Две психологии: специфика исследовательских моделей

Авторы

  • Светлана Морозова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-8243-8377
  • Иван Горбунов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-7558-750X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.303

Аннотация

Актуальной проблемой психологии является качество применения математических методов в практике психологического исследования, что послужило одной из причин возникновения кризиса репликаций. В последнее время появилось множество публикаций с критикой математической статистики в психологических исследованиях в рамках критической психологии. Ключевую роль в этой проблеме играют следующие факторы: 1) противоречие между требованием комплексности исследования и множественностью проверок гипотез; 2) наличие возможности выдвигать или корректировать гипотезы post-hoc; 3) подготовка психологов в области математической статистики существенно зависит от роста количества методов, на изучение которых дается ограниченное время. Следовательно, необходимо формирование наборов предпочтительных методов в разных областях исходя из статистической практики. В работе рассматриваются проблемы применения математических методов в психологических статьях с точки зрения частоты и динамики их использования, зависимости от них уровня цитирований и других явлений. Изучается выборка статей в восьми ведущих журналах APA за последние 110 лет, в которых используются наиболее актуальные математические методы в психологии — 24 657 публикаций из запросов к базе PsycARTICLES. С помощью методов машинного обучения была проведена коррекция и валидизация полученных результатов поисковых запросов. Проведенная работа по стандартизации и валидизации данных такого рода является первым примером работ, проведенных в психологии. На полученных валидизированных результатах с помощью моделирования структурными уравнениями выделены два основных фактора применения математических методов. Рассматривается и сравнивается несколько альтернативных моделей. Определена выраженность факторов в различных журналах, представляющих разные разделы психологии. Результаты применимы для оптимизации математических методов в психологии в разных психологических дисциплинах, для более оптимального формирования учебных курсов, для формирования редакционной политики научных журналов, они актуальны для руководителей научных подразделений и направлений повышения квалификации психологов.

Ключевые слова:

математические методы в психологии, научные публикации, статистическая практика, история психологии, перспективы психологии, методология, модель, дисциплинарность, разделы психологии, APA

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Высоков И. Математические методы в психологии: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Litres, 2023.

Горбунов И. А., Морозова С. В. Диагностика использования математико-статистических методов в психологических исследованиях по текстовым данным резюме с помощью нелинейных алгоритмов // Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.). СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 527–528.

Горбунов И. А., Морозова С. В. Диагностика использования математических и статистических методов в психологии: нелинейные алгоритмы анализа аннотаций статей // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. М.: БукиВеди, 2021. С. 496–501.

Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии: учебник для вузов: в 2 ч. Ч. 1. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013.

Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Статистические методы в психологии: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019.

Мастицкий С. Визуализация данных с помощью ggplot2. М.: Litres, 2022.

Мелас В., Шпилев П. Планирование и анализ для регрессионных моделей. М.: Litres, 2022.

Морозова С. В. Угрозы изоляции российской психологии в будущем // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 3. С. 129–133. https://doi.org/10.7868/S0205959218030121

Морозова С. Науки о человеке: история дисциплин // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2016. № 2. С. 160–164.

Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб.: Речь, 2004.

Попов А. М. Применение теста Уэлча в однофакторном дисперсионном анализе // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 7 (49). С. 59–62.

Романко В. К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов. М.: МГППИ, 2000.

Шелехова Л. В. Математические методы в психологии и педагогике: в схемах и таблицах. 2-е изд., испр. СПб.: Лань, 2015.

Abbott M. L. Using statistics in the social and health sciences with SPSS and excel. Hoboken: John Wiley & Sons, 2016.

Auguie B., Antonov A. gridExtra: Miscellaneous Functions for “Grid” Graphics, R package version 2.3. R // Foundation for Statistical Computing. Vienna, 2022. URL: https://cran.r-project.org/web/packages/gridExtra/gridExtra.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

Beebe L. PsycINFO’s growth // PsycINFO News. 2010. Vol. 29. P. 3–7.

Beller S., Bender A. Theory, the final frontier? A corpus-based analysis of the role of theory in psychological articles // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 248964. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00951

Burnham J. F. Scopus database: A review // Biomedical digital libraries. 2006. Vol. 3. P. 1–8. https://doi.org/10.1186/1742-5581-3-1

Card N. A. Applied meta-analysis for social science research. New York: Guilford Publications, 2015.

Collier J. Applied structural equation modeling using AMOS: Basic to advanced techniques. London: Routledge, 2020.

Cosgrove L., Wheeler E. E., Kosterina E. Quantitative methods: Science means and ends // Handbook of Critical Psychology. London: Routledge, 2015. P. 15–23.

Cronbach L. J. The two disciplines of scientific psychology // American Psychologist. 1957. Vol. 12, no. 11. P. 671. https://doi.org/10.1037/h0043943

Danziger K. Does the history of psychology have a future? // Theory & Psychology. 1994. Vol. 4, no. 4. P. 467–484. https://doi.org/10.1177/095935439404400

Dinno A., Dinno M. A. Package ‘dunn. test’ // CRAN Repos. 2017. Vol. 10. P. 1–7.

Dunn O. J. Multiple comparisons using rank sums // Technometrics. 1964. Vol. 6, no. 3. P. 241–252.

Evans R. B., Sexton V. S. E., Cadwallader T. C. (eds). The American Psychological Association: A historical perspective. Washington: American Psychological Association, 1992. https://doi.org/10.1037/10111-000

Flis I., van Eck N. J. Framing psychology as a discipline (1950–1999): A large-scale term co-occurrence analysis of scientific literature in psychology // History of Psychology. 2018. Vol. 21, no. 4. P. 334. https://doi.org/10.1037/hop0000067

Greenwell B. pdp: Partial Dependence Plots. R package version 0.7. 0. 2018. URL: https://cran.rproject.org/web/packages/pdp/pdp.pdf (дата обращения: 13.07.2024).

Gurnsey R. Statistics for research in psychology: A modern approach using estimation. Thousand Oaks: Sage Publications, 2017.

Holland B. S., Copenhaver M. D. Improved Bonferroni-type multiple testing procedures // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 104, no. 1. P. 145.

Howell D. C. Fundamental Statistics for the Behavioral Sciences. 8 th international ed. Melbourne: Cengage Learning, 2014.

Kassambara A., Kassambara M. A. Package ‘ggpubr’. 2020. URL: cran.microsoft.com (дата обращения: 22.07.2022).

Lee M. D., Wagenmakers E. J. Bayesian cognitive modeling: A practical course. Cambridge: Cambridge University Press, 2014.

Leppink J. Statistical methods for experimental research in education and psychology. Cham: Springer, 2019. P. 69–76.

Mayers A. Introduction to statistics and SPSS in psychology. London: Pearson, 2013.

McGrath R. E. Quantitative models in psychology. Washington: American Psychological Association, 2011.

Nolan S. A., Heinzen T. E. Statistics for the behavioral sciences. New York: Macmillan, 2011.

Ogle D. H. Introductory fisheries analyses with R. London: Chapman and Hall / CRC, 2018.

Open Science Collaboration. Estimating the reproducibility of psychological science // Science. 2015. Vol. 349, no. 6251. P. aac4716. https://doi.org/10.1126/science.aac4716

Piotrowski C., Perdue B. The PsycARTICLES database: Attributes and limitations // Perceptual and Motor Skills. 2003. Vol. 97, no. 3. P. 993–994. https://doi.org/10.2466/PMS. 97.7.993-994

Publication Manual of the American Psychological Association (1 st ed.). Washington: American Psychological Association, 1972.

Publication Manual of the American Psychological Association (2 nd ed.). Washington: American Psychological Association, 1981.

Publication Manual of the American Psychological Association (3 rd ed.). Washington: American Psychological Association, 1983.

Publication Manual of the American Psychological Association (4 th ed.). Washington: American Psychological Association, 2003.

Publication Manual of the American Psychological Association (5 th ed.). Washington: American Psychological Association, 2010.

Publication Manual of the American Psychological Association (6 th ed.). Washington: American Psychological Association, 2019.

Проверьте, тут правильно значки расставлены? Курсива тут не предполагается, вроде.

Quirk T. J. Excel 2016 for Educational and Psychological Statistics. Cham: Springer International Publishing, 2020.

R Core Team. R foundation for statistical computing. Vienna, 2013.

Revelle W. How to use the psych package for mediation/moderation/regression analysis. 2021. URL: https://personality-project.org/r/tutorials/HowTo/mediation.pdf (дата обращения: 13.07.2024).

Shingala M. C., Rajyaguru A. Comparison of post hoc tests for unequal variance // International Journal of New Technologies in Science and Engineering. 2015. Vol. 2, no. 5. P. 22–33.

Sick L. Record structure for APA databases. Washington: APA Association, 2009.

Smith J. A., Harré R., Van Langenhove L. (eds). Rethinking psychology. Vol. 3. Thousand Oaks: Sage, 1995. https://doi.org/10.4135/9781446221792

Wilcox R. Modern statistics for the social and behavioral sciences: A practical introduction. London: Chapman and Hall / CRC, 2017.

Xodabande I., Xodabande N. Academic Vocabulary in Psychology Research Articles: A Corpus-Based Study // MEXTESOL Journal. 2020. Vol. 44, no. 3. P. 1–21.

Yanagida T., Yanagida M. T. Package ‘misty’. 2020. URL: https://cran.r-project.org/web/packages/misty/misty.pdf (дата обращения: 13.07.2024).

Загрузки

Опубликован

15.10.2024

Как цитировать

Морозова, С., & Горбунов, И. (2024). Две психологии: специфика исследовательских моделей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(3), 434–457. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.303

Выпуск

Раздел

Теоретико-методологические проблемы психологии