Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе

Авторы

  • Александр Николаевич Веракса Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
  • Вера Анатольевна Якупова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
  • Ольга Викторовна Алмазова Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9
  • Маргарита Николаевна Мартыненко Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.309

Аннотация

Целью исследования является изучение предикторов успешной адаптации к первому классу среди детей дошкольного возраста. В данной статье освещаются результаты первого этапа исследования — диагностики уровня развития произвольности, познавательного и социального развития дошкольников. Задачей первого этапа исследования является констатация зоны актуального развития дошкольников до начала подготовки к школьному обучению. В исследовании принял участие 81 воспитанник старших групп детских садов города Москвы. По итогам первого этапа исследования удалось выделить четыре типа развития дошкольников, сочетающих различные уровни развития социальных навыков, познавательных способностей и произвольной регуляции. Выделенные типы позволят выявить факторы успешной адаптации к ситуации школьного обучения. На данном этапе можно предположить, что первый тип развития, включающий в себя высокий уровень познавательного развития и высокую способность к произвольной регуляции, является оптимальным для успешного перехода к школьному обучению.

Ключевые слова:

дошкольный возраст, готовность к школе, познавательное развитие, регуляторные функции

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучениюв школе. Психолого-педагогические основы. М.: Академический Проект, 2005. 256 с.

Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во «Авиценум», 1978. 204 с.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. 184 с.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2005. 384 с.5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

Akhutina T. V., Pylaeva N. M. Vygotsky L., Luria A. Developmental Neuropsychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. Vol. 4. P. 155–175.

Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. 240 с.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Воронеж, 1997. 352 с.

The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis / Miyake A., Friedman N. P., Emerson M. J., Witzki A. H., Howerter A., WagerT. // Cognitive Psychology. 2000. Vol. 41. P. 49–100.

Blair C., Razza R. P. Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten // Child Development. 2007. Vol. 78. P. 647–663.

Denham S. A., Brown C. A., Domitrovich C. “Plays nice with others”: Social emotional learning and academic success // Early Education and Development. 2010. Vol. 21. P. 652–680.

Willoughby M. T., Kupersmidt J. B., Voegler-Lee M. E. Is preschool executive function causally related to academic achievement? // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2012. Vol. 18 (1). P. 79–91.

Korkman M., Kirk U., Kemp S. L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007a, 347 p.

Веракса А. Н., Якупова В. А., Мартыненко М. Н. Символизация в структуре способностей детей дошкольного и школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 2.С. 48–56.

A cross-cultural investigation of inhibitory control, generative fluency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers / Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Y., Gorovaya A., Visu-Petra L. // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2014.DOI: 10.1080/09297049.2013.879111.

Zelazo P. D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // Nat. Protocols. 2006. Vol. 1. P. 297–301.

Равен Дж. К., Корт Дж. Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам равена и словарным шкалам: Раздел 2: Стандартные цветные матрицы (включая параллельные версии теста). М.: Когито-Центр, 2009. 77 с.

Toward Emotional Competences / Pons F., Daniel M-F., Lafortune L., Doudin P-A., Albanese O. Aalborg(Denmark): Aalborg University Press, 2006. 97 p.

The effect of gender on planning: An fMRI study using the Tower of London task / Boghi A., RasettiR., Avidano F., Manzone C., Orsi L., D’Agata F., Caroppo P., Bergui M., Rocca P., Pulvirenti L., BradacG. B., Bogetto F., Mutani R., Mortara P. // NeuroImage. 2006. Vol. 33. P. 999–1010.

Назаренко В. В. Диагностика готовности детей к школе в зарубежных исследованиях // Со-временная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 1. С. 76–84. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50116.shtml (дата обращения: 20.04.2016).

Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.С. 4–12.


References

V’iunova N. I, Gaidar K. M., Temnova L. V. Psikhologicheskaia gotovnost’ rebenka k obucheniiu vshkole. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy [ Psychological readiness of the child to school. Psycho-pedagogicalfoundations]. Moscow, Academic Project, 2005. 256 p. (In Russian)

Shvantsara L., Shvantsara I. Razvitie detskikh grafi cheskikh predstavlenii. Diagnostika psikhicheskogo razvitiia [ Development of children’s graphic representations. Diagnosis of mental development]. Ed. By J. Shvantsara. Prague: Honey. publishing house “Avitsenum”, 1978. 204 p. (In Russian)

Gutkina N. I. Psikhologicheskaia gotovnost’ k shkole [Psychological readiness for school]. Moscow, AcademicProject Publ., 2000. 184 p. (In Russian)

El’konin D. B. Detskaia psikhologiia [ Child psychology]. Moscow, Academy Publ., 2005. 384 p. (In Russian)

Davydov V. V. Problemy razvivaiushchego obucheniia [Problems of developmental education]. Moscow, Education Publ., 1986. 240 p. (In Russian)

Akhutina T. V., Pylaeva N. M. Vygotsky L., Luria A. Developmental Neuropsychology. Psychology in Russia: State of the Art, 2010, vol. 4, pp. 155–175.

Karabanova O. A. Vozrastnaia psikhologiia: Konspekt lektsi [Developmental Psychology: Lecture notes].Moscow, Iris Press, 2005. 240 p. (In Russian)

Bozhovich L. I. Problemy formirovaniia lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy [Issues of formation of personality: Selected psychological works]. Ed. by D. I. Feldstein. Moscow, Voronezh, 1997. 352 p. (In Russian)

Miyake A., Friedman N. P., Emerson M. J., Witzki A. H., Howerter A., Wager T. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex «frontal lobe» tasks: A latent variable analysis. Cognitive Psychology, 2000, vol. 41, pp. 49–100.

Blair C., Razza R. P. Relating effortful control, executive function, and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child Development, 2007, vol. 78, pp. 647–663.

Denham S. A., Brown C. A., Domitrovich C. “Plays nice with others”: Social emotional learning and academic success. Early Education and Development, 2010, vol. 21, pp. 652–680.

Willoughby M. T., Kupersmidt J. B., Voegler-Lee M. E. Is preschool executive function causally related to academic achievement? Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence, 2012, vol. 18 (1), pp. 79–91.

Korkman M., Kirk U., Kemp S. L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX, Psychological Corporation Publ., 2007a, 347 p.

Veraksa A. N., Iakupova V. A., Martynenko M. N. Simvolizatsiia v strukture sposobnostei deteidoshkol’nogo i shkol’nogo vozrasta [Symbolization in the structure of abilities of children of preschooland school-age]. Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural-Historical Psychology]. 2015, vol. 11, no. 2, pp. 48–56. Doi:10.17759/chp.2015110205

Cheie L., Veraksa A., Zinchenko Y., Gorovaya A., Visu-Petra L. A cross-cultural investigation ofinhibitory control, generative fl uency, and anxiety symptoms in Romanian and Russian preschoolers. Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence, 2014.DOI: 10.1080/09297049.2013.879111.

Zelazo P. D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children. Nat. Protocols, 2006, vol. 1, pp. 297–301.

Raven Dzh. K., Kort Dzh. Kh., Raven Dzh. Rukovodstvo k progressivnym matritsam ravena i slovarnymshkalam: Razdel 2: Standartnye tsvetnye matritsy (vkliuchaia parallel’nye versii Testa [ Guide to Progressive Matrices Raven and vocabulary range: Section 2:. Standard Color matrix (including parallel version of the test)]. Moscow, Kogito Center, 2009. 77 p. (In Russian)

Pons F., Daniel M.-F., Lafortune L., Doudin P.-A., Albanese O. The effect of gender on planning: AnfMRI study using the Tower of London task. NeuroImage, 2006, vol. 33, pp. 999–1010.

Boghi A., Rasetti R., Avidano F., Manzone C., Orsi L., D’Agata F., Caroppo P., Bergui M., Rocca P.,Pulvirenti L., Bradac G. B., Bogetto F., Mutani R., Mortara P. The effect of gender on planning: An fMRI study using the Tower of London task. NeuroImage, 2006, vol. 33, pp. 999–1010.

Nazarenko V. V. Diagnostika gotovnosti detei k shkole v zarubezhnykh issledovaniiakh [Diagnosis of school readiness in the foreign studies]. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia [Contemporary foreign psychology], 2012, vol. 1, no. 1, pp. 76–84. Available at: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50116.shtml(accessed 20.04.2016).

Gutkina N. I. Diagnosticheskaia programma po opredeleniiu psikhologicheskoi gotovnosti detei 6–7let k shkol’nomu obucheniiu [The diagnostic program to determine the psychological readiness of children of 6–7 years to schooling]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 1997, no. 2, pp. 4–12.

Загрузки

Опубликован

07.11.2016

Как цитировать

Веракса, А. Н., Якупова, В. А., Алмазова, О. В., & Мартыненко, М. Н. (2016). Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, (3), 97–108. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.309

Выпуск

Раздел

Психология развития

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)