Модель психического и особенности конструирования речевых высказываний у детей 4–6 лет

Авторы

  • Анна Юрьевна Уланова Институт психологии РАН, Российская Федерация, 129366, Москва, Ярославская ул., 13, корп. 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.313

Аннотация

В статье представлены результаты исследования модели психического как ментальной основы процесса конструирования и передачи информации в ходе коммуникации. Для проведения исследования разработаны методические задачи и способы оценки коммуникативных сообщений. Анализ по различным параметрам информационного конструирования был проведен на материале более 150 высказываний дошкольников о событиях разного содержания: ментальной, физической причинности и юмористическом событии. Результаты демонстрируют согласованность в развитии понимания психического и информативности пересказов, а также некоторых особенностей конструирования нарративов.

Ключевые слова:

модель психического, коммуникативная успешность, нарративный метод, информативность сообщений

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Breheny R. Communication and folk psychology // Mind & Language. 2006. Vol. 21, N 1. P. 74–107.

Черниговская Т. В. Если зеркало будет смотреться в зеркало, что оно там увидит? (К вопросу об эволюции языка и сознания) // Сб. науч. трудов «Когнитивные исследования». 2010. No. 4. С. 67–89.

Arbib M. A. Co‐Evolution of Human Consciousness and Language //Annals of the New York Academy of Sciences. 2001. Vol. 929, N 1. P. 195–220.

Narrative thought and narrative language / Eds B. K. Britton, A. D. Pellegrini. New York: Psychology Press, 2014. 286 p.

Турушева Ю. Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности // Психологические исследования. 2014. Т. 7, No 33. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.09.2015).

Yule G. Referential communication tasks. New York: Routledge, 2013. 131 p.

Girbau D. A sequential analysis of private and social speech in children’s dyadic communication // The Spanish journal of psychology. 2002. Vol. 5, N 2. P. 110–118.

Charman T., Shmueli-Goetz Y. The relationship between theory of mind, language and narrative dis-course: An experimental study // Cahiers de Psychologie Cognitive / Current Psychology of Cognition. 1998. Vol. 17, N 2. P. 245–271.

Уланова А. Ю. Модель психического как ментальный механизм коммуникативной успешности детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 201 с.

Сергиенко Е. А. Модель психического как парадигма познания социального мира // Психологические исследования. 2014. Т. 7, No 36. URL: http://psystudy.ru (дата обращения 14.05.2015)

Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: representations and constraining functions of wrong beliefs in young children’s understanding of deception // Cognition. 1983. 1983. Vol. 13, N 1. P. 103–128.

Gopnik A., Astington J. W. Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and appearance-reality distinction // Child Development. 1988. Vol. 59. P. 26–37.

Лебедева Е. И. Понимание ментального и физического мира детьми с типичным развитием и расстройствами аутистического спектра: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 249 с.

Уланова А. Ю. Ментальная основа понимания юмора детьми 4–6 лет // Материалы междуна-родной научной конференции молодых ученых. СПб.: Скифия-принт. 336 с.


References

Breheny R. Communication and folk psychology. Mind & Language. 2006. Vol. 21, N 1. P. 74–107.

Chernigovskaia T. V. Esli zerkalo budet smotret’sia v zerkalo, chto ono tam uvidit? (K voprosu ob evoliutsii iazyka i soznaniia) [If the mirror will look in the mirror that it’s there? (about the evolution of language and consciousness)]. Sb. nauch. trudov «Kognitivnye issledovaniia» [Coll. Scien. works “Cognitive research” ], 2010, no. 4, pp. 67–89. (In Russian)

Arbib M. A. Co‐Evolution of Human Consciousness and Language. Annals of the New York Academy of Sciences, 2001, vol. 929, no. 1, pp. 195–220.

Narrative thought and narrative language. Eds B. K. Britton, A. D. Pellegrini. New York, Psychology Press, 2014. 286 p.

Turusheva Iu. B. Osobennosti narrativnogo podkhoda kak metoda izucheniia identichnosti [Features of the narrative approach as a method of studying identity]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological research], 2014, vol. 7, no. 33, p. 6. Available at: http://psystudy.ru (In Russian, abstr. in English).

Yule G. Referential communication tasks. New York, Routledge Publ., 2013. 131 p.

Girbau D. A sequential analysis of private and social speech in children’s dyadic communication. The Spanish journal of psychology, 2002, vol. 5, no. 2, pp. 110–118.

Charman T., Shmueli-Goetz Y. The relationship between theory of mind, language and narrative discourse: An experimental study. Cahiers de Psychologie Cognitive/Current Psychology of Cognition, 1998, vol. 17, no. 2, pp. 245–271.

Ulanova A. Iu. Model’ psikhicheskogo kak mental’nyi mekhanizm kommunikativnoi uspeshnosti detei doshkol’nogo vozrasta. Diss. kand. psikhol. nauk [Theory of mind as a mental mechanism of communicative success of pre-school children. Thesis of PhD]. Moscow, 2015. 201 p. (In Russian)

Sergienko E. A. Model’ psikhicheskogo kak paradigma poznaniia sotsial’nogo mira [Theory of Mind as a paradigm of social cognition]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological research], 2014, vol. 7, no. 36, p. Available at: http://psystudy.ru (In Russian, abstr. in English).

Wimmer H., Perner J. Beliefs about beliefs: representations and constraining functions of wrong beliefs in young children’s understanding of deception. Cognition, 1983, vol. 13, no. 1, pp. 103–128.

Gopnik A., Astington J. W. Children’s understanding of representational change and its relation to the understanding of false belief and appearance-reality distinction. Child Development, 1988, vol. 59, pp. 26–37.

Lebedeva E. I. Ponimanie mental’nogo i fi zicheskogo mira det’mi s tipichnym razvitiem i rasstroistvami autisticheskogo spectra. Diss. kand. psikhol. nauk [Understanding the mental and physical world children with typical development and autism spectrum disorders. Thesis of PhD]. Moscow, 2006. 249 p.(In Russian)

Ulanova A. Iu. Mental’naia osnova ponimaniia iumora det’mi 4–6 let [Mental basis of understanding humor children 4-6 years]. Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh [Proceedings of the international scientific conference of young scientists]. St. Petersburg, Skifiia-print. 336 p.

Загрузки

Опубликован

07.11.2016

Как цитировать

Уланова, А. Ю. (2016). Модель психического и особенности конструирования речевых высказываний у детей 4–6 лет. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (3), 151–158. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.313

Выпуск

Раздел

ХХ Международная научная конференция «Психология XXI века: Российская психология