Время смысла: нарративный модус временной перспективы

  • Юлия Евгеньевна Зайцева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

«Будет чуть-чуть хуже» равно «все плохо»? Похоже, что да. Когнитивные эвристики «вспоминающего Я» (Д.Канеман), преувеличивающие значимость динамики переживаний от кульминации («пик») к окончанию ситуации («финал») и недооценивающие фактор длительности опыта переживания, работают, и когда мы строим рассказ о нашей жизни в масштабе жизненного пути. Эмпирическое исследование временной перспективы в  автобиографических рассказах (нарративный модус) показало, что даже незначительная динамика в сторону ухудшения от настоящего к будущему (измеренная в логико-парадигматическом модусе, шкала временных установок Нюттена, семантический дифференциал, 19 конструктов) фиксируется в (1) затруднениях конструирования образа будущего, (2)  обесценивании опыта, (3)  пессимистичных сценариях жизненного пути или чрезмерной идеализации сценарно-типичного образа будущего при разрыве каузальных связей «средство — цель», «причина — следствие» между событиями жизненного пути и идентичностью, а также (4) в отсутствие тематической согласованности в  рассказах о  прошлом, настоящем и  будущем. Данные закономерности были получены на модели устных и  письменных Я-нарративов 112  студентов и  выпускников вузов Санкт-Петербурга в  возрасте становящейся взрослости, описывающих связь одной выбранной идентичности (из методики «Кто Я») с ситуацией в прошлом, актуальным событием настоящего и гипотетическим событием из будущего в виде логично выстроенного повествования. Конфирматорный анализ на дополнительной выборке из 42 человек подтвердил полученные закономерности. Потенциал автонаррации как инструмента конструирования идентичности был неоднократно показан в исследованиях последних десятилетий. Чувствительность структуры нарратива к темпоральности в ансамбле с уязвимостью строящейся идентичности молодых людей к нарративным паттернам рассказывания о жизни превращает динамику (даже незначительную по амплитуде) временной перспективы в значимый таргет психологического воздействия. А изучение эвристик познания феноменологического опыта времени — в значимую теоретическую проблему. Темпоральность как сущностное свойство человеческого сознания, реализованная в способности к наррации, отрефлексированная экзистенциалистами и  феноменологами, рассматривается как интерпретационная рамка вскрываемых современной когнитивной наукой закономерностей. 

Ключевые слова:

время, темпоральность, нарративный модус, временная перспектива, когнитивные эвристики, эффект «пика — финала», нарратив, автобиография, жизненный путь, идентичность, феноменология времени, субъектность

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Литература

Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского. М.: Renassance, 1991. 486 c.

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Бергсон А. Собр.соч. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. 336 с.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 605 с.

Гуссерль Э. Собрание сочинений. М.: Гнозис, 1994. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания времени. 162 с.

Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 452 с.

Рикер П. Время и рассказ. СПб.: Университетская книга, 2000. Т. 1: Интрига и исторический рассказ. 313 с.

Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет // Поль Рикер в Москве. М.: Канон+; РООИ. Реабилитация., 2013. С. 23-46.

Рикер П. Кант и Гуссерль // Интенциональность и текстуальность: философская мысль Франции XX века. Томск: Водолей, 1998. С. 162–194.

Рикер П. Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. М.: Фонд Мераба Мамардашвили, 2014. 1232 с.

Хасанов И. Время: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 640 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Питер, 2000. 712 с.

Вааль Ф. Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных? М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 414 с.

Медова А. А. Интрига времени: вслед за Рикером и Августином // Поль Рикер: человек — общество — цивилизация. М.: Канон+; РООИ. Реабилитация, 2015. С. 134–56.

Россия: изменяющийся образ времени сквозь призму языка. Репрезентация концепта времени в русском языке в сопоставлении с английским и немецким языками / отв. ред. В. И. Заботкина. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. 472 с.

Логический анализ языка: язык и время. Посвящается светлой памяти Н. И. Толстого / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко. М.: Индрик, 1997. 351 с.

Boroditsky L. How languages construct time // Space, time and number in the brain: Searching for the foundations of mathematical thought / еds. S. Dehaene & E. Brannon. London: Elsevier, 2011. Р. 333–341.

Johnson M. The Body in the Mind: The bodily basis of meaning, imagination, and reason. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1987. 233 р.

Зайцева Ю. Е. Я-нарратив как инструмент конструирования идентичности: экзистенциально-нарративный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология и педагогика. 2016. Вып. 1. С. 119–137.

Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.

Марцинковская Т. Д. Внутренняя форма психологического хронотопа: подходы к проблеме // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 54. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.01.2017).

Arnett J. J . Emerging Adulthood A Theory of Development From the Late Teens Through the Twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55, N 5. Р. 469–480.

Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 767 с.

Сапогова Е. Е. Лабиринты автобиографирования: экзистенциально-нарративный анализ личных историй. СПб.: Алетейя, 2017. 364 с.

Трусова А. В., Климанова С. Г., Киселев А. С. Временная перспектива в структуре мотивации сохранения здоровья // Вестник СПбГУ. Сер. 12. Социология. 2013. Вып. 4. С. 61–68.

Zaleski Z., Cycon A., Kurc A. Future time perspective and subjective well-being in adolescent samples // Life Goals and Well-being: Towards a Positive Psychology of Human Striving / еds. P. Schmuck, K. M. Sheldon. Goettingen: Hogrefe & Huber, 2001. Р. 58–67.

Boniwell I., Osin E., Linley A., Ivanchenko G. V. A question of balance: Time perspective and well-being in British and Russian samples // The Journal of Positive Psychology. 2010. N 5 (1). Р. 24–40.

Drake L., Duncan E., Sutherland F., Abernethy C., Henry C. Time perspective and correlates of wellbeing // Time and Society. 2008. N 17 (1). Р. 47–61.

Толстых Н. Н. Формирование личности как становление субъекта развития // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 134–140.

Сараева Н. М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъектности // Ученые записки ЗабГУ. Серия. Педагогика и психология. 2014. № 5 (58). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/vremennaya-perspektiva-studentov-s-raznym-urovnem-subektnosti (дата обращения: 15.05.2017).

Time Perspective Theory; Review, Research and Appliction / eds. M. Stolardki, N. Fieulaine, W. van Beek. New York; London: Springler, 2015. 551 р.

Bronk K. C., Hill P. L., Lapsley D. K., Talib T. L., Finch H. Purpose, hope, and life satisfaction in three age groups // The Journal of Positive Psychology. 2009. N 4 (6). Р. 500–510.

Dwivedi A., Rastogi R. Future Time Perspective, Hope and Life Satisfaction: A Study on Emerging Adulthood // Jindal Journal of Business Research. 2016. Vol. 5, iss. 1. Р. 17–25.

McAdams D. The Redemptive Self: Stories Americans Live By. Oxford: Oxford University Press, 2006. 390 р.

Kahneman D. Thinking fast and slow. Verlag: Penguin books, 2012. 512 р.

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

Зайцева Ю. Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я -нарративах // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.05.2017).

Зайцева Ю. Е. Модель нарративного анализа стиля идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология и педагогика. 2016. Вып. 4. С. 6–22.


References

Augustine Aurelius. Ispoved’ Blazhennogo Avgustina, episkopa Gipponiiskogo [Ispoved’ Blazhennogo Avgustina, episkopa Gipponiiskogo]. Moscow, Renassance Publ., 1991, 486 p. (In Russian)

Bergson A. Opyt o neposredstvennykh dannykh soznaniia. Materiia i pamiat’ [The experience of direct data of consciousness. Matter and memory] . Bergson A. Collected works in ten volumes. Vol. 1. Moscow, The Moscow Club Publ., 1992. 336 p. (In Russian)

Merlo-Ponty M. Fenomenologiia vospriiatiia [Phenomenology of perception]. St. Petersburg, Iuventa; Nauka Publ., 1999, 605 p. (In Russian)

Husserl E. Fenomenologiia vnutrennego soznaniia vremeni [Phenomenology of the inner consciousness of time] . Collected works in 3 volumes. Vol. 1. Moscow, Gnosis Publ., 1994. 162 p. (In Russian)

Heidegger M. Bytie i vremia [Bytie i vremya] . Moscow, Ad Marginem, 1997. 452 p. (In Russian)

Riker P. Vremia i rasskaz [Time and story]. Vol. 1. Intriga i istoricheskii rasskaz [Intrigue and historical story] . St. Petersburg, Universitetskaia kniga Publ., 2000. 313 p. (In Russian)

Ricker P. CHto menya zanimaet poslednie 30 let [What has been taking me the last 30 years]. Pol’ Riker v Moskve [In Paul Riker in Moscow]. Moscow, Kanon +, ROOI “Reabilitatsiia” Publ., 2013, pp. 23–46. (In Russian)

Riker P. [Kant and Husserl]. Intentsional’nost’ i tekstual’nost’: filosofskaia mysl’ Frantsii XX veka [In Intentionality and Textuality: Philosophical Thought in France of the 20th Century] . Tomsk, Vodoley Publ., 1998, pp. 162–194. (In Russian)

Ricker P. Ia-sam kak drugoi [I’m like the other]. Moscow, Publ. gumanitarnoi literatury, 2008. 416 p. (In Russian)

Mamardashvili M. K. Psikhologicheskaia topologiia puti [Psychological topology of the path]. Moscow, Fond Meraba Mamardashvili Publ., 2014. 1232 p. (In Russian)

Khasanov I. Vremia: entsiklopedicheskii slovar’ [Time: Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2017. 640 p. (In Russian)

Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Moscow, Peter Publ., 2000. 712 p. (In Russian)

Vaal F. Dostatochno li my umny, chtoby sudit’ ob ume zhivotnykh? [Are we clever enough to judge the mind of animals?]. Moscow, Al’pina non-fikshn Publ., 2017. 414 p. (In Russian)

Medova A. A. Intriga vremeni: vsled za Rikerom i Avgustinom [The Intrigue of Time: Following Ricker and Augustine]. Pol’ Riker: chelovek —obshchestvo— tsivilizatsiia [In Paul Ricker: Human-Society-Civilization] . Moscow, Kanon+; ROOI .Reabilitatsiia. Publ., 2015, pp. 134–156. (In Russian)

Rossiia: izmeniaiushchiisia obraz vremeni skvoz’ prizmu iazyka. Reprezentatsiia kontsepta vremeni v russkom iazyke v sopostavlenii s angliiskim i nemetskim iazykami [Russia: the changing image of time through the prism of language. Representation of the time concept in Russian in comparison with English and German]. Ed. by V. Zabotkin. Moscow, Rukopisnye pamiatniki Drevnei Rusi [Handwritten Monuments of Ancient Rus] Publ., 2012. 472 p. (In Russian)

Logicheskii analiz iazyka: iazyk i vremia. Posviashchaetsia svetloi pamiati N. I. Tolstogo [Logical analysis of the language: Language and time: Dedicated to the bright memory of N. I. Tolstoy] . Ed. by N. D. Arutyunova, T. E. Janko. Moscow, Indrik Publ., 1997. 351 p. (In Russian)

Boroditsky L. How languages construct time. Eds. S. Dehaene, E. Brannon. Space, time and number in the brain: Searching for the foundations of mathematical thought. London, Elsevier, 2011, pp. 333–341.

Johnson M. The Body in the Mind: The bodily basis of meaning, imagination, and reason. Chicago, London, The Un-ty of Chicago Press, 1987. 233 p.

Zaitseva Yu. E. Ia-narrativ kak instrument konstruirovaniia identichnosti: ekzistentsial’no-narrativnyi podkhod [I-narrative as a tool for constructing identity: an existential-narrative approach]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 16. Psychology and Education, 2016, iss. 1, pp. 119– 137. (In Russian)

Vasylyuk F. Ye. Psikhologiia perezhivaniia: analiz preodoleniia kriticheskikh situatsii [Psychology of experience: analysis of overcoming critical situations] . Moscow, Moscow University Press, 1984. 200 p. (In Russian)

Martsinkovskaya T. D. Vnutrenniaia forma psikhologicheskogo khronotopa: podkhody k probleme [Internal form of psychological hronotope: approaches to the problem]. Psikhologicheskie issledovaniia [Psychological Studies] , 2017, vol. 10, no. 54, p. 1. Available at: http://psystudy.ru (accessed: 12.01.2018) (In Russian)

Arnett J. J. Emerging Adulthood A Theory of Development From the Late Teens Through the Twenties. American Psychologist, 2000, vol. 55, no. 5, pp. 469–480.

Sapogova E. E. Ekzistentsial’naia psikhologiia vzroslosti [Existential psychology of adulthood]. Moscow, Smysl Publ., 2013. 767 p. (In Russian)

Sapogova E. E. Labirinty avtobiografirovaniia: ekzistentsial’no-narrativnyi analiz lichnykh istorii [Labyrinths of autobiography: an existential-narrative analysis of personal stories]. St. Petersburg, Aleteia Publ., 2017. 364 p. (In Russian)

Trusova A. V., Klimanova S. G., Kiselev A. S. Vremennaia perspektiva v strukture motivatsii sokhraneniia zdorov’ia [Temporary perspective in the structure of the motivation for maintaining health]. Vestnik SPbSU. Series 12. Sociology, 2013, iss. 4, pp. 61–68. (In Russian)

Zaleski Z., Cycon A., Kurc A. Future time perspective and subjective well-being in adolescent samples. Eds. P. Schmuck, K. M. Sheldon. In Life Goals and Well-being: Towards a Positive Psychology of Human Striving. Goettingen, Hogrefe and Huber, 2001, pp. 58–67.

Boniwell I., Osin E., Linley A, Ivanchenko G. V. A question of balance: Time perspective and wellbeing in British and Russian samples. The Journal of Positive Psychology, 2010, no. 5 (1), pp. 24–40.

Drake L., Duncan E., Sutherland F., Abernethy C., Henry C. Time perspective and correlates of wellbeing. Time and Society, 2008, no. 17 (1), pp. 47–61.

Опубликован
2018-04-23
Как цитировать
Зайцева, Ю. (2018). Время смысла: нарративный модус временной перспективы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 8(1), 16-33. извлечено от https://psyjournal.spbu.ru/article/view/2847
Раздел
Общая психология, психология личности, история психологии