Личностные и социальные факторы в восприятии стресса юношами и девушками старшего подросткового возраста

Авторы

  • Марина Данилова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-9593-4185

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.104

Аннотация

В связи со стремительным темпом современной жизни и ее высокой стрессогенностью повысился научный интерес к вопросам изучения стресса и факторов, позволяющих его конструктивно преодолевать. Цель cтатьи: изучение роли личностных и социальных характеристик в воспринимаемом стрессе у юношей и девушек в старшем подростковом возрасте. Гипотезы: у старших подростков проявляется гендерная специфика параметров воспринимаемого стресса: перенапряжение как эмоциональный компонент и противодействие стрессу как компонент инструментальный. У девушек воспринимаемый стресс более тесно связан с их личностными характеристиками, а у юношей — с социальными. При этом как для юношей, так и для девушек характерно, что личностные характеристики играют более значимую роль в управлении напряжением, вызванным стрессом, а социальные помогают в противодействии стрессу. Выборка из 90 старших подростков 15–17 лет разделена на две группы: 45 юношей и 45 девушек. Методы: шкала воспринимаемого стресса (ШВС-10), шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, опросник жизнестойкости С.Мадди, шкалы психологического благополучия К.Рифф, опросник воспринимаемой социальной поддержки Г.Зоммера и Т.Фюдрика. Проведен корреляционный и регрессионный анализ. Исследование показало гендерные особенности, различия и общие факторы воспринимаемого стресса, характерные для старших подростков. Так, у девушек наблюдается более напряженное переживание стресса по сравнению с их сверстниками. Общность воспринимаемого стресса у юношей и девушек проявляется в большем вкладе индивидуально-личностных характеристик в его параметры в целом и особенно в такой его компонент, как перенапряжение. Также показано, что как для юношей, так и для девушек в противодействии стрессу существенную роль, наряду с личностными характеристиками, играет фактор социальной поддержки.

Ключевые слова:

старшие подростки, воспринимаемый стресс, тревожность, жизнестойкость, психологическое благополучие, социальная поддержка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Абабков В. А., Барышникова К., Воронцова-Венгер О. В., Горбунов И. А., Капранова С. В., Пологаева Е. А., Стуклов К. А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 2. С. 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202

Антилогова Л. Н., Черкевич Е. А. Преодоление трудных жизненных ситуаций в подростковом возрасте // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, 4–5 октября 2018 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. С. 129–132.

Головей Л. А., Галашева О. С. Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12. Вып. 4. С. 431–448. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403

Горская Г. Б. Психологические ресурсы устойчивости к хроническому стрессу: динамический анализ // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, 4–5 октября 2018 г.). Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. С. 206–210.

Гуцунаева С. В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3 (ч. 1). С. 92–95.

Жуковская Л. В., Трошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 2. С. 82–93.

Ильченко В. В., Бедоева М. Н. Личностные детерминанты психологического благополучия у юношей и девушек // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2018» / отв. ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. М.: Макс Пресс, 2018. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/data/13523/70415_uid245951_report.pdf (дата обращения: 15.08.2023).

Калашникова М. Б., Никитина Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестник Новгородского гос. ун-та. 2017. № 4 (102). С. 51–55.

Колесников В. Н., Мельник Ю. И. Особенности психологического благополучия учащихся среднего подросткового возраста // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2015. № 5 (4). С. 21–32.

Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В. Стрессы семейных отношений: тенденции и эффекты совладания // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. № 1 (1). С. 174–195.

Кузнецова С. Б., Таранова В. С. Взаимосвязь уровня агрессивности и жизнестойкости у старших подростков // Психологические исследования. 2021. № 14 (80). https://doi.org/10.54359/ps.v14i80.110

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.

Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. С. 178–210.

Лобза О. В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). С. 75–79.

Лупенко Н. Н. Гендерные различия тревожности личности и социально-психологической адаптированности у подростков // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 9. С. 55–58. URL: https://gelsfedu.ru/files/news/2019/05_10_2019/obwestvo_spp_9-2019.pdf (дата обращения: 15.08.2023).

Львова С. В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 1. С. 65–75. http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.06

Маслова Т. М., Покацкая А. В. Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 352–355. URL: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2019-2.pdf (дата обращения: 15.08.2023).

Микляева А. В. Вклад жизнестойкости и воспринимаемой социальной поддержки в показатели психологического благополучия учащейся молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 373–376. URL: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2020-3.pdf (дата обращения: 15.08.2023).

Мищенко В. И. Изучение тревожности старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 208–218. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-208-218

Овчарова Е. В., Полина А. В. Жизнестойкость и доверие как основа преодоления трудной жизненной ситуации подростками // Сознание: Образовательный вестник. 2020. № 9. С. 8–12. http://dx.doi.org/10.26787/nydxa-2686-6846-2020-22-9-13-18

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.

Сыманюк Э. Э., Оконечникова Л. В., Малова Е. С. Иcследование учебного стресса и его связь с успеваемостью у учащихся старших классов // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 42–49. https://doi.org/10.26170/po19-08-06

Уханова А. И., Розанов В. А. Смена места жительства в структуре социально-экономических детерминант психического здоровья старших школьников // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2017. T. 9, № 3 (44). C. 10. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_3_44/nomer06.php (дата обращения: 05.08.2023).

Холмогорова А. Б., Московская М. С., Шерягина Е. В. Алекситимия и способность к оказанию разных видов социальной поддержки // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22, № 4. С. 115–129. URL: https://psyjournals.ru/mpj/2014/n4/74178.shtml (дата обращения: 04.08.2023).

Холмогорова А. Б., Петрова Г. А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра. М.: Медицинская технология, 2007.

Черемискина И. И., Люкшина Д. С. Личностные ресурсы преодоления стресса у людей разных возрастов в период пандемии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 4 (37). С. 375–378. URL: https://psychology.vvsu.ru/science/pub/details/material/2149433899/Lichnostnye_resursy_preodolenija_stressa (дата обращения: 05.08.2023).

Чеховская М. В., Рожней Д. А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей: Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 2. С. 159–166. https://dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166

Altemus M., Sarvaiya N., Epperson C. N. Sex differences in anxiety and depression clinical perspectives // Frontiers in Neuroendocrinology. 2014. No. 35 (3). P. 320–330. https://doi.org/10.1016/j.yfrne.2014.05.004

Bester G. Stress experienced by adolescents in school: the importance of personality and interpersonal relationships // Journal of child and adolescent mental health. 2019. No. 31 (1). P. 25–37. https://doi.org/10.2989/17280583.2019.1580586

Camara M., Bacigalupe G., Padilla P. The role of social support in adolescents: Are you helping me or stressing me out? // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. No. 22 (2). P. 123–136. https://doi.org/10.1080/02673843.2013.875480

Essau C. A., Lewinsohn P. M., Olaya B., Seeley J. R. Anxiety disorders in adolescents and psychosocial outcomes at age 30 // Journal of Affective Disorders. 2014. No. 163. P. 125–132. https://doi.org/10.1016/j.jad.2013.12.033

Furyaeva T. V., Yakovleva N. F., Fayzullina K. A. Hardiness development in adolescents at social risk group // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS), Krasnoyarsk, 19–21 May 2021. Krasnoyarsk: ISO LONDON LIMITED — European Publisher, 2021. P. 1586–1594.

Golovey L. A., Danilova M. V., Rykman L. V., Anufriyuk K. Y. Psycho-emotional well-being of adolescents: gender aspect // PSYRGGU 2019 — Psychology of Subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Vol. LXIV. P. 193–200. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.25

Haugstvedt H. ‘With a little social support … ’: Assessing the moderating effect of social support on risk factors and mental well-being among youth // European Journal of Social Work. 2022. P. 1–13. https://doi.org/10.1080/13691457.2022.2152188

Kobasa S. C. Stressful life events, personality, and health — inquiry into hardiness // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. No. 37 (1). P. 1–11.

Konaszewski K., Niesiobędzka M., Surzykiewicz J. Resilience and mental health among juveniles: Role of strategies for coping with stress // Health and Quality of Life Outcomes. 2021. No. 19 (1). P. 58. https://doi.org/10.1186/s12955-021-01701-3

La Greca A. M., Mackey E. R. Adolescents’ anxiety in dating situations: The potential role of friends and romantic partners // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2007. No 36 (4). P. 522–533. https://doi.org/10.1080/15374410701662097

Maddi S. R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychology. 2005. No. 60 (3). P. 261–262. URL: https://escholarship.org/uc/item/09x6n03h (дата обращения: 05.08.2023).

Núñez-Regueiro F., Núñez-Regueiro S. Identifying salient stressors of adolescence: A systematic review and content analysis // Journal of Youth and Adolescence. 2021. No 50 (12). P. 2533–2556. https://doi.org/10.1007/s10964-021-01492-2

Piko B. Gender differences and similarities in adolescents’ ways of coping // Psychological Record. 2001. No. 51 (2). P. 223–236. https://doi.org/10.1007/BF03395396

Ryff C. D., Boylan J. M., Kirsch J. A. Eudaimonic and hedonic well-being: an integrative perspective with linkages to sociodemographic factors and health // Measuring Well-Being: Interdisciplinary Perspectives from the Social Sciences and the Humanities / Lee M. T., Kybzansky L. D., VanderWeele T. J. (eds). Oxford: Oxford University Press, 2021. P. 92–135.

Sagone E., De Caroli M. E. A correlational study on dispositional resilience, psychological well-being, and coping strategies in university students // American Journal of Educational Research. 2014. No. 2 (7). P. 463–471.

Saleh D., Camart N., Romo L. Predictors of stress in college students // Frontiers in Psychology. 2017. No. 8. P. 19. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00019

Sigfusdottir I. D., Kristjansson A. L., Thorlindsson T., Allegrante J. P. Stress and adolescent well-being: The need for an interdisciplinary framework // Health Promotion International. 2017. No. 32 (6). P. 1081–1090. https://doi.org/10.1093/heapro/daw038

Šaplavska J., Plotka I. The investigation of correlations between hardiness, its components and the choice of definite coping behavioral strategies among the students // Abstract Book International scientific-practical conference “Business, Studies and Me”. Siauliai, Lithuania. Siauliai, 2009. P. 103–104.

Van Loon A. W. G., Creemers H. E., Vogelaar S., Saab N., Miers A. C., Westenberg P. M., Asscher J. J. Trajectories of adolescent perceived stress and symptoms of depression and anxiety during the COVID-19 pandemic // Scientific Reports. 2022. No. 12 (1). Art. no. 15957. https://doi.org/10.1038/s41598-022-20344-y


References

Ababkov, V. A., Barisnikov, K., Vorontzova-Wenger, O. V., Gorbunov, I. A., Kapranova, S. V., Pologaeva, E. A., Stuklov, K. A. (2016). Validation of the Russian version of the questionnaire “Scale of perceived stress — 10”. Vestnik of St. Petersburg University. Ser. 16. Psichology. Pedagogics, iss. 2, 6–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2016.202 (In Russian)

Altemus, M., Sarvaiya, N., Epperson, C. N. (2014). Sex differences in anxiety and depression clinical perspectives. Frontiers in Neuroendocrinology, 35 (3), 320–330. https://doi.org/10.1016/j.yfrne.2014.05.004

Antilogova, L. N., Cherkevich, E. A. (2018). Overcoming difficult life situations in adolescent age. Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh situatsiiakh: resursy i preodolenie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 25-letiiu fakul’teta psikhologii Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo (Omsk, 4–5 oktiabria 2018 g.). Omsk, Omsk State University Press, 129–132. (In Russian)

Bester, G. (2019). Stress experienced by adolescents in school: The importance of personality and interpersonal relationships. Journal of Child and Adolescent Mental Health, 31 (1), 25–37. https://doi.org/10.2989/17280583.2019.1580586

Camara, M., Bacigalupe, G., Padilla, P. (2017) The role of social support in adolescents: Are you helping me or stressing me out? International Journal of Adolescence and Youth, 22 (2), 123–136. https://doi.org/10.1080/02673843.2013.875480

Chekhovskaya, M. V., Rozhney, D. A. (2018). Features of self-relationship and viability in older teens with deviant behaviour. Territoriia novykh vozmozhnostei. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, 10, 2, 159–166. https://dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-2/159-166 (In Russian)

Cheremiskina, I. I., Lyukshina, D. S. (2021). Personal resources for coping with stress in people of different ages during the pandemic. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija, 10, 4 (37), 375–378. Available at: https://psychology.vvsu.ru/science/pub/details/material/2149433899/Lichnostnye_resursy_preodolenija_stressa (accessed: 04.08.2023). (In Russian)

Eschleman, K. J., Bowling, N. A., Alarcon, G. M. (2010). A meta-analytic examination of hardiness. International Journal of Stress Management, 17 (4), 277–307. https://doi.org/10.1037/a0020476

Essau, C. A., Lewinsohn, P. M., Olaya, B., Seeley, J. R. (2014). Anxiety disorders in adolescents and psychosocial outcomes at age 30. Journal of Affective Disorders, 163, 125–132. https://doi.org/10.1016/j.jad.2013.12.033

Furyaeva, T. V., Yakovleva, N. F., Fayzullina, K. A. (2021). Hardiness development in adolescents at social risk group (pp. 1586–1594). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19–21 May 2021. Krasnoyarsk, ISO LONDON LIMITED — European Publisher.

Golovey, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V., Anufriyuk, K. Yu. (2019). Psycho-emotional well-being of adolescents: Gender aspect. PSYRGGU 2019 — Psychology of subculture: Phenomenology and contemporary tendencies of development. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, LXIV, 193–200. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.25

Golovey, L. A., Galasheva, O. S. (2022). Daily stress and life satisfaction of teenage girls. Vestnik of St. Petersburg University. Psichology, 12, 4, 431–448. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403 (In Russian)

Gorskaya, G. B. (2018). Psychological resources of resistance to chronic stress: dynamic analysis. Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh situatsiiakh: resursy i preodolenie: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi 25-letiiu fakul’teta psikhologii Omskogo gosudarstvennogo universiteta im. F. M. Dostoevskogo (Omsk, 4–5 oktiabria 2018 g.). Omsk, Omsk State University Press, 206–210. (In Russian)

Gucunaeva, S. V. (2015). Teenagers’ coping strategies with different hardiness level. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanii, 3-1, 92–95. (In Russian)

Haugstvedt, H. (2022) “With a little social support … ”: Assessing the moderating effect of social support on risk factors and mental well-being among youth. European Journal of Social Work, 1–13. https://doi.org/10.1080/13691457.2022.2152188

Ilchenko, V. V., Bedoeva, M. N. (2018). Personal determinants of psychological well-being in young boys and girls. Materialy Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma “LOMONOSOV-2018”. Moscow, MAKS Press Publ., 2018. Available at: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2018/data/13523/70415_uid245951_report.pdf (accessed: 15.08.2023). (In Russian)

Kalashnikova, M. B., Nikitina, E. V. (2017). Vitality as a necessary personal characteristics of modern adolescents. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta, 4 (102), 51–55. (In Russian)

Kholmogorova, A. B., Moskovskaya, M. S., Sheryagina, E. V. (2014). Alexithymia and the ability to provide different types of social support. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 22, 4, 115–129. Available at: https://psyjournals.ru/mpj/2014/n4/74178.shtml (accessed: 04.08.2023). (In Russian)

Kholmogorova, A. B., Petrova, G. A. (2007). Methods of diagnostics of social support at frustration of an affective range. Moscow, Meditsinskaia tekhnologiia Publ. (In Russian)

Kobasa, S. C. (2011). Stressful life events, personality, and health — inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37 (1), 1–11.

Kolesnikov, V. N., Melnik, Iu. I. (2015). Peculiarities psychological well-being of pupils middle adolescence. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina, 5 (4), 21–32. (In Russian)

Konaszewski, K., Niesiobędzka, M., Surzykiewicz, J. (2021). Resilience and mental health among juveniles: role of strategies for coping with stress. Health and quality of life outcomes, 19 (1), 58. https://doi.org/10.1186/s12955-021-01701-3

Kryukova, T. L., Saporovskaya, M. V. (2016). Family relationships stresses: Coping tendences and effects. Institut psikhologii Rossiiskoy akademii nauk. Sotsial’naia i ekonomicheskaia psikhologiia, 1 (1), 174–195. (In Russian)

Kuznetsova, S. O., Taranova, V. A. (2021). The relationship between the level of aggressiveness and resilience in older adolescents. Psychological Studies, 14 (80). https://doi.org/10.54359/ps.v14i80.110 (In Russian)

La Greca, A. M., Mackey, E. R. (2007). Adolescents’ anxiety in dating situations: The potential role of friends and romantic partners. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 36 (4), 522–533. https://doi.org/10.1080/15374410701662097

Leont’ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2006). Viability test. Moscow: Smysl Publ. (In Russian)

Leont’ev, D. A., Rasskazova, E. I. (2011). Resilience as a component of personal potential. In: Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika (pp. 178–210). Moscow: Smysl Publ. (In Russian)

Lobza, O. V. (2019). Viability as a component of psychological security of personality. Vestnik Prikamskogo Social’nogo Instituta, 2 (83), 75–79. (In Russian)

Lvova, S. V. (2021). Resilience and stress tolerance in high school students and students in educational activities. CITISE, 1, 65–75. http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.06 (In Russian)

Lupenko, N. N. Gender differences in anxiety and socio-psychological adaptation in adolescents. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 9, 55–58. Available at: https://gelsfedu.ru/files/news/2019/05_10_2019/obwestvo_spp_9-2019.pdf (accessed: 15.08.2023). (In Russian)

Maddi, S. R. (2005). On hardiness and other pathways to resilience. American Psychology, 60 (3), 261–262. Available at: https://escholarship.org/uc/item/09x6n03h (accessed: 15.08.2023).

Maslova, T. M. (2019). Personality anxiety as a factor of the development of stress resistance. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 8, 2 (27), 352–355. Available at: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2019-2.pdf (accessed: 15.08.2023). (In Russian)

Miklyaeva, A. V. (2020). Contribution of hardness and perceived social support to indicators of psychological well-being in youth. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 9, 3 (32), 373–376. Available at: https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2023/04/ANI-PiP-2020-3.pdf (accessed: 04.08.2023). (In Russian)

Mishchenko, V. I. (2020). Studying of anxiety of senior school learners during preparation for final exams. Pedagogika i psikhologiia obrazovaniia, 1, 208–218. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-208-218 (In Russian)

Núñez-Regueiro, F., Núñez-Regueiro, S. (2021). Identifying salient stressors of adolescence: A systematic review and content analysis. Journal of Youth and Adolescence, 50 (12), 2533–2556. https://doi.org/10.1007/s10964-021-01492-2

Ovcharova, E. V., Polina, A. V. (2020). Resilience and trust as the basis for overcoming a difficult life situation for teenagers. Soznanie: Obrazovatel’nyi Vestnik, 9, 8–12. http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-9-8-12 (In Russian)

Piko, B. (2001). Gender differences and similarities in adolescents’ ways of coping. Psychological Record, 51 (2), 223–236. https://doi.org/10.1007/BF03395396

Prikhozhan, A. M. (2000). Anxiety in Children and Adolescents: Psychological Nature and Age Dynamics. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Press, Voronezh, MODEK Publ. (In Russian)

Ryff, C. D., Boylan, J. M., Kirsch, J. A. (2021). Eudaimonic and hedonic well-being: an integrative perspective with linkages to sociodemographic factors and health. Measuring Well-Being: Interdisciplinary Perspectives from the Social Sciences and the Humanities, Lee M. T., Kybzansky L. D., VanderWeele T. J. (eds). Oxford, Oxford University Press.

Sagone, E., De Caroli, M. E. (2014). A correlational study on dispositional resilience, psychological well-being, and coping strategies in university students. American Journal of Educational Research, 2 (7), 463–471.

Saleh, D., Camart, N., Romo, L. (2017). Predictors of stress in college students. Frontiers in Psychology, 8, 19. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00019

Šaplavska, J., Plotka, I. (2009). The investigation of correlations between hardiness, its components and the choice of definite coping behavioral strategies among the students. In: Abstract Book International scientific-practical conference “Business, Studies and Me” (pp. 103–104). Siauliai.

Sigfusdottir, I. D., Kristjansson, A. L., Thorlindsson, T., Allegrante, J. P. (2017). Stress and adolescent well-being: The need for an interdisciplinary framework. Health Promotion International, 32 (6), 1081–1090. https://doi.org/10.1093/heapro/daw038

Symaniuk, E. E., Okonechnikova, L. V., Malova, E. S. (2019). Research of educational stress and its communication with achievement at students of senior classes. Pedagogical Education in Russia, 8, 42–49. https://doi.org/10.26170/po19-08-06 (In Russian)

Ukhanova, A. I., Rozanov, V. A. (2017). The change of residence in the structure of socio-economic determinants of mental health of senior pupils. Meditsinskaia psikhologiia v Rossii, 9, 3 (44), 10. Available at: http://mprj.ru/archiv_global/2017_3_44/nomer06.php (accessed: 05.08.2023). (In Russian)

Van Loon, A. W. G., Creemers, H. E., Vogelaar, S., Saab, N., Miers, A. C., Westenberg, P. M., Asscher, J. J. (2022). Trajectories of adolescent perceived stress and symptoms of depression and anxiety during the COVID-19 pandemic. Scientific Reports, 12 (1). https://doi.org/10.1038/s41598-022-20344-y

Zhukovskaya, L. V., Troshikhina, E. G. (2011). C. Ryff’s scale of psychological well-being. Psihologicheskij zhurnal, 32, 2, 82–93. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

26.04.2024

Как цитировать

Данилова, М. (2024). Личностные и социальные факторы в восприятии стресса юношами и девушками старшего подросткового возраста. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(1), 62–78. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.104

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования