Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя

Авторы

  • Мергаляс Кашапов Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова, Российская Федерация, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14 https://orcid.org/0000-0003-1968-090X
  • Анастасия Лукина Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова, Российская Федерация, 150003, Ярославль, ул. Советская, 14 https://orcid.org/0009-0000-9149-2028
  • Махновец Сергей Тверской государственный университет, Российская Федерация, 170021, Тверь, ул. 2-я Грибоедова, 24 https://orcid.org/0009-0002-2714-1324

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209

Аннотация

Высокий уровень конфликтогенности образовательной среды, увеличение объективных и субъективных причин возникновения конфликтов обусловливают необходимость формирования и развития конфликтной компетентности у руководителей образовательных учреждений. Актуальность исследований в данном направлении обусловлена определенным противоречием между запросами практики по предупреждению и разрешению конфликтов и реальным отсутствием описания и теоретического обоснования закономерностей структурно-уровневой организации конфликтной компетентности. Отправным пунктом выступает позиция научной школы В.Д.Шадрикова, согласно которой реализация метасистемного подхода в русле теории системогенеза позволяет объяснить особенности развития и функционирования сложноорганизованных систем, а также их структурно-уровневую организацию. Данный подход является развитием и трансформацией системного подхода и описывает качественно иные свойства сложноорганизованных психологических систем, к которым относится конфликтная компетентность. Цель исследования — выявление сущностных свойств и особенностей проявления структурно-уровневой организации конфликтной компетентности руководителя. В процессе исследования использовалась методика «Комплексный опросник метакогнитивного потенциала» (А.А.Карпов). Для установления базовых качеств конфликтной компетентности руководителя применялись следующие методики: «Диагностика ведущего типа реагирования (М.М.Кашапов, Т.Г.Киселева); «Конфликтная компетентность» (М.В.Башкин, В.А.Горшкова, А.М.Воскресенский). Исследование осуществлялось на выборке 240 директоров образовательных организаций. Впервые обнаружены сущностные свойства и особенности функционального содержания подсистем конфликтной компетентности, выявлены взаимосвязи состава структурно-функциональных компонентов конфликтной компетентности на субсистемном уровне ее организации, охарактеризованы закономерные отношения выраженности ведущего типа реагирования в конфликтной ситуации и подсистем метакогнитивного потенциала, а также определены особенности общесистемного уровня структурной организации конфликтной компетентности. Учет полученных результатов способствует разработке мер поддержки руководителей образовательных учреждений в целях психопрофилактики их профессиональных деструкций.

Ключевые слова:

конфликтная компетентность, структурно-уровневая организация, метасистемный подход, управленческая деятельность, модель конфликтной компетентности, подсистемы метакогнитивного потенциала

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бабинцева Л. Н. Изучение стиля поведения в конфликте у педагогов ДОО // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 1. С. 236–239.

Башкин М. В. Когнитивные аспекты поведения в межличностном конфликте студентов с высоким уровнем выраженности внутриличностной конфликтности // Общение в эпоху конвергенции технологий. М., 2022. С. 303–305.

Блажилина А. С., Махновец С. Н. Надситуативность мышления как фактор развития конфликтной компетентности педагога // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции / под ред. И. Д. Лельчицкого. Тверь, 2021. С. 140–145.

Гребельник З. С., Черномырдин С. В., Сидорова А. В., Демьянова А. И., Прохоров А. Д., Сидоренко В. Н. Анализ современных методик управления конфликтами в организациях // Гуманитарный научный журнал. 2022. № 3. С. 31–33.

Гришина Н. В. Изменения в научном дискурсе конфликта: к понятию конструктивной конфликтности // Психология конструктивной конфликтности личности / под ред. А. В. Карпова, М. М. Кашапова. Ярославль: Индиго, 2013. С. 11–26.

Гришина Н. В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности // Вестник СПбГУ. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С. 58–68.

Гришина Н. В., Костромина С. Н. Процессуальный подход: устойчивость и изменчивость как основания целостности личности // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 3. С. 39–51. https://doi.org/10.31857/ S020595920014166-8

Дубовицкая Т. Д., Щербакова О. И. От конфликтологической компетентности к конфликтологической культуре личности // Социальный мир человека. Вып. 2: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 25–26 июня 2008 г. / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск: ERGO, 2008. С. 269–270.

Зинова И. М., Краснова С. Н. К вопросу о конфликтологической компетентности социальных работников // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 4. С. 88–103.

Карпов А. А. Структура метакогнитивной регуляции управленческой деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 2018.

Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности. М.: РАО, 2018.

Кашапов М. М. Учет в медиации специфики типов реагирования на конфликт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2012. № 3. C. 31–41.

Куликова В. В., Грицай Д. А. Диагностика конфликтов в организации // Карельский научный журнал. 2022. Т. 11, № 1 (38). С. 24–27.

Леонов Н. И. Формирование конфликтной компетентности субъектов образовательного процесса // Конфликтология ХХI века. Пути и средства укрепления мира: Материалы II Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов, Санкт-Петербург, 3–4 октября 2014 г. СПб., 2014. С. 44–47.

Леонов Н. И. Понятие «конфликт» в российской психологии конфликта // Социальный мир человека. Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация». Сер. Язык социального / под ред. Н. И. Леонова. Ижевск, 2018. С. 23–26.

Леонов Н. И. Конфликтология: общая и прикладная: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019.

Литвин В. В., Таллибулина М. Т. Стратегии поведения личности в конфликте и их связь с когнитивными установками и стилем принятия решений // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 32, № 3. С. 256–267.

Лоханина И. М., Кашапов М. М., Клюева Н. В. (ред.) Активные методы обучения студентов: практическое руководство. Ярославль: ЯрГУ, 2005.

Лукина А. С. Метакогнитивное обучение как средство развития конфликтной компетентности руководителя образовательной организации // Вестник ТвГУ. Сер. Педагогика и психология. 2019. Вып. 4 (49). С. 229–236.

Махновец С. Н., Воскресенская А. И. Управление конфликтами в педагогическом коллективе общеобразовательной школы // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования. Международный и российский опыт: сборник трудов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тверь, 2020. С. 72–79.

Меженкова А. Е., Кудрявцев Д. И. Конфликтные личности как участники конфликтного дискурса и стратегии взаимодействия с ними // Экономические проблемы России и региона: ученые записки. Ростов н/Д., 2022. С. 165–170.

Метакогнитивные основы конфликтной компетентности / под ред. М. М. Кашапова; ЯрГУ. Ярославль, 2012.

Нижегородцева Н. В. Формирование конфликтной компетентности педагогов в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 27-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 89–92.

Расторгуева П. А., Софьина В. Н., Лебедева М. Е., Сероштанов Д. А. Способность к самоорганизации как основа организаторских способностей студентов, специалистов и руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2022. № 2. С. 181–195.

Рудакова О. Ю. Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2006.

Салова А. И. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте в юношеского возрасте в разных социально-экономических условиях // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы XI Международной научно-практической конференции. Владимир, 2022. С. 113–118.

Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка в поликультурной социальной среде. Кострома: Костромской государственный университет, 2019.

Софьина В. Н. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности в проектной деятельности с использованием интерактивных технологий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4 (Ч. 1). С. 201–211.

Софьина В. Н., Габова М. П., Галченков А. С., Катушонок И. Ю. Психолого-акмеологические технологии личностно-профессионального развития студентов и руководителей // Научное мнение. 2018. № 12. С. 48–53.

Софьина В. Н., Куликова Т. Н., Лебедева М. Е., Галченко А. С. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 122–141.

Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В. Сценарии личной безопасности субъекта конфликтного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. С. 159–173.

Филиппова О. В. Конфликтологическая компетентность личности нотариуса, практическое обоснование необходимости организации конфликтологической службы как социально-коммуникативной технологии управления конфликтами и противоречиями в нотариальной деятельности // Нотариальный вестник. 2022. № 7. С. 49–62.

Цветкова Е. А., Прохорова М. В. Становление конфликтоустойчивости корпоративного z-сотрудника // Мир коммуникаций: тенденции и перспективы: сборник статей. Нижний Новгород, 2022. С. 68–72.

Чураева М. С. Регулирование конфликтных ситуаций в проектных командах в условиях цифровизации // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: сборник трудов международной научно-практической конференции. Симферополь, 2022. С. 684–686.

Шадриков В. Д., Карпов А. В. Интегральная концепция системогенеза. М.: РАО, 2017.

Щербакова О. И. Психотехнологии в процессе обучения конфликтологии // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Третьего Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. СПб., 2019. С. 406–408.

Янголь Д. Ю., Гузенко А. Ю. О некоторых подходах к определению конфликта // Яковлевские чтения: сборник научных статей. I межведомственная научно-практическая конференция с международным участием. Новосибирск, 2022. С. 243–247.


References

Babintseva, L. N. (2022). Studying the style of behavior in conflict among teachers of preschool educational institutions. Review of Pedagogical Research, 4, 1, 236–239. (In Russian)

Bashkin, M. V. (2022). Cognitive aspects of behavior in interpersonal conflict of students with a high level of expression of intrapersonal conflict. In: Communication in the era of technology convergence (pp. 303–305). Moscow. (In Russian)

Blazhilina, A. S., Makhnovets, S. N. (2021). Oversituational thinking as a factor in the development of conflict competence of a teacher. In: Traditions and innovations in the professional training and activities of the teacher. Collection of scientific papers of the III International Scientific and Practical Conference (pp. 140–145), I. D. Lelchitsky (ed.). Tver. (In Russian)

Churaeva, M. S. (2022). Regulation of conflict situations in project teams in the context of digitalization. In: Ecosystem resilience in the face of digital instability: collection of proceedings of the international scientific-practical conference (pp. 684–686). Simferopol. (In Russian)

Dubovitskaya, T. D., Shcherbakova, O. I. (2008). From conflictological competence to conflictological culture of personality. Social world of a person. Iss. 2: Materials of the II All-Russian scientific-practical conference “Man and the world: social worlds of changing Russia”, June 25–26, 2008 (pp. 269–270), N. I. Leonova (ed.). Izhevsk, ERGO Publ. (In Russian)

Filippova, O. V. (2022). Conflictological competence of a notary’s personality, practical justification for the need to organize a conflictological service as a socio-communicative technology for managing conflicts and contradictions in notarial activities. Notary Bulletin, 7, 49–62. (In Russian)

Grebelnik, Z. S., Chernomyrdin, S. V., Sidorova, A. V., Demyanova, A. I., Prokhorov, A. D., Sidorenko, V. N. Analysis of modern methods of conflict management in organizations. Gumanitarnyi nauchnyi zhurnal, 3, pp. 31–33. (In Russian)

Grishina, N. V. (2013). Changes in the scientific discourse of the conflict: to the concept of constructive conflict. Psychology of constructive conflict personality (pp. 11–26), A. V. Karpova, M. M. Kashapov (eds). Yaroslavl, Indigo Publ. (In Russian)

Grishina, N. V. (2016). Situational approach: research tasks and practical opportunities. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psychology. Pedagogy, 1, 58–68. (In Russian)

Grishina, N. V., Kostromina, S. N. (2021). Procedural approach: stability and variability as the basis of the integrity of the individual. Psikhologicheskii zhurnal, 42, 3, 39–51. https://doi.org/10.31857/S020595920014166-8 (In Russian)

Karpov, A. A. (2018). The structure of metacognitive regulation of managerial activity. Yaroslavl, YarSU Press. (In Russian)

Karpov, A. V. (2018). Metasystem organization of individual personality traits. Moscow, RAO Press. (In Russian)

Kashapov, M. M. (2012). Consideration in mediation of the specifics of types of response to conflict. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 16. Psychology. Pedagogy, 3, 31–41. (In Russian)

Kulikova, V. V., Gritsai, D. A. (2022). Diagnosis of conflicts in the organization. Karelian scientific journal, 11, 1 (38), pp. 24–27. (In Russian)

Leonov, N. I. (2014). Formation of conflict competence of subjects of the educational process. In: Conflictology of the 21st century. Ways and Means of strengthening peace: Materials of the II St. Petersburg International Congress of Conflictologists, St. Petersburg, October 3–4 (pp. 44–47). St. Petersburg. (In Russian)

Leonov, N. I. (2018). The concept of “conflict” in the Russian psychology of conflict. In: The social world of man. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference “Man and the World: world creation, conflict and mediation”. Ser. The Language of the Social (pp. 23–26), N. I. Leonov (ed.). St. Petersburg. (In Russian)

Leonov, N. I. (2019). Conflictology: general and applied: textbook and workshop for bachelor’s, specialist’s and master’s degrees. 4th ed., revised. and additional. Moscow, Iurait Publ. (In Russian)

Litvin, V. V., Tallibulina, M. T. (2022). Strategies of personality behavior in conflict and their connection with cognitive attitudes and decision-making style. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 32, 3, 256–267. (In Russian)

