Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.406Аннотация
Родительское отношение понимается как социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Если в процессе воспитания не удовлетворяются эмоциональные потребности подростка, развиваются ранние дезадаптивные схемы, которые способствуют возникновению нарушений взаимоотношений во взрослом возрасте. Целью работы стало изучение взаимосвязи выраженности дезадаптивных схем у взрослых людей с восприятием родительского отношения к ним в подростковом возрасте. Обнаружены достоверные корреляционные связи особенностей родительского отношения в подростковом возрасте, каким его воспринимают респонденты, и выраженности у них дезадаптивных схем. Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателя эмоциональной дистанции со стороны матери и ранних дезадаптивных схем из группы нарушенных отношений привязанности. Восприятие матери как эмоционально холодной, дистанцирующейся и не принимающей, ощущение недостатка любви, тепла, заботы и поддержки в отношениях с матерью в детстве и подростковом возрасте может приводить к формированию дезадаптивных схем. В отраженном родительском отношении проявляются некоторые черты, которые обусловливают формирование ранних дезадаптивных схем, развивающихся в дальнейшем как важные личностные качества. В выборке респондентов, обращавшихся за психологической помощью по поводу проблем в разных сферах взаимодействия с другими людьми, обнаруженные корреляции помогают лучше понять механизмы формирования негативных установок и иррациональных убеждений в детском возрасте под влиянием семейного воспитания. Результаты исследования согласуются с положениями теории развития и воспитания, а также существенно дополняют представления о семейном воспитании и могут использоваться в практической работе по консультированию в области семейных отношений.
Ключевые слова:
детско-родительские отношения, развитие личности, ранние дезадаптивные схемы, подростковый возраст
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.