Особенности целевой детерминации осмысленности жизни человека в разных культурах

Авторы

  • Чжолинь Чжоу Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.209

Аннотация

Статья посвящена изучению целевой детерминации поведения человека и ее связи с осмысленностью жизни. В современных психологических исследованиях целевая детерминация поведения человека рассматривается как имеющая контекстуальный характер. Проведено исследование для описания контекстуальных характеристик целей и выявления связи целей в основных жизненных сферах с осмысленностью жизни среди 143 носителей русского языка и 150 носителей китайского. В результате корреляционного, факторного и регрессионного анализов установлено следующее: независимо от культурной идентичности, значимость целей человека в основных жизненных сферах связана с оценкой возможностей их достижения в его жизненной ситуации; активная жизненная позиция человека и его удовлетворенность актуальной жизнью положительно коррелируют с его осмысленностью жизни. Также выявлены различия между представителями русской и китайской культур: в китаеязычной выборке наличие целей и оценка высокой вероятности их реализации связаны с готовностью к изменениям для их достижения, а в русскоязычной выборке наличие целей и положительная оценка ситуации не обеспечивают склонность к изменениям; для носителя русского языка на его чувство осмысленности жизни оказывают значительное влияние цели и оценка возможностей их достижения, в то время как для китайского респондента важнейшую роль играют семейные ценности.

Ключевые слова:

цель, целевая детерминация, осмысленность жизни, контекстуальный подход, культура

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Выготский Л. С. Кризис семи лет // Выготский Л. С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 376–385.

Гришина Н. В. Целевая регуляция поведения человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. T. 13. Вып. 3. С. 310–323.

Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В., Москвичева Н. Л. Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности // Вестник СПбГУ. Психология. 2018. Т. 8. Вып. 4. С. 341–357.

Костромина С. Н., Гришина Н. В., Москвичева Н. Л., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодежи: изменения и традиции // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2021. № 1 (103). С. 79–98.

Муртазина И. Р. Ситуационные факторы принятия решения о поступлении в иногородний вуз // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2012. Вып. 3. С. 83–90.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.

Austin J. T., Vancouver J. B. Goal constructs in psychology: Structure, process, and content // Psychological Bulletin. 1996. Vol. 120, no. 3. P. 338–372. https://doi.org/10.1037/0033-2909.120.3.338

Bronk K. C., Mangan S. Strategies for cultivating purpose among adolescents in clinical settings // Clinical perspectives on meaning: Positive and existential psychotherapy. 2016. P. 407–421. https://doi.org/10.1007/978-3-319-41397-6_20

Costin V., Vignoles V. L. What do people find most meaningful? How representations of the self and the world provide meaning in life // Journal of Personality. 2022. no. 90. P. 541–558. https://doi.org/10.1111/jopy.12682

Dickson J. M., Moberly N. J. Depression, anxiety, and reduced facilitation in adolescents’ personal goal systems // Cognitive Therapy and Research. 2010. Vol. 34. P. 576–581.

Elliot A. J., Thrash T. M., Murayama K. A longitudinal analysis of self‐regulation and well‐being: Avoidance personal goals, avoidance coping, stress generation, and subjective well‐being // Journal of Personality. 2011. Vol. 79, no. 3. P. 643–674. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2011.00694.x

Emmons R. A. Personal strivings, daily life events, and psychological and physical well‐being // Journal of Personality. 1991. Vol. 59, no. 3. С. 453–472. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00256.x

Houser-Marko L., Sheldon K. M. Eyes on the prize or nose to the grindstone? The effects of level of evaluation on mood and motivation // Personality and Social Psychology Bulletin. 2008. Vol. 34, no. 11. P. 1556–1569. https://doi.org/10.1177/0146167208322618

Kim U., Park Yo. Sh., Park D. The challenge of cross-cultural psychology: The role of indigenous psychologies // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2000. No. 31. P. 63–75.

Lapierre S., Dubé M., Bouffard L., Alain M. Addressing suicidal ideations through the realization of meaningful personal goals // Crisis. 2007. Vol. 28, no. 1. P. 16–25. https://doi.org/10.1027/0227-5910.28.1.16

Leipold B., Loepthien T., Loidl B., Saalwirth C. Goal adjustment and subjective well-being in adulthood: Longitudinal results from a three-wave panel study // Journal of Individual Differences. 2023. Vol. 44, no. 4. P. 245–253. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000398

Lekes N., Gingras I., Philippe F. L., Koestner R., Fang J. Parental autonomy-support, intrinsic life goals, and well-being among adolescents in China and North America // Journal of Youth and Adolescence. 2010. Vol. 39, no. 8. P. 858–869. https://doi.org/10.1007/s10964-009-9451-7

Mariano J. M., Going J., Schrock K., Sweeting K. Youth purpose and the perception of social supports among African-American girls // Journal of Youth Studies. 2011. Vol. 14, no. 8. P. 921–937.

Markus H. R., Kitayama S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological Review. 1991. Vol. 98, no. 2. P. 224–253. https://doi.org/10.1037/0033-295X. 98.2.224

Martela F., Steger M. F. The three meanings of meaning in life: Distinguishing coherence, purpose, and significance // The Journal of Positive Psychology. 2016. Vol. 11, no. 5. P. 531–545.

Miyamoto Yu., Knoepfler C. A., Ishii K., Ji L.-J. Cultural variation in the focus on goals versus processes of actions // Personality and Social Psychology Bulletin. 2013. Vol. 39, no. 6. P. 707–719. https://doi.org/10.1177/0146167213483579

Ryan R. M., Chirkov V. I., Little T. D., Sheldon K. M., Timoshina E., Deci E. L. The American dream in Russia: Extrinsic aspirations and well-being in two cultures // Personality and Social Psychology Bulletin. 1999. Vol. 25. P. 1509–1524.

Thomas W., Znaniecki F. The Polish peasant in Europe and America. 2nd ed. New York: Dover, 1958.


References

Austin, J. T., Vancouver, J. B. (1996). Goal constructs in psychology: Structure, process, and content. Psychological Bulletin, 120 (3), 338–375. https://doi.org/10.1037/0033-2909.120.3.338

Bronk, K. C., Mangan, S. (2016). Strategies for cultivating purpose among adolescents in clinical settings. In: P. Russo-Netzer, S. E. Schulenberg, A. Batthyany (eds). Clinical perspectives on meaning: Positive and existential psychotherapy (pp. 407–421). Berlin, Springer International Publishing AG. https://doi.org/10.1007/978-3-319-41397-6_20

Costin, V., Vignoles, V. L. (2022). What do people find most meaningful? How representations of the self and the world provide meaning in life. Journal of Personality, 90, 541–558. https://doi.org/10.1111/jopy.12682

Dickson, J. M., Moberly, N. J. (2010). Depression, anxiety, and reduced facilitation in adolescents’ personal goal systems. Cognitive Therapy and Research, 34, 576–581.

Elliot, A. J., Thrash, T. M., Murayama, K. (2011). A longitudinal analysis of self‐regulation and well‐being: Avoidance personal goals, avoidance coping, stress generation, and subjective well‐being. Journal of Personality, 79 (3), 643–674.

Emmons, R. A. (1991). Personal strivings, daily life events, and psychological and physical well-being. Journal of Personality, 59 (3), 453–472. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1991.tb00256.x

Grishina, N. V. (2023). Purpose regulation of human behavior. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 13 (3), 310–323. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.302 (In Russian)

Heckhausen, H. (1986). Motivation and activity. Moscow, Pedagogy Publ. (In Russian)

Houser-Marko, L., Sheldon, K. M. (2008). Eyes on the prize or nose to the grindstone? The effects of level of goal evaluation on mood and motivation. Personality and Social Psychology Bulletin, 34 (11), 1556–1569. https://doi.org/10.1177/0146167208322618

Kim, U., Park, Yo. Sh., Park, D. (2000). The challenge of cross-cultural psychology: The role of indigenous psychologies. Journal of Cross-Cultural Psychology, 31, 63–75.

Kostromina, S. N., Grishina, N. V., Zinov’eva, E. V., Moskvicheva, N. L. (2018). Life model as a construct for studying the life scenario of personality. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 8 (4), 341–357. (In Russian)

Kostromina, S. N., Grishina, N. V., Moskvicheva, N. L., Zinovieva, E. V. (2021). Life models of youth: Сhanges and traditions. Vestnik of RFBR. Humanities and social sciences, 1 (103), 79–98. (In Russian)

Lapierre, S., Dubé, M., Bouffard, L., Alain, M. (2007). Addressing suicidal ideations through the realization of meaningful personal goals. Crisis: The Journal of Crisis Intervention and Suicide Prevention, 28 (1), 16–25. https://doi.org/10.1027/0227-5910.28.1.16

Leipold, B., Loepthien, T., Loidl, B., Saalwirth, C. (2023). Goal adjustment and subjective well-being in adulthood: Longitudinal results from a three-wave panel study. Journal of Individual Differences, 44 (4), 245–253. https://doi.org/10.1027/1614-0001/a000398

Lekes, N., Gingras, I., Philippe, F. L., Koestner, R., Fang, J. (2010). Parental autonomy-support, intrinsic life goals, and well-being among adolescents in China and North America. Journal of Youth and Adolescence, 39 (8), 858–869. https://doi.org/10.1007/s10964-009-9451-7

Mariano, J. M., Going, J., Schrock, K., Sweeting, K. (2011). Youth purpose and the perception of social supports among African-American girls. Journal of Youth Studies, 14 (8), 921–937. https://doi.org/10.1080/13676261.2011.609537

Markus, H. R., itayama, S. (1991). Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98 (2), 224–253. https://doi.org/10.1037/0033-295X. 98.2.224

Martela, F., Steger, M. F. (2016). The three meanings of meaning in life: Distinguishing coherence, purpose, and significance. The Journal of Positive Psychology, 11 (5), 531–545. https://doi.org/10.1080/17439760.2015.1137623

Miyamoto, Yu., Knoepfler, C. A., Ishii, K., Ji, L.-J. (2013). Cultural variation in the focus on goals versus processes of actions. Personality and Social Psychology Bulletin, 39 (6), 707–719. https://doi.org/10.1177/0146167213483579

Murtazina, I. R. (2012). Situational factors of making a decision to enroll in a non-resident university. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. Sociology. Pedagogy, 3, 83–90. (In Russian)

Ryan, R. M., Chirkov, V. I., Little, T. D., Sheldon, K. M., Timoshina, E., Deci, E. L. (1999). The American dream in Russia: Extrinsic aspirations and well-being in two cultures. Personality and Social Psychology Bulletin, 25, 1509–1524.

Thomas, W. I., Znaniecki, F. (1958). The Polish Peasant in Europe and America. 2nd ed. New York, Dover. Vygotsky, L. S. (1984). The crisis of seven years. In: Vygotsky, L. S. Collected works: Child psychology, vol. 4 (pp. 376–385). Moscow, Pedagogy Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

12.07.2024

Как цитировать

Чжоу, Ч. (2024). Особенности целевой детерминации осмысленности жизни человека в разных культурах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(2), 331–348. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.209

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования