Влияние ситуативных факторов на изменение психического состояния в зависимости от уровня развития рефлексии (на примере учебной деятельности студентов)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.309Аннотация
При рассмотрении детерминант психического состояния наиболее актуальными предстают исследования отношений «ситуация — психическое состояние», так как данная взаимосвязь открывает возможности для понимания глубинных механизмов детерминации и регуляции психических состояний в разнообразных ситуациях жизнедеятельности. В данном контексте малоизученной остается категория ситуации как элемента в структуре психических явлений. При этом успешность обучения студентов зависит от грамотно выстроенной учебной ситуации как структурной единицы учебной деятельности, включающей в себя разноплановые факторы, психические состояния студентов, их характерологические особенности и др. Изучая роль влияния ситуативных факторов на психические состояния студентов в процессе обучения, можно отметить, что в разных учебных ситуациях факторам, влияющим на психическое состояние, отводится косвенное значение. Поэтому целью данной статьи было рассмотреть влияние ситуативных факторов на изменение состояния в зависимости от уровня развития рефлексии на примере учебной деятельности студентов. Эмпирическое исследование проводилось в двух реальных ситуациях учебной деятельности (лекция и экзамен). Занятие прерывалось, и респондентов просили ответить на вопросы методик. В исследовании приняли участие 130 респондентов: 98 девушек и 32 юноши. Все студенты — психологи первого и второго курсов, средний возраст которых составил 21 год. Методы исследования включали логико-теоретический анализ научной литературы, метод тестирования и, на этапе обработки результатов, методы математической статистики. Выявлено, что в ситуации лекции переживаются состояния низкого уровня психической активности; в ситуации экзамена — состояния высокого уровня. Установлено, что в ситуации лекции влияние на изменение психического состояния низко- и высокорефлексивных респондентов оказывают следующие факторы: «Социальное взаимодействие», «Действие и поведение». В ситуации экзамена на респондентов с высоким уровнем рефлексии оказывает влияние фактор «Телесные проявления».
Ключевые слова:
психическое состояние, ситуация жизнедеятельности, детерминанты психического состояния, уровень рефлексии, внутренний фактор, внешний фактор
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.