Ментальная регуляция динамики психических состояний в диапазоне «повседневная — напряженная ситуация»

Авторы

  • Александр Прохоров Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
  • Альберт Чернов Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18
  • Людмила Шимрова Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.404

Аннотация

Статья посвящена изучению роли ментальных структур в регуляции психических со- стояний в динамике изменения напряженности ситуаций деятельности. Проведенное исследование опирается на разрабатываемую нами концептуальную модель ментальной регуляции психических состояний, которая основывается на системных позициях и концепциях самоорганизации. Цель исследования — выявить характер взаимосвязей способов саморегуляции, ментальных структур и эффективности саморегуляции психических состояний в динамике деятельности от повседневной ситуации к напряженной. Исследование осуществлялось в ходе трех видов деятельности в группах, состоящих из студентов (34 чел.), спортсменов (35 чел.) и офисных работников (30 чел.), из них мужчин — 47, женщин — 52, средний возраст — 23 года, всего — 99 человек. Применялись методики диагностики ментальных структур (рефлексии, системы Я, смысложизненных ориентаций), способов саморегуляции и регуляторных свойств, а также психических состояний и эффективности их регуляции. Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе в каждой из трех групп диагностировались психические состояния, эффективность и способы их регуляции в повседневной ситуации, на втором этапе то же — в напряженной ситуации деятельности. Ментальные структуры респондентов диагностировались отдельно от ситуаций деятельности. В результате было установлено, что независимо от специфики деятельности структуры ментальной регуляции способствуют повышению числа позитивных состояний (сосредоточенность, радость, вовлеченность) и снижению негативных состояний (гнев, тревога, усталость, скука). Показано, что от повседневной к напряженной ситуации деятельности снижается количество взаимосвязей ментальных структур и эффективности саморегуляции состояний, что в большей степени характерно для спортивной деятельности и в меньшей — для учебной и трудовой. Увеличение числа негативных состояний в напряженных ситуациях деятельности, наряду со снижением включенности ментальных структур в регуляцию психических состояний, может свидетельствовать о ключевой роли последних в целостной системе регуляции состояний.

Ключевые слова:

психическое состояние, саморегуляция, ментальная структура, динамика, рефлексия, напряженность ситуации

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

21.02.2025

Как цитировать

Прохоров, А., Чернов, А., & Шимрова, Л. (2025). Ментальная регуляция динамики психических состояний в диапазоне «повседневная — напряженная ситуация». Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(4), 622–637. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.404

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования