Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами

Авторы

  • Мария Владимировна Галимзянова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Павел Моисеевич Касьяник Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Российская Федерация, 195251, Санкт-Петербург, ул.  Политехническая, 29
  • Елена Васильевна Романова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.406

Аннотация

Родительское отношение понимается как социальная установка по отношению к  детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Если в процессе воспитания не удовлетворяются эмоциональные потребности подростка, развиваются ранние дезадаптивные схемы, которые способствуют возникновению нарушений взаимоотношений во взрослом возрасте. Целью работы стало изучение взаимосвязи выраженности дезадаптивных схем у взрослых людей с восприятием родительского отношения к ним в подростковом возрасте. Обнаружены достоверные корреляционные связи особенностей родительского отношения в подростковом возрасте, каким его воспринимают респонденты, и выраженности у  них дезадаптивных схем. Выявлена положительная корреляционная взаимосвязь показателя эмоциональной дистанции со стороны матери и ранних дезадаптивных схем из группы нарушенных отношений привязанности. Восприятие матери как эмоционально холодной, дистанцирующейся и не принимающей, ощущение недостатка любви, тепла, заботы и поддержки в отношениях с матерью в детстве и подростковом возрасте может приводить к формированию дезадаптивных схем. В отраженном родительском отношении проявляются некоторые черты, которые обусловливают формирование ранних дезадаптивных схем, развивающихся в дальнейшем как важные личностные качества. В выборке респондентов, обращавшихся за психологической помощью по поводу проблем в разных сферах взаимодействия с другими людьми, обнаруженные корреляции помогают лучше понять механизмы формирования негативных установок и иррациональных убеждений в детском возрасте под влиянием семейного воспитания. Результаты исследования согласуются с положениями теории развития и  воспитания, а  также существенно дополняют представления о  семейном воспитании и могут использоваться в практической работе по консультированию в области семейных отношений.

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, развитие личности, ранние дезадаптивные схемы, подростковый возраст

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2005. 1136 с.

Смирнова Е.О., Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений. М.: Когитоцентр, 2003. 230 с.

Sears R.R. A theoretical framework for personality and social behavior // Amer. Psychologist. 1951. Vol. 6. Р. 476–482.

Боулби Д. Привязанность / пер. с англ. Н.Г.Григорьевой, Г.В.Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 477 с.

Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности: Практикум по психотерапии. СПб.: Питер, 2002. 544 с. 6. Young J.E., Klosko J. S., Weishaar M.E. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. New York: Guilford Press, 2003. 450 р.

Янг Д.Э., Уэйнбергер А.Д., Бек А.Т. Когнитивная психотерапия при депрессии // Клиническое руководство по психическим расстройствам / под ред. Д.Барлоу / пер. с англ.; под ред. Э.Г.Эйдемиллера. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 391–454.

Касьяник П.М., Романова Е.В., Фаррелл Дж.М., Шоу А.А. Концептуальные основы групповой и индивидуальной схематерапии // Российский психотерапевтический журнал. 2013. № 1. С. 23.

Касьяник П.М., Романова Е.В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2016. 152 с.

Young J. Schema Therapy Inventories & Related Materials. New York: Schema Therapy Institute, 2015. 52 р.

The Wiley Blackwell handbook of schema therapy: theory, research and practice / ed. by M. van Vreeswijk, J.Broerson, M.Nadort. New Jersey: Wiley-Bleckwell, 2012. 648 p.

Avagianou P.A., Zafiropoulou M. Parental bonding and depression: personality as a mediating factor // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2008. Vol. 20. Р. 261–269.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.

Холмогорова А.Б. Схема-терапия Дж.Янга — один из наиболее эффективных методов помощи пациентам с пограничным расстройством личности // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 2. С. 78–87.

Касьяник П.М., Галимзянова М.В., Романова Е.В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов их функционирования у взрослых, обращавшихся и не обращавшихся за психологической помощью // Прикладная юридическая психология. 2016. № 2 (35). С. 75–83.

Литература

Vygotskii L. S. Psikhologiia razvitiia cheloveka [Psychological Development of Human]. Moscow, Smysl Publ., 2005. 1136 p. (In Russian)

Smirnova E.O., Savina E.A. Roditeli i deti: psikhologiia vzaimootnoshenii [Parents and Children: Psychology of Interrelations]. Moscow, Kogito-tsentr Publ., 2003. 230 p. (In Russian)

Sears R.R. A theoretical framework for personality and social behavior. Amer. Psychologist, 1951, vol. 6, pp. 476–482.

Boulbi D. Priviazannost’ [Attachment]. Transl. from Engl. by N.G.Grigor’eva, G.V.Burmenskya. Moscow, Gardariki Publ., 2003. 477 p. (In Russian)

Bek A., Frimen A. Kognitivnaia psikhoterapiia rasstroistv lichnosti: Praktikum po psikhoterapii [Cognitive Psychotherapy of personal Disorders. Psychotherapy practitioner’s Guide]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 544 p. (In Russian)

Young J.E., Klosko J. S., Weishaar M.E. Schema Therapy: A Practitioner’s Guide. New York, Guilford Press, 2003. 450 p.

Iang D.E., Ueinberger A.D., Bek A.T. Kognitivnaia psikhoterapiia pri depressii. Klinicheskoe rukovodstvo po psikhicheskim rasstroistvam. Ed. by D.Barlou. Transl. from Engl.; ed. by E.G.Eidemiller. 3-e izd. St. Petersburg Piter Publ., 2008, pp. 391–454. (In Russian)

Kas’ianik P.M., Romanova E.V., Farrell Dzh.M., Shou A.A. Kontseptual’nye osnovy gruppovoi i individual’noi skhematerapii [Conseptual Basis of the Group and Individual Schema Therapy]. Rossiiskii psikhoterapevticheskii zhurnal [Russian Psychotherapeutical Journal], 2013, no. 1, p. 23. (In Russian)

Kas’ianik P.M., Romanova E.V. Diagnostika rannikh dezadaptivnykh skhem [Early Maladaptive schemas Diagnostics]. St. Petersburg, Politekh. un-t Publ., 2016. 152 p. (In Russian)

Young J. Schema Therapy Inventories & Related Materials. New York, Schema Therapy Institute Publ., 2015. 52 p.

The Wiley Blackwell handbook of schema therapy: theory, research and practice. Eds M. van Vreeswijk, J.Broerson, M.Nadort. New Jersey, Wiley-Bleckwell Publ., 2012. 648 p.

Avagianou P.A., Zafiropoulou M. Parental bonding and depression: personality as a mediating factor. International Journal of Adolescent Medicine and Health, 2008, vol. 20, pp. 261–269.

Eidemiller E.G., Iustitskis V. Psikhologiia i psikhoterapiia sem’i [Family Psychology and Psychotherapy]. 4th ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 672 p. (In Russian)

Kholmogorova A.B. Skhema-terapiia Dzh.Ianga — odin iz naibolee effektivnykh metodov pomoshchi patsientam s pogranichnym rasstroistvom lichnosti [Dr. Young’s Schema Therapy as one of the most effective methods of personality disorders’ treatment]. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 2014, vol. 22, no. 2, pp. 78–87. (In Russian)

Kas’ianik P.M., Galimzianova M.V., Romanova E.V. Vyrazhennost’ rannikh dezadaptivnykh skhem i rezhimov ikh funktsionirovaniia u vzroslykh, obrashchavshikhsia i ne obrashchavshikhsia za psikhologicheskoi pomoshch’iu [Early Maladaptive Schemas and Modes severity in those who did apply for psychological help and in those who didn’t]. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia, 2016, no. 2 (35), pp. 75–83. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.01.2018

Как цитировать

Галимзянова, М. В., Касьяник, П. М., & Романова, Е. В. (2018). Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 7(4), 382–394. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.406

Выпуск

Раздел

Психология развития