Lokhanina, I. M., Kashapov, M. M., Klyueva, N. V. (eds) (2005). Active methods of teaching students: a practical guide. Ed. for issue Yaroslavl: YarSU Press. (In Russian)

Lukina, A. S. (2019). Metacognitive learning as a means of developing conflict competence of the head of an educational organization. Vestnik TVGU. Ser. Pedagogika i psikhol, 4 (49), 229–236. (In Russian)

Makhnovets, S. N., Voskresenskaya, A. I. (2020). Managing conflicts in the teaching staff of a general education school. In: Youth and the state: scientific, methodological, socio-pedagogical and psychological aspects of the development of modern education. International and Russian experience: collection of works of the X All-Russian scientific-practical conference with international participation (pp. 72–79). Tver. (In Russian)

Mezhenkova, A. E., Kudryavtsev, D. I. (2022). Conflict personalities as participants in conflict discourse and strategies for interacting with them. In: Economic problems of Russia and the region: scientific notes (pp. 165–170). Rostov-on-Don. (In Russian)

Metacognitive foundations of conflict competence (2012). M. M. Kashapov (ed.). Yaroslavl, YarGU Press. (In Russian)

Nizhegorodtseva, N. V. (2022). Formation of conflict competence of teachers in vocational and vocational education. In: Innovations in professional and vocational education: materials of the 27th International Scientific and Practical Conference (pp. 89–92). Yekaterinburg. (In Russian)

Rastorgueva, P. A., Sofina, V. N., Lebedeva, M. E., Seroshtanov, D. A. (2022). The ability to self-organization as a basis for the organizational abilities of students, specialists and leaders. Pushkin Leningrad State University Journal, 2, 181–195. (In Russian)

Rudakova, O. Yu. (2006). Socio-psychological determinants of conflict behavior of heads of educational institutions: PhD dissertation. Yaroslavl.

Salova, A. I. (2022). Comparative analysis of strategies of behavior in conflict in adolescence in different socio-economic conditions. In: Youth and the future: professional and personal self-realization: materials of the 11th International Scientific and Practical Conference (pp. 113–118). Vladimir. (In Russian)

Samokhvalova, A. G. (2019). Communication difficulties of a child in a multicultural social environment. Kostroma, Kostroma State University Press. (In Russian)

Shadrikov, V. D., Karpov, A. V. (2017). Integral concept of systemogenesis. Moscow, RAO Press. (In Russian)

Shcherbakova, O. I. (2019). Psychotechnologies in the process of teaching conflictology. In: Conflictology of the 21st century. Ways and means of strengthening peace: materials of the Third St. Petersburg International Congress of Conflictologists (pp. 406–408). St. Petersburg (In Russian)

Sofina, V. N. (2016). Acmeological approach to the development of professional competence in project activities using interactive technologies. Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin, 4 (1), 201–211. (In Russian)

Sofina, V. N., Gabova, M. P., Galchenkov, A. S., Katyushonok, I. Yu. (2018). Psychological and acmeological technologies of personal and professional development of students and leaders. Scientific opinion, 12, 48–53. (In Russian)

Sofina, V. N., Kulikova, T. N., Lebedeva, M. E., Galchenko, A. S. (2021). Study of the psychological safety of the professional environment and factors influencing the personal and professional development of leaders. Pushkin Leningrad State University Journal, 2, 122–141. (In Russian)

Tsvetkova, E. A., Prokhorova, M. V. (2022). Becoming conflict-resistant corporate z-employee. In: The World of Communications: Trends and Prospects. Digest of articles (pp. 68–72). Nizhny Novgorod. (In Russian)

Tylets, V. G., Krasnyanskaya, T. M., Iokhvidov, V. V. (2022). Scenarios of personal security of the subject of conflict interaction. Social psychology and society, 13 (1), 159–173. (In Russian)

Yangol, D. Yu., Guzenko, A. Yu. (2022). On some approaches to the definition of conflict in the collection: Yakovlevsky Readings: collection of scientific articles. I interdepartmental scientific and practical conference with international participation (pp. 243–247). Novosibirsk. (In Russian)

Zinova, I. M., Krasnova, S. N. (2022). On the issue of conflictological competence of social workers. Social and humanitarian knowledge, 4, 88–103. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.06.2023

Как цитировать

Кашапов, М., Лукина, А., & Сергей, М. (2023). Структурно-уровневая организация конфликтной компетентности в профессиональной деятельности руководителя. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 261–278. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.209

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования