Исследование эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве

Авторы

  • Марина Олеговна Аванесян Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Яна Павловна Башмакова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.304

Аннотация

Любопытство часто определяют как движущую силу развития и обучения, обусловленную внутренней мотивацией. В связи с этим важно представление самого человека о любопытстве. Цель работы — выявить собирательное представление о любопытстве во всем разнообразии его характеристик. Для этого мы предлагали респондентам два задания: назвать признаки понятия «любопытство» и  создать метафорическое сравнение для него. Выборка состояла из 45 человек в возрасте от 18 до 28 лет (M=20,14), все студенты СПбГУ. Респонденты описывают любопытство как нечто спонтанное, связанное с поиском новой информации. Проявления любопытства часто ассоциируется с  препятствиями, которыми являются социальные правила и  труднодоступность самого объекта любопытства. С  одной стороны, любопытство ассоциируется с  познавательными процессами, в  частности со зрительным восприятием, с другой стороны, данные показали, что для студентов проявлять любопытство — это значит быть ребенком, нетактичным, наивным. Обсуждаются возможные последствия такого представления для процесса обучения. Выявлено расхождение эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве. Эксплицитные представления о любопытстве характеризуются большей шаблонностью: любопытство некорректно проявлять, но оно переживается как приятное эмоциональное состояние, заинтересованность и активность при взаимодействии с миром. Имплицитно любопытство представляется как более неконтролируемое, но способное привести к получению обычно недоступной, спрятанной информации.

Ключевые слова:

любопытство, метафорическое сравнение, представление о любопытстве

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Kang M.J., Hsu M., Krajbich I.M., Loewenstein G., McClure S.M., Wang J.T.-Y., Camerer C.F. The wick in the candle of learning: epistemic curiosity activates reward circuitry and enhances memory // Psychological Science. 2009. N 20. Р. 963–973.

Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 1, № 79. С. 88–92.
Loewenstein G. The Psychology of curiosity. A review and reinterpretation // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 116, N 1. Р. 75–98.

Racz J. The Role of the Curiosity in Interviews with Drug Users [81 paragraphs]. Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research. 2008. Vol. 9, N 2. Art. 16. URL: http://nbn-resolving. de/urn:nbn:de:0114-fqs0802166.

Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. 464 с.

Silvia P.J. What is interesting? Exploring the appraisal structure of interest // Emotion. 2005. N 5. Р. 89–102.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

Grossnickle E.M. Disentangling curiosity: Dimensionality, definitions, and distinctions from intere st in educational contexts // Educational Psychology Review. 2016. Vol. 28, N 1. Р. 23–60.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

Berlyne D.E. A theory of human curiosity // British Journal of Psychology. 1954. No 45. Р. 180–191.

Litman J.A., Spielberger C.D. Measuring epistemic curiosity and its diversive and specific components // Journal of Personality Assessment. 2003. N 80. Р. 75–86.

Berlyne D.E. Conflict, arousal, and curiosity. New York: McGraw-Hill, 1960. 350 p.

Renner B. Curiosity about people: the development of a social curiosity measure in adults // Journal of Personality Assessment. 2006. Vol. 87, N 3. Р. 305–316.

Grady J., Oakley T., Coulson S. Blending and metaphor // Metaphor in cognitive linguistics / eds G. Steen, R.Gibbs. Philadelphia: John Benjamins; 1999. Р. 234–246.

Ротенберг В., Аршавский В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.
Reio T.G., Jr. What About Adolescent Curiosity and Risk Taking? // Adolescent education: A reader / еds J.L.DeVitis, L.Irwin-DeVitis. New York: Peter Lang, 2010. Р. 99–109.

Kashdan T.B., Rose P., Finchman F.D. Curiosity and Exploration: Facilitating Positive Subjective Experience and Personal Growth Opportunities // Journal of Personality Assessment. 2004. Vol. 82, N 3. P. 291–305.

Stumm S. von, Benedikt H., Chamorro-Premuzic Т. The Hungry Mind: Intellectual Curiosity Is the Third Pillar of Academic Performance // Perspectives on Psychological Science. 2011. Vol. 6, N 6. P. 574–588.

Powell Ch., Nettelbeck T. Intellectual curiosity may not incrementally predict academic success // Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 64. P. 7–11.

Посохова С.Т., Рохина Е.В. Скука как особое психическое состояние человека // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Вып. 2, ч. 1. С. 5–13.

Oudeyer P.Y., Gottlieb J., Lopes M. Intrinsic motivation, curiosity, and learning: Theory and applications in educational technologies // Progress in Brain Research. 2016. Vol. 229. P. 257–284.

