Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта

Авторы

  • Виктор Владимирович Знаков Институт психологии Российской академии наук, Российская Федерация, 129366, Москва, ул. Ярославская, 13, к. 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.201

Аннотация

Проанализированы три взаимосвязанных направления исследований психологии субъекта, в которых представлены процессуальные, метаперсональные и духовно- практические основания развития субъектности человека. В рамках первого направ- ления подчеркивается, что в последнее время в исследованиях субъекта и личности наблюдается переосмысление психологами категории «процессуальность», а в научном познании чаще используется процессуальный подход к анализу психических явлений, чем структурный. В процессуальном подходе, культурным и философским основанием которого является не онтология бытия, а онтология становления, внима- ние психологов фокусируется на понимании процессов и вариаций внутреннего мира человека, а также на их временной трансформации. Самым важным считается анализ становления, динамики и новизны личностных образований. Второе, метаперсональное, направление исследований субъекта заключается в том, что развивается теоретическое и концептуальное представление о метаперсональной самоинтерпретации субъекта. Она определяется как идентичность, выходящая за пределы индивидуального «Я» и охватывающая более широкие аспекты бытия, такие как человечество, жизнь, психика или космос. При метаперсональной самоинтерпретации субъект ощущает свою неразрывную связь со всем человечеством и осознает себя как часть природного и социального мира. Третье направление исследований субъекта — духовно-практическое. В психологии субъекта воплощение в одном феномене деятельностных, саморефлексивных и трансцендентных компонентов представлено в категории «духовно- практическое знание». Общим социогуманитарным контекстом его разработки послужили размышления М.Фуко и П.Адо, а конкретно-психологическим — публикации А.В.Брушлинского. Основой научных взглядов названных ученых стали два принципиальных соображения: 1) для понимания мира, познания истины субъект не может оставаться таким, какой он есть: достигнув высшего уровня активности, целостности, автономности, человек должен еще преобразоваться, превзойти самого себя; 2) познание неразрывно связано с деятельностью, а декларативное знание (знаю «что») — с процедурным (знаю «как»). Из этих оснований в психологии развивается не субъектный, а субъектно-деятельностный подход.

Ключевые слова:

субъект, два этапа исследований, изменение, самосозидание, самопреобразование человека

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Анцыферова Л.И.Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.

Rafaeli-Mor E., Gotlib I.H., Revelle W. The Meaning and Measurement of Self-Comlexity // Personality and Individual Differences. 1999. No. 27. P. 341–356.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал. 1991. Т. 12, No 6. С. 3–11.

Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.

Тульчинский Г.Л. Личность как успешный автопроект // От события к бытию: грани творчества Галины Иванченко / сост. М.А.Козлова. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. С. 49–63.

Harter S. The construction of the self: Developmental and sociocultural foundations. New York: Guilford Press, 2012. 440 с.

Чепелева Н.В. Самопроектирование личности в дискурсивном пространстве // Человек, субъект, личность в современной психологии (к 80-летию А.В.Брушлинского). В 4 т. Т. 3 / под ред. А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2013. С. 342–345.

Корбут А.М. Образовательная субъективность и «технологии себя» // Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / под ред. М.А.Гусаковского. Минск: БГУ, 2004. С. 122–134.

Петрова Г.И. Современный конструктивистский ответ в решении классической педагогико-антропологической проблемы «заботы о себе» // Вестн. Томского гос. ун-та. 2013. No 12 (140). С. 131–134.

Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихология шизофрении. М.: Институт психологии РАН, 2015. 389 с.

Гришина Н.В. «Самоизменения» личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 126–138.

Костромина С.Н., Гришина Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / отв. ред. А.Л.Журавлев, В.В.Знаков. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 506–512.

Харламенкова Н.Е. Описание, объяснение и обоснование теоретического знания в современной психологии личности // Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 431–453.

Giordano P. J. Being or becoming: Toward an open-system, process-centric model of personality // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2015. Vol. 49. Iss. 4. P. 757–771.

Giordano P. J. Individual personality is best understood as process, not structure // Culture and Psychology. 2017. Vol. 23. Iss. 4. P. 502–518.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект–Пресс, 1996. 415 с.

Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015. 712 с.

Леонтьев Д.А. Илья Пригожин и психология XXI века // Психологический журнал. 2018. Т. 39, No 3. С. 9–14.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. С. 80–98.

DeCicco T.L., Stroink M.L. A Third Model of Self-Construal: The Metapersonal Self // International Journal of Transpersonal Studies. 2007. Vol. 26. Iss. 1. P. 82–104.

Mara C.A., DeCiccо T.L., Stroink M.L. An Investigation of the Relationships Among Self-Construal, Emotional Intelligence and Well-Being // The International Journal of Transpersonal Studies. 2010. Vol. 29. Iss. 1. P. 1–11.

Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 2007. 677 с.

Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Степной ветер; ИД «Коло», 2005. 448 с.

Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. No 5. С. 139–151.

Порус В.Н. Что значит «понять» художественный текст? // Вопросы философии. 2016. No 7. C. 84–96.

Максимова Е.В. Духовная практика как предельная «практика себя» // Вестн. Новг. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. Т. 1, No 73. С. 122—125.


References

Antsyferova L. I. Razvitie lichnosti i problemy gerontopsikhologii< /em> [Personality development and gerontopsychology problems]. 2nd ed. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2006. (In Russian)

Rafaeli-Mor E., Gotlib I. H., Revelle W. The Meaning and Measurement of Self-Comlexity. Personality and Individual Differences, 1999, no. 27, pp. 341–356. (In Russian)

Brushlinskii A. V. Problema sub”ekta v psikhologicheskoi nauke (stat’ia pervaia) [Problem of the subject in psychological science (first article)]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 1991, vol. 12, no. 6, pp. 3–11. (In Russian)

Brushlinskii A. V. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Selected psychological works]. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2006. (In Russian)

Tul’chinskii G. L. Lichnost’ kak uspeshnyi avtoproekt [Personality as successful autoproject]. Ot sobytiia k bytiiu: grani tvorchestva Galiny Ivanchenko [From the history of creativity of Galina Ivanchenko]. Compiled by M. A. Kozlova. Moscow, Izd. dom Gos. un-ta — Vysshei shkoly ekonomiki, 2010, pp. 49–63. (In Russian)

Harter S. The construction of the self: Developmental and sociocultural foundations. New York, Guilford Press, 2012.

Chepeleva N. V. Samoproektirovanie lichnosti v diskursivnom prostranstve [Self-designing of a person in the discursive space]. Chelovek, sub”ekt, lichnost’ v sovremennoi psikhologii (k 80-ti letiiu A. V. Brushlinskogo) [Man, subject, personality in modern psychology (to the 80th birthday of A. V. Brushlinsky)]. In 4 vol., vol. 3. Eds A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2013, pp. 342–345. (In Russian)

Korbut A. M. Obrazovatel’naia sub”ektivnost’ i tekhnologii sebia” . [Educational subjectivity and “technology itself ” ]. Universitet kak tsentr kul’turoporozhdaiushchego obrazovaniia. Izmenenie form kommunikatsii v uchebnom protsesse [University as a center of culture-generating education. Changing the forms of communication in the educational process]. Ed. by. M. A. Gusakovskii. Minsk, BGU, 2004, pp. 122–134. (In Russian)

Petrova G. I. Sovremennyi konstruktivistskii otvet v reshenii klassicheskoi pedagogiko antropologicheskoi problemy .zaboty o sebe. [Modern constructivist answer in solving classical pedagogical and anthropological problems of “caring for oneself ”]. Vestn. Tomskogo gos. un-ta, 2013, no. 12 (140), pp. 131–134. (In Russian)

Kritskaia V. P., Meleshko T. K. Patopsikhologiia shizofrenii [The pathopsychology of schizophrenia]. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2015. (In Russian)

Grishina N. V. .Samoizmeneniia. lichnosti: vozmozhnoe i neobkhodimoeoye [“Self-Changes” of the Personality: Possible and Necessary]. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2018, 8 (2), pp. 126–138. (In Russian)

Kostromina S. N., Grishina N. V. Protsessual’nyi podkhod v psikhologii lichnosti [The procedural approach to the psychology of personality. Psikhologiia cheloveka kak sub”ekta poznaniia, obshcheniia i deiatel’nosti [Psychology of man as the subject of knowledge, communication and activity]. Eds A. L. Zhuravlev, V. V. Znakov. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2018, pp. 506–512. (In Russian)

Kharlamenkova N. E. Opisanie, ob”iasnenie i obosnovanie teoreticheskogo znaniia v sovremennoi psikhologii lichnosti [Description, explanation and justification of theoretical knowledge in modern psychology of personality]. Psikhologicheskoe znanie: sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia [Psychological knowledge: current state and development prospects]. Moscow, Institut psikhologii RAN, 2018,pp. 431–453. (In Russian)

Giordano P. J. Being or becoming: Toward an open-system. process-centric model of personality.Integrative Psychological and Behavioral Science, 2015, vol. 49, iss. 4, pp. 757–771.

Giordano P. J. Individual personality is best understood as process. not structure. Culture and Psychology, 2017, vol. 23, iss. 4, pp. 502–518.

Shtompka P. Sotsiologiia sotsial’nykh izmenenii [Sociology of social change]. Moscow, Aspekt-Press, 1996. (In Russian)

Smirnov A. V. Soznanie. Logika. Iazyk. Kul’tura [Consciousness. Logics. Tongue. Culture Meaning]. Smysl. Moscow, Iazyki slavianskoi kul’tury, 2015. (In Russian)

Leont’ev D. A. Il’ia Prigozhin i psikhologiia XXI veka [Ilya Prigogine and Psychology of the 21st Century]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2018, vol. 39, no. 3, pp. 9–14. (In Russian)

Petrovskii A. V., Iaroshevskii M. G. Osnovy teoreticheskoi psikhologii. [Fundamentals of theoretical psychology]. Moscow, Infra-M, 1998, pp. 80–98. (In Russian)

DeCicco T. L., Stroink M. L. A Third Model of Self-Construal: The Metapersonal Self. International Journal of Transpersonal Studies, 2007, vol. 26, iss. 1, pp. 82–104.

Mara C. A., DeCicco T. L., Stroink M. L. An Investigation of the Relationships Among Self-Construal. Emotional Intelligence. and Well-Being. The International Journal of Transpersonal Studies, 2010, vol. 29, iss. 1, pp. 1–11.

Fuko M. Germenevtika sub”ekta: Kurs lektsii, prochitannykh v Kollezh de Frans v 1981–1982 uchebnom godu [Subject Hermeneutics: A course of lectures given at the College de France in the 1981–1982 school year]. St. Petersburg, Nauka, 2007. (In Russian)

Ado P. Dukhovnye uprazhneniia i antichnaia filosofiia [Spiritual exercises and ancient philosophy]. Moscow, St. Petersburg, Stepnoi veter; ID .Kolo., 2005. (In Russian)

Vasiliuk F. E. Tipy dukhovnogo sovladaniia [Types of spiritual mastering]. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia [Consultative psychology and psychotherapy], 2014, no. 5, pp. 139–151. (In Russian)

Porus V. N. Chto znachit .poniat’. khudozhestvennyi tekst? [What does it mean to “understand” an artistic text?]. Vopr. filos. [Questions of Philosophy], 2016, no. 7, pp. 84–96. (In Russian)

Maksimova E. V. Dukhovnaia praktika kak predel’naia .praktika sebia. [Spiritual practice as the ultimate “practice of the self ”]. Vestnik Novg. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki, 2013, no. 73, vol. 1, pp. 122–125. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

09.07.2019

Как цитировать

Знаков, В. В. (2019). Самосозидание человека — новый этап развития психологии субъекта. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(2), 112–122. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.201

Выпуск

Раздел

Теория и методология психологии