Психоаналитическая психотерапия детей

  • Нина Леонидовна Васильева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В настоящее время психотерапия стала достаточно распространенным методом работы с детьми и подростками, имеющими психологические проблемы различной степени тяжести. В статье раскрывается содержание такого направления психологической работы, как психоаналитическая психотерапия. Описываются особенности психоаналитической психотерапии детей, обсуждается предмет терапии, параметры, которые важны для психологической диагностики ребенка, раскрываются способы, при помощи которых ребенок сообщает о своих переживаниях. На коммуникации ребенка о своем субъективном мире детский психотерапевт отвечает профессиональными воздействиями, такими как аналитические взаимоотношения, вербализация, контейнирование и  др. Рассмотрение содержания детской психоаналитической психотерапии сопровождается примером клинической работы с  ребенком-клиентом. Приводятся сессии работы, т. е. «открывается» содержание психоаналитического процесса. Это позволяет ясно увидеть происходящее в  процессе детской психоаналитической психотерапии. Проведенная психоаналитическая психотерапия ребенка привела к важным результатам. Психологическая работа сделала существование симптомов у ребенка необязательным. Теперь чувства могли быть выражены словами, а не только действиями. Символическая функция психики теперь могла заменить конкретное выражение чувств. Выводы состоят в том, что психоаналитическая психотерапия способна приводить к изменениям личности ребенка. В результате психоаналитической терапии ребенок сможет научиться выносить болезненные стороны своего опыта, а не заслоняться от них, выражая невысказанную боль в симптомах. 

Ключевые слова:

психоаналитическая психотерапия, дети и подростки, субъективный мир личности, вербализация, аналитические взаимоотношения

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

References

Child Analysis and Therapy. Еd. by J.Glenn. New York; London, Jason Aronson, 1978. 687 p.

Rodriquez de la Sierra L. Introduction. Child Analysis Today. Еd. by L.Rodriquez de la Sierra. London, Karnac, 2004, pp. 1–13.

Psychoanalysis and Developmental Therapy. Ed. by A.Hurry. London, Karnac Books, 1998. 257 р.

Rustin M. Research in the consulting room. Journal of Child Psychotherapy, 2003, vol. 29, no. 2, pp. 137–145.

Klein M. On the development of mental functioning. The writings of Melanie Klein. London, Hogarth, 1975, vol. 3, pp. 236–246.

Freud A. Child analysis as a sub-speciality of psychoanalysis. The Writings of Anna Freud. New York, International Universities Press, 1971, vol. 7, pp. 204–219.

Edgcumbe R. Anna Freud: A View of Development, Disturbance and Therapeutic Techniques. London, Routledge, 2000. 232 p.

Joseph B. Thinking about a playroom. Journal of Child Psychotherapy, 1998, vol. 24, no. 3, pp. 359–366.

Sandler J. From Safety to Superego (Selected Papers) . London, Karnac Books, 1989. 348 p.

The handbook of child and adolescent psychotherapy. Psychoanalytic approaches. Еds. M.Lanyado, A.Horne. London; New York, Routledge, 1999. 475 p.

Winnicott D.W. Playing and Reality. London, Tavistock, 1971. 194 p.

Ferro A. The Bi-Personal Field. Experiences in Child Analysis. London, Routledge, 1999. 276 р.

Holm-Hadulla R.M. Psychoanalysis as a creative shaping process. International Journal of Psychoanalysis, 2003, vol. 84, pр. 1203–1220.

Rabota s roditeliami. Psikhoanaliticheskaia psikhoterapiia s det’mi i podrostkami [ Work with parents. Psychoanalytic psychotherapy with children and adolescents]. Eds. J.Ciantis, S.B.Botius, B.Hollerfox, E.Horn, L.Tischler. Moscow, Kogito Center, 2006. 196 p. (In Russian)

Busch F.A. A missing link in psychoanalytic technique: psychoanalytic consciousness. International Journal of Psychoanalysis, 2004, vol. 85, pp. 567–578.

Опубликован
2018-04-23
Как цитировать
Васильева, Н. (2018). Психоаналитическая психотерапия детей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(1), 70-82. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2018.105
Раздел
Психология развития