Kruglanski A.W., Webster D.M. Motivated closing of the mind: “seizing” and “freezing” // Psychol Review. 1996. Vol. 103, N 2. P. 263–283.

Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-e изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

References

Kang M.J., Hsu M., Krajbich I.M., Loewenstein G., McClure S.M., Wang J.T.-Y., Camerer C.F. The wick in the candle of learning: epistemic curiosity activates reward circuitry and enhances memory. Psychological Science, 2009, no. 20, рр. 963–973.

Menshikova E.A. O psikhologo-pedagogicheskoi prirode liubopytstva i liuboznatel’nosti detei [On the psychological and pedagogical nature of curiosity and curiosity of children]. Vestnik TGPU [Bulletin of TSPU], 2009, no. 1 (79), pp. 88–92. (In Russian)

Loewenstein G. The Psychology of curiosity. A review and reinterpretation. Psychological Bulletin, 1994, vol. 116 (1), рр. 75–98.

Racz J. The Role of the Curiosity in Interviews with Drug Users [81 paragraphs]. Forum Qualitative Sozialforschung. Forum: Qualitative Social Research, 2008, vol. 9 (2), Art. 16. Available at: http://nbnresolving.de/urn:nbn:de:0114-fqs0802166.

Izard K.E. Psikhologiia emotsii [Psychology of emotions]. Transl. from English. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. 464 p. (In Russian)

Silvia P.J. What is interesting? Exploring the appraisal structure of interest. Emotion, 2005, vol. 5, рр. 89–102.

Lisina M.I. Formirovanie lichnosti rebenka v obshchenii [Formation of the personality of the child in communication]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 320 p. (In Russian)

Grossnickle E.M. Disentangling curiosity: Dimensionality, definitions, and distinctions from interest in educational contexts. Educational Psychology Review, 2016, vol. 28 (1), рр. 23–60.

Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002, 720 p. (In Russian)

Berlyne D.E. A theory of human curiosity. British Journal of Psychology, 1954, vol. 45, рр. 180–191. 11. Litman J.A., Spielberger C.D. Measuring epistemic curiosity and its diversive and specific components. Journal of Personality Assessment, 2003, vol. 80, рр. 75–86.

Berlyne D.E. Conflict, arousal, and curiosity. New York, McGraw-Hill. 1960. 350 p.

Renner B. Curiosity about people: the development of a social curiosity measure in adults. Journal of Personality Assessment, 2006, vol. 87 (3), рр. 305–316.

Grady J., Oakley T., Coulson S. Blending and metaphor. In: Steen George, Gibbs Raymond, editors. Metaphor in cognitive linguistics. Philadelphia, John Benjamins Publ., 1999, рp. 234–246.

Rotenberg V., Arshavsky V. Poiskovaia aktivnost’ i adaptatsiia [Search activity and adaptation]. Moscow, Nauka Publ., 1984. 192 p. (In Russian)

Reio T.G., Jr. What About Adolescent Curiosity and Risk Taking? Eds J.L.DeVitis, L.IrwinDeVitis. Adolescent education: A reader. New York, Peter Lang Publ., 2010, pp. 99–109.

Kashdan T.B., Rose P., Finchman F.D.Curiosity and Exploration: Facilitating Positive Subjective Experience and Personal Growth Opportunities. Journal of Personality Assessment, 2004, vol. 82(3), рр. 291–305.

Stumm S. von, Benedikt H., Chamorro-Premuzic Т. The Hungry Mind: Intellectual Curiosity Is the Third Pillar of Academic Performance. Perspectives on Psychological Science, 2011, vol. 6 (6), рр. 574–588.

Powell Ch., Nettelbeck,T. Intellectual curiosity may not incrementally predict academic success. Personality and Individual Differences, 2014, vol. 64, рр. 7–11.

Posokhova S.T., Rohina E.V. Skuka kak osoboe psikhicheskoe sostoianie cheloveka [Boredom as a special mental state of man]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology. Pedagogy. Sociology, 2009, issue 2, part 1, pp. 5–13. (In Russian)

Oudeyer P.Y., Gottlieb J., Lopes M. Intrinsic motivation, curiosity, and learning: Theory and applications in educational technologies. Progress in Brain Research, 2016, vol. 229, pp. 257–284.

Kruglanski A.W., Webster D.M. Motivated closing of the mind: “seizing” and “freezing”. Psychol Review, 1996, vol. 103, no. 2, pp. 263–283.

Maslow A. Motivatsiia i lichnost’ [Motivation and personality]. 3rd ed. Transl. from English. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 352 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

27.10.2017

Как цитировать

Аванесян, М. О., & Башмакова, Я. П. (2017). Исследование эксплицитных и имплицитных представлений о любопытстве. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 7(3), 235–248. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.304

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности, история психологии