Страхи современных детей дошкольного возраста в социокультурном контексте

Авторы

  • Наталья Довгая Тихоокеанский медицинский государственный университет, Российская Федерация, 690002, Владивосток, пр. Острякова, 2 https://orcid.org/0000-0002-6780-616X
  • Анна Малых Тихоокеанский медицинский государственный университет, Российская Федерация, 690002, Владивосток, пр. Острякова, 2 https://orcid.org/0009-0000-3739-4048
  • Екатерина Гармашова Тихоокеанский медицинский государственный университет, Российская Федерация, 690002, Владивосток, пр. Острякова, 2 https://orcid.org/0009-0000-3934-1855

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.103

Аннотация

Исследование посвящено проблеме подверженности детей старшего дошкольного возаста разнообразным страхам в связи с социокультурным контекстом, который понимается как фактор макросреды. Начало 2020-х гг. связано с масштабными событиями, оказывающими значительное влияние на жизнь и благополучие населения. Это пандемия COVID-19 (2020–2021) и обострение социально-политической ситуации в мире (2022–2023). В исследовании приняли участие 127 детей в возрасте 5–6 лет, посещающие дошкольные образовательные организации, которым была предложена методика «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой. Также использовались данные анкетирования родителей и анализ документации дошкольных образовательных организаций. В результате было установлено, что профили страхов детей, обследованных в 2019, 2021 и 2023 гг., оказываются достаточно схожими, большинство выявленных страхов современных дошкольников соответствуют возрастным нормам для детей 5–7-летнего возраста по А. И. Захарову, что позволяет говорить об универсальности описанных им возрастных закономерностей и причин появления страхов у детей. Специфика культурно-исторического контекста современного детства проявила себя в том, что перечень пугающих персонажей существенно изменился: герои виртуальных игр жанра «хоррор» вытесняют героев традиционных детских сказок. Сравнительный анализ результатов, полученных в 2019, 2021 и 2023 гг., подтвердил большую подверженность страхам дошкольников в период пандемии COVID-19 и отсутствие увеличения числа страхов у детей на фоне обострения геополитической ситуации в мире. Было обнаружено, что в период пандемии у детей возросло не только число специфических медицинских страхов, но и увеличилось количество страхов, не имеющих прямого отношения к болезням и смерти, что демонстрирует замещающий характер страхов у детей и имеет большое значение для практической психологии.

Ключевые слова:

дошкольный возраст, детские страхи, социальная среда, пандемия COVID-19

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Авдеева Н. Н., Кочетова Ю. А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 4. С. 35–47.

Акопян Л. С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2002.

Баринов Д. Н. Страх как социальный феномен // Гуманитарный научный вестник. 2019а. № 2. С. 39–48.

Баринов Д. Н. Страх как феномен общественного сознания // Бюллетень науки и практики. 2019б. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-fenomen-obschestvennogo-soznaniya (дата обращения: 02.09.2023).

Бирина Е. Р., Гордеева В. В. Страхи детей-беженцев дошкольного возраста и способы их устранения в ДОО // Вестник педагогических наук. 2022. № 6. С. 228–231.

Ботова М. М. Детерминация страха заражения в период распространения новой коронавирусной инфекции и особых условий жизни общества // Шаг в науку. 2021. № 2. С. 69–73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/determinatsiya-straha-zarazheniya-v-period-rasprostraneniya-novoy-koronavirusnoy-infektsii-i-osobyh-usloviy-zhizni-obschestva (дата обращения: 25.08.2023).

Голушко Т. В. Особенности страхов детей, связанных с проживанием в регионах, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (на материале исследования детей 5–6-летнего возраста): дис. … канд. психол. наук. М., 1998.

Гриценко В. В., Резник А. Д., Константинов В. В., Маринова Т. Ю., Хоменко Н. В., Израйловиц Р. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности // Клиническая и специальная психология. 2020. Т. 9, № 2. С. 99–118. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090205

Гудонис В. П., Вачков И. В. Страхи современных старших дошкольников и их родителей // Современное дошкольное образование. 2019. № 4 (94). С. 36–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh-starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley (дата обращения: 24.08.2023).

Гут Ю. Н., Шкилев С. В., Доронина Н. Н., Зиборова Е. И. Взаимосвязь родительского воспитания и выраженности страхов у старших дошкольников // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 106–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-roditelskogo-vospitaniya-i-vyrazhennosti-strahov-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.08.2023).

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.

Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние типа детско-родительских отношений на возникновение страхов в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. № 2. C. 45–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-vozniknovenie-strahov-v-protsesse-sotsializatsii-detey-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 25.08.2023).

Кочетова Ю. А., Рубцова О. В., Хуснутдинова М. Р., Богуславская Е. В. Страхи современных дошкольников в представлении родителей: результаты эмпирического исследования // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 2. С. 68–86. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150205

Новиков К. Ю. СМИ и возрастные особенности их восприятия дошкольной аудиторией // Вестник РУДН. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2009. № 2. С. 56–61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-vozrastnye-osobennosti-ih-vospriyatiya-doshkolnoy-auditoriey (дата обращения: 02.09.2023).

Орлов А. Б., Орлова Л. В., Орлова Н. А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17–32.

Сергуничева Н. А. Возрастно-половые и семейные факторы страхов и тревожности у старших дошкольников // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. № 4. С. 561–574. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-i-semeynye-faktory-strahov-i-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 23.08.2023).

Счастная Т., Хухлаев О. Е. Содержание страхов у детей вынужденных мигрантов (на материале исследования детей-беженцев 7–10 лет) // Развитие личности. 2002. № 1. С. 227–254.

Тхостов А. Ш., Рассказова Е. И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 70–89.

Шматова Ю. Е., Разварина И. Н. Дети и их родители в стрессовой ситуации пандемии СОVID-19 (результаты когортного исследования в Вологодской области) // Society and Security Insights. 2022. № 3. С. 138–155. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-ih-roditeli-v-stressovoy-situatsii-pandemii-sovid-19-rezultaty-kogortnogo-issledovaniya-v-vologodskoy-oblasti (дата обращения: 25.08.2023).

Huang Ye., Zhao N. Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID-19 outbreak in China: A web-based cross-sectional survey // Psychiatry Research. 2020. Vol. 288. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165178120306077 (дата обращения: 03.02.2023).

Meherali S., Punjani N., Louie-Poon S., Abdul Rahim K., Das J. K., Salam R. A., Lassi Z. S. Mental health of children and adolescents amidst COVID-19 and past pandemics: A rapid systematic review // International Journal Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 7. Р. 3432. https://doi.org/10.3390/ijerph18073432

Rajkumar R. Ph. COVID-19 and mental health: A review of the existing literature // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 52. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301775 (дата обращения: 04.02.2023).

Reider L. B., Mahaffey E. M., Barylski B., LoBue V. “It bites!”: The transmission of negative information about snakes and spiders through a naturalistic picture book interaction // Developmental Psychology. 2022. Vol. 58 (11). P. 2140–2157. https://doi.org/10.1037/dev0001429

Roy D., Tripathy S., Kar S. K., Sharma N., Verma S. K., Kaushal V. Study of knowledge, attitude, anxiety & perceived mental healthcare need in Indian population during COVID-19 pandemic // Asian Journal of Psychiatry. 2020. Vol. 51. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301945 (дата обращения: 04.02.2023).


References

Avdeeva, N. N., Kochetova, Yu. A. (2008). The influence of the style of parent-child relationships on the emergence of fears in children. Psihologicheskaia nauka i obrazovanie, 13, 4, 35–47. (In Russian)

Akopyan, L. S. (2002). Psychological and pedagogical study of fears of children of primary school age. PhD dissertation (Psychology). Samara. (In Russian)

Barinov, D. N. (2019a). Fear as a social phenomenon. Gumanitarnyi nauchnyi vestnik, 2, 39–48. (In Russian)

Barinov, D. N. (2019б). Fear as a phenomenon of social consciousness. Biulleten’ nauki i praktiki, 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-kak-fenomen-obschestvennogo-soznaniya (accessed: 02.09.2023). (In Russian)

Birina, E. R. (2022). Fears of refugee children of preschool age and ways to eliminate them in preschool educational institutions. Vestnik pedagogicheskih nauk, 6, 228–231. (In Russian)

Botova, M. M. (2021). Determination of fear of infection during the spread of a new coronavirus infection and special living conditions of society. Shag v nauku, 2, 69–73. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/determinatsiya-straha-zarazheniya-v-period-rasprostraneniya-novoy-koronavirusnoy-infektsii-i-osobyh-usloviy-zhizni-obschestva (accessed: 25.08.2023). (In Russian)

Golushko, T. V. (1998). Features of children’s fears associated with living in regions affected by the accident at the Chernobyl nuclear power plant (based on a study of children 5–6 years of age). PhD dissertation (Psychology). Moscow. (In Russian)

Gricenko, V. V., Reznik, A. D., Konstantinov, V. V., Marinova, T. Yu., Homenko, N. V., Izrajlovic, R. (2020). Fear of coronavirus disease (COVID-19) and basic personal beliefs. Klinicheskaia i spetsial’naia psikhologiia, 9, 2, 99–118. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090205 (In Russian)

Gudonis, V. P., Vachkov, I. V. (2019). Fears of modern older preschoolers and their parents. Preschool Education Today, 4 (94), 36–45. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh-starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley (accessed: 24.08.2023). (In Russian)

Gut, Yu. N., Shkilev, S. V., Doronina, N. N., Ziborova, E. I. (2020). The relationship between parental education and the severity of fears in older preschoolers. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2, 106–113. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-roditelskogo-vospitaniya-i-vyrazhennos-ti-strahov-u-starshih-doshkolnikov (accessed: 23.08.2023). (In Russian)

Huang, Ye., Zhao, N. (2020) Generalized anxiety disorder, depressive symptoms and sleep quality during COVID -19 outbreak in China: A web-based cross-sectional survey. Psychiatry Research, 288. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165178120306077 (accessed: 03.02.2023).

Kochetova, Yu. A., Rubcova, O. V., Husnutdinova, M. R., Boguslavskaya, E. V. (2023). Fears of modern preschoolers as perceived by parents: Results of an empirical study. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, 15, 2, 68–86. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150205 (In Russian)

Kolcova, I. V., Dolganina V. V. (2020). The influence of the type of parent-child relationship on the emergence of fears in the process of socialization of children of senior preschool age. Russian Journal of Education and Psychology, 2, 45–54. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-detsko-roditelskih-otnosheniy-na-vozniknovenie-strahov-v-protsesse-sotsializatsii-detey-starshego-doshkolnogo (accessed: 25.08.2023). (In Russian)

Meherali, S., Punjani, N., Louie-Poon, S., Abdul Rahim, K., Das, J. K., Salam, R. A., Lassi, Z. S. (2021). Mental health of children and adolescents amidst COVID-19 and past pandemics: A rapid systematic review. International Journal Environmental Research and Public Health, 18, 7, 3432. https://doi.org/10.3390/ijerph18073432

Novikov, K. Yu. (2009). Media and age-related characteristics of their perception by preschool audiences. Vestnik RUDN. Ser.: Literaturovedenie, zhurnalistika, 2, 56–61. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-vozrastnye-osobennosti-ih-vospriyatiya-doshkolnoy-auditoriey (accessed: 02.09.2023). (In Russian)

Orlov, A. B. (2011). Psychological mechanisms of the emergence and correction of instilled childhood fears. Voprosy psihologii, 3, 17–32. (In Russian)

Rajkumar, R. Ph. (2020). COVID-19 and mental health: A review of the existing literature. Asian Journal of Psychiatry, 52. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S1876201820301775 (accessed: 04.02.2023).

Reider, L. B., Mahaffey, E. M., Barylski, B., LoBue, V. (2022). “It bites!”: The transmission of negative information about snakes and spiders through a naturalistic picture book interaction. Developmental Psychology, 58 (11), 2140–2157. https://doi.org/10.1037/dev0001429

Schastnaya, T., Khukhlaev O. E (2002). The content of fears in children of forced migrants (based on a study of refugee children aged 7–10 years). Razvitie lichnosti, 1, 227–254. (In Russian)

Sergunicheva, N. A. (2019). Age, gender and family factors of fears and anxiety in older preschoolers. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiia. Psihologiia. Sociologiia, 4, 561–574. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastno-polovye-i-semeynye-faktory-strahov-i-trevozhnosti-u-starshih-doshkolnikov (accessed: 23.08.2023). (In Russian)

Shmatova, Yu. E., Razvarina, I. N. (2022). Children and their parents in the stressful situation of the COVID-19 pandemic (results of a cohort study in the Vologda region). Society and Security Insights, 3, 138–155. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-ih-roditeli-v-stressovoy-situatsii-pandemii-sovid-19-rezultaty-kogortnogo-issledovaniya-v-vologodskoy-oblasti (accessed: 25.08.2023). (In Russian)

Thostov, A. Sh., Rasskazova, E. I. (2020). Psychological content of anxiety and prevention in an infodemic situation: protection against coronavirus or a “vicious circle” of anxiety? Konsultativnaia psihologiia i psihoterapiia, 28, 2, 70–89. (In Russian)

Roy, D., Tripathy, S., Kar, S. K., Sharma, N., Verma, S. K., Kaushal, V. (2020). Study of knowledge, attitude, anxiety & perceived mental healthcare need in Indian population during COVID-19 pandemic. Asian Journal of Psychiatry, 51. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1876201820301945 (accessed: 04.02.2023).

Zakharov, A. I. (2000). Daytime and nighttime fears in children. St. Petersburg, 2000. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.04.2024

Как цитировать

Довгая, Н., Малых, А., & Гармашова, Е. (2024). Страхи современных детей дошкольного возраста в социокультурном контексте. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(1), 49–61. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.103

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования