Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций

Авторы

  • Анастасия Проворова Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0002-2985-7695

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.210

Аннотация

Направленность современного мира на индивидуализацию жизнедеятельности оказывает большое давление на современного человека: в поиске жизненных целей и ориентиров происходит столкновение с высокими требованиями к материальной успешности и общей самореализации. При этом существует большое количество рекомендаций по повышению уровня продуктивности деятельности через регуляцию внешних факторов (особенности тайм-менеджмента, системы поощрений и др.), в то время как вклад метакогнитивных процессов в регуляцию психической активности не всегда оказывается отмечен. В связи с этим целью данного исследования стало выявление и анализ особенностей метакогнитивного опыта у лиц с разным типом жизненных ориентаций. 319 человек возрастных групп от 18–24 до 65 лет и старше были опрошены по методикам, направленным на выявление типа жизненных ориентаций и ряда параметров метакогнитивной сферы: метакогнитивных стратегий, метакогнитивных убеждений и типа рефлексии. При сравнении лиц из групп с разными жизненными ориентациями получены значимые результаты, которые демонстрируют большую метакогнитивную осведомленность у лиц, ориентированных на возможность взять личную ответственность за свою жизнь и нацеленных на активную внешнюю деятельность. Лица, ориентированные на открытость опыту, но при этом с выраженной экстернальностью, оказываются более подверженными негативным метакогнитивным убеждениям о регуляции своего мышления. В группе лиц с жизненными ориентациями, направленных на прагматизм, ниже негативные метаубеждения и ýже диапазон используемых метастратегий, хотя выраженность тех стратегий, которые активно осознаются, находится примерно на одном уровне с группой, в которой наиболее выражена субъектная направленность жизненных ориентаций. В группах с невыраженными жизненными целями или с несогласованностью целей и путей реализации показатели частоты использования метакогнитивных стратегий и системности рефлексии ниже, чем у группы с выраженными субъектными ориентациями.

Ключевые слова:

жизненные ориентации, метакогнитивные стратегии, метакогнитивные убеждения, рефлексия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гаранина Ж. Г., Андронова Н. В. Особенности переживания счастья у студентов с различными смысложизненными ориентациями // Интеграция образования. 2022. № 1. С. 146–162. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.146-162

Карпинский К. В. Смысложизненное состояние как показатель субъектного развития личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. Вып. 1. С. 7–20. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2019.101

Карпов А. В. Специфика структурной организации метакогнитивных компонентов рефлексивности // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19, № 1. С. 127–142. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.10

Карпов А. В., Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Метакогнитивная детерминация удовлетворенности работой в профессиях информационного типа // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. С. 86–103. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.6

Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. М.; Ярославль: Институт психологии РАН, 2002.

Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2002.

Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГУ, 2006.

Лебедева Р. В. Нравственная сфера и личностные особенности студентов с разными типами жизненных ориентаций // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 2. URL: https://mir-nauki.com/54psmn219.html (дата обращения: 20.07.2023).

Леонтьев Д. А., Осин Е. Е. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 4. С. 110–135.

Макарова Д. Н. Метакогнитивная регуляция, базовые психологические потребности и субъективная витальность студентов-первокурсников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11. Вып. 1. С. 63–71. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.104

Перикова Е. И., Бызова В. М. Метакогнитивные стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций при разных уровнях самоорганизации деятельности // Вестник НГПУ. 2018. Т. 18, № 5. С. 41–56. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.03

Проворова А. Н., Коржова Е. Ю. Связь метакогнитивных убеждений и стратегий с выраженностью депрессивной симптоматики в популяционной выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 2. С. 146–162. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300209

Сирота Н. А., Московченко Д. В., Ялтонский В. М., Ялтонская А. В. Апробация краткой версии опросника метакогнитивных убеждений на русскоязычной выборке // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15, № 2. С. 307–325. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-2-307-325

Яровова Т. В., Калинкина В. В. Смысложизненные ориентации студентов и их взаимосвязь с ценностями // Современное педагогическое образование. 2021. № 9. С. 175–180.

Aldahadha B. Metacognition, mindfulness attention awareness, and their relationships with depression and anxiety // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2021. Vol. 39. P. 183–200. https://doi.org/10.1007/s10942-020-00367-y

Cikrikci Ö., Odaci H. The determinants of life satisfaction among adolescents: The role of metacognitive awareness and self-efficacy // Social Indicators Research. 2015. Vol. 125 (3). P. 977–990. https://doi.org/10.1007/s11205-015-0861-5

Hüseyin Ÿz. The importance of personality traits in students perceptions of metacognitive awareness // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 232. P. 655–667. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.090

Morgenroth O., Keck M., Gensicke M. A. Time will tell: Time perspective as a source for metacognitive emotion-focused coping and its measurement // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 168. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110367

Öhrvall A. M., Bergqvist L., Hofgren C., Peny-Dahlstrand M. “With CO-OP I’m the boss” — experiences of the cognitive orientation to daily occupational performance approach as reported by young adults with cerebral palsy or spina bifida // Disability and Rehabilitation. 2019. Vol. 42. P. 3645–3652. https://doi.org/10.1080/09638288.2019.1607911

Tibubos A. N., Köber C., Habermas T., Rohrmann S. Does self-acceptance captured by life narratives and self-report predict mental health? A longitudinal multi-method approach // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 79. P. 13–23. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.01.003

Zajkowski W., Bielecki M., Marszał-Wiśniewska M. Are you confident enough to act? Individual differences in action control are associated with post-decisional metacognitive bias // PLoS One. 2022. Vol. 17 (6). P. e0268501. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0268501 (дата обращения: 31.07.2023).


References

Aldahadha, B. (2021). Metacognition, mindfulness attention awareness, and their relationships with depression and anxiety. Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy, 39, 183–200. https://doi.org/10.1007/s10942-020-00367-y

Cikrikci, Ö., Odaci, H. (2015). The determinants of life satisfaction among adolescents: The role of metacognitive awareness and self-efficacy. Social Indicators Research, 125 (3), 977–990. https://doi.org/10.1007/s11205-015-0861-5

Garanina, Zh. G., Andronova, N. V. (2022). Features of experiencing happiness in students with different life-meaning orientations. Integratsiia obrazovaniia, 1, 146–162. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.146-162 (In Russian)

Hüseyin, Ÿz. (2016). The importance of personality traits in students perceptions of metacognitive awareness. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 232, 655–667. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.090

Jarovova, T. V., Kalinkina, V. V. (2021). Meaningful life orientations of students and their relationship with values. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, 9, 175–180. (In Russian)

Karpinskij, K. V. (2019). Meaningful state as an indicator of subjective development of personality. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 9 (1), 7–20. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2019.101 (In Russian)

Karpov, A. V., Len’kov, S. L., Rubcova, N. E. (2021). Metacognitive determination of job satisfaction in information type professions. Rossiiskii psihologicheskii zhurnal, 18 (3), 86–103. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.6 (In Russian)

Karpov, A. V., Skitjaeva, I. M. (2002). Psychology of metacognitive processes of personality. Moscow, Yaroslavl, Institute of Psychology RAS Press. (In Russian)

Karpov, A. V. (2022). The specifics of the structural organization of the metacognitive components of reflexivity. Rossiiskii psihologicheskii zhurnal, 19 (1), 127–142. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.1.10 (In Russian)

Korzhova, E. Ju. (2002). Psychological knowledge of the fate of man. St. Petersburg, RSPU Press. (In Russian)

Korzhova, E. Ju. (2006). Psychology of human life orientations. St. Petersburg, RCSU Press. (In Russian)

Lebedeva, R. V. (2019). Moral sphere and personal characteristics of students with different types of life orientations. Mir nauki. Pedagogika i psihologiia, 7 (2). Available at: https://mir-nauki.com/54psmn219.html (accessed: 20.07.2023). (In Russian)

Leont’ev, D. A., Osin, E. E. (2014). Reflection “good” and “bad”: From an explanatory model to differential diagnosis. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 11 (4), 110–135. (In Russian)

Makarova, D. N. (2021). Metacognitive regulation, basic psychological needs and subjective vitality of first year university students. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 11 (1), 63–71. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.104

Morgenroth, O., Keck, M., Gensicke, M. A. (2020). Time will tell: Time perspective as a source for metacognitive emotion-focused coping and its measurement. Personality and Individual Differences, 168. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110367

Öhrvall, A. M., Bergqvist, L., Hofgren, C., Peny-Dahlstrand, M. (2019). “With CO-OP I’m the boss” — experiences of the cognitive orientation to daily occupational performance approach as reported by young adults with cerebral palsy or spina bifida. Disability and Rehabilitation, 42, 3645–3652. https://doi.org/10.1080/09638288.2019.1607911

Perikova, E. I., Byzova, V. M. (2018). Metacognitive strategies for overcoming difficult life situations at different levels of activity self-organization. Vestnik NGPU, 18 (5), 41–56. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.03 (In Russian)

Provorova, A. N., Korzhova, E. Ju. (2022). Association of metacognitive beliefs and strategies with the severity of depressive symptoms in a population sample. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia, 30 (2), 146–162. https://doi.org/10.17759/cpp.2022300209 (In Russian)

Sirota, N. A., Moskovchenko, D. V., Jaltonskij, V. M., Jaltonskaja, A. V. (2018). Approbation of the short version of the metacognitive beliefs questionnaire on a Russian-speaking sample. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, 15 (2), 307–325. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-2-307-325 (In Russian)

Tibubos, A. N., Köber, C., Habermas, T., Rohrmann, S. (2019). Does self-acceptance captured by life narratives and self-report predict mental health? A longitudinal multi-method approach. Journal of Research in Personality, 79, 13–23. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.01.003

Zajkowski, W., Bielecki, M., Marszał-Wiśniewska, M. (2022). Are you confident enough to act? Individual differences in action control are associated with post-decisional metacognitive bias. PLoS One, 17 (6), e0268501. Available at: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0268501 (accessed: 31.07.2023).

Загрузки

Опубликован

12.07.2024

Как цитировать

Проворова, А. (2024). Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 14(2), 349–364. https://doi.org/10.21638/spbu16.2024.210

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования