In Russian)
dolzhnostei gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby [Methodological tools for establishing qualification
requirements for the filling of civil service posts]. Versiia 3.2. Moscow, 2017. 71 p. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.