Психологическое содержание жизненной компетентности в контексте решения возрастных задач в период ранней взрослости
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.406Аннотация
Раскрыто психологическое содержание жизненной компетентности молодых людей в контексте решения возрастных задач. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что психологическое содержание жизненной компетентности включает когнитивный (автобиографические знания и знание возрастных задач), аффективный (эмоции и чувства по отношению к решению возрастных задач), мотивационный (мотивы, потребности и устремления, связанные с решением возрастных задач) и поведенческий (стратегии решения возрастных задач) компоненты. Выборку составили 40 человек в возрасте от 23 до 26 лет. В исследовании измерялись показатели уровня развития жизненной компетентности, представленность в ее психологическом содержании каждого из компонентов. Установлено, что в совокупности все выделенные компоненты взаимосвязаны и образуют единую структуру. При решении возрастных задач в наибольшей степени актуализируются когнитивный и поведенческий компоненты жизненной компетентности, в наименьшей — аффективный. Эмпирически обосновано, что субъективно значимыми возрастными задачами, определяющими потенциальное развитие личности в молодости, выступают такие как: поиск своего призвания и становление личности как профессионала, активная внутриличностная работа по осмыслению «Я» и своей жизни как уникальной, стремление к идентификации реальности и идеала. Жизненная компетентность наиболее востребована в решении следующих возрастных задач: обретение самостоятельности и ответственности как личностной черты, создание семьи, поиск своего призвания, становление личности как профессионала. Все они являются наиболее решаемыми возрастными задачами в молодости, что характеризует актуальное развитие личности в этот период.
Ключевые слова:
личность, жизненная компетентность, возрастные задачи развития, молодость, контент-анализ
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.