Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости

Авторы

  • Дарья Леонидовна Иванкова Тульский государственный университет, Российская Федерация, 300026, Тула, пр. Ленина, 92

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.406

Аннотация

Раскрыто психологическое содержание жизненной компетентности молодых людей в  контексте решения возрастных задач. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты. Выборку составили 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет. В исследовании измерялись показатели уровня развития жизненной компетентности, представленность в  ее психологическом содержании каждого из компонентов. Установлено, что в совокупности все выделенные компоненты взаимосвязаны и образуют единую структуру. При решении возрастных задач в  наибольшей степени актуализируются когнитивный и  поведенческий компоненты жизненной компетентности, в  наименьшей  — аффективный. Эмпирически обосновано, что субъективно значимыми возрастными задачами, определяющими потенциальное развитие личности в молодости, выступают такие как: поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала. Жизненная компетентность наиболее востребована в решении следующих возрастных задач: обретение самостоятельности и  ответственности как личностной черты, создание семьи, поиск своего призвания, становление личности как профессионала. Все они являются наиболее решаемыми возрастными задачами в молодости, что характеризует актуальное развитие личности в этот период. 

Ключевые слова:

личность, жизненная компетентность, возрастные задачи развития, молодость, контент-анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter. Aufgaben der Pravention und Rehabilitation // Handbuch der Praventivmedizin / Hrsg P.J.Alhoff, J.Leidel, G.Ollenschlager, P.Voigt. Berlin; Heidelberg; New York: Springer. 2007. P. 601–628.

Назаренко-Матвеева Т.М. Социальное проектирование как средство формирования жизненной компетентности обучающихся // Вестник РМАТ.2015. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvo-formirovaniya-zhiznennoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 05.10.2016).

Демчук Е. Тезаурус життєвої компетентності молоді // Український науковий журнал освіта регіону Політологія психологія комунікації. Україна. 2013. № 2. URL: http://social-science.com.ua/article/1075 (дата обращения: 03.03.2017).

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 269 с. 5. Леонтьев Д.А. Психология свободы // Интегральная психология. URL: http://i-psy.ru/content/view/87/119/ (дата обращения: 12.05.2018).

Нуркова В.В. Анализ феноменов автобиографической памяти с позиций культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2008. № 1. С. 17–25.

Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Т. 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров. М.: АПКиПРО, 2004. 116 с.

Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 326–336.

Иванкова Д.Л. Исследование взаимосвязи жизненной компетентности и толерантности к неопределенности в молодости // Человек в условиях неопределенности: сб. науч. тр.: в 2 т. / под ред. Е.В.Бакшутовой, О.В.Юсуповой, Е.Ю.Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 1. С. 56–60.

Иванкова Д.Л. Изучение жизненной компетентности молодых людей // Психологические проблемы смысла жизни и акме: сб. мат-лов XXIII междунар. симпозиума / под ред. Г.А.Вайзер, Н.В.Кисельниковой, Т.А.Поповой. М.: Психологический институт РАО, 2018. С. 324–327.

References

Kruse A. Geriatre — Gesundheit und Kompetenzim Alter. Aufgaben der Pravention und Rehabilitation. Handbuch der Praventivmedizin. Hrsg P.J.Alhoff, J.Leidel, G.Ollenschlager, P.Voigt. Berlin, Heidelberg, New York, Springer, 2007, pp. 601–628.

Nazarenko-Matveeva T.M. Sotsial’noe proektirovanie kak sredstvo formirovaniia zhiznennoi kompetentnosti obuchaiushchikhsia [Social design as a means of forming of vital competence of students]. Vestnik RMAT, 2015, no. 3. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvoformirovaniya-zhiznennoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (accessed: 05.10.2016). (In Russian)

Demchuk E. Tezaurus zhittevoi kompetentnostі molodі [Thesaurus life kompetentnost mood]. Ukraїns’kij naukovij zhurnal osvіta regіonu Polіtologіya psihologіya komunіkacіi [Ukrainian journal of education region Politology psychology communications], 2013, no. 2. Available at: http://social-science.com.ua/ article/1075 (accessed: 03.03.2017). (In Ukraine)

Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Being and consciousness. Man and the world]. St. Petersburg, Piter, 2003. 269 p. (In Russian)

Leont’ev D.A. Psikhologiia svobody [Psychology of freedom]. Integral’naia psikhologiia [Integral psychology]. Available at: http://i-psy.ru/content/view/87/119/ (accessed: 12.05.2018). (In Russian)

Nurkova V.V. Analiz fenomenov avtobiograficheskoi pamiati s pozitsii kul’turno-istoricheskogo podkhoda [Analysis of autobiographical memory phenomena from the standpoint of cultural and historical approach]. Kul’turno-istoricheskaia psikhologiia [Cultural and historical psychology], 2008, no. 1, pp. 17–25. (In Russian)

Zimnyaya I.A. Kliuchevye kompetentsii — novaia paradigma rezul’tata obrazovaniia [Key competence — a new paradigm of the result of education]. Vysshee obrazovanie segodnia [Higher education today], 2003, no. 5, pp. 34–42. (In Russian)

Afanas’eva T.P., Nemova N.V. Professional’noe razvitie kadrov munitsipal’noi sistemy obrazovaniia. T. 1. Razvitie professional’nogo masterstva pedagogicheskikh kadrov [Professional development of personnel of the municipal education system. Vol. 1. Development of professional skills of teaching staff]. Moscow, APKiPRO, 2004. 116 p. (In Russian)

Klement’eva M.V. Teoretiko-metodologicheskii smysl poniatiia «resurs razvitiia» vzroslogo cheloveka [Theoretical and methodological meaning of the concept of “Resource development” adult]. Izvestiia TulGU. Gumanitarnye nauki [ Humanities], 2012, no. 2, pp. 326–336. (In Russian)

Ivankova D.L. Issledovanie vzaimosviazi zhiznennoi kompetentnosti i tolerantnosti k neopredelennosti v molodosti [Study of correlation between life competence and ambiguity tolerance in youth]. Chelovek v usloviiakh neopredelennosti: sb. nauch. tr.: v 2 t. [Man under uncertainty: proceedings in 2 vol. ]. Eds E.V.Bakshutova, O.V.Yusupova, E.Yu. Dvojnikova. Samara, Samar. gos. tekhn. un-t, 2018, vol. 1, pp. 56–60. (In Russian)

Ivankova D.L. Izuchenie zhiznennoi kompetentnosti molodykh liudei [The study of life competence of young people]. Psikhologicheskie problemy smysla zhizni i akme: sb. mat-lov XXIII mezhdunar. simpoziuma [Psychological problems of the meaning of life and Acme: collection of materials of the XXIII International Symposium]. Eds G.A.Vaizer, N.V.Kisel’nikova, T.A.Popova. Moscow, Psikhologicheskii institut RAO Publ., 2018, pp. 324–327. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

28.11.2018

Как цитировать

Иванкова, Д. Л. (2018). Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(4), 381–395. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.406

Выпуск

Раздел

Прикладные исследования и практика