Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/ офлайн-среды

Авторы

  • Раиль Шамионов Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83 https://orcid.org/0000-0001-8358-597X
  • Никита Суздальцев Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83
  • Елена Бочарова Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83 https://orcid.org/0000-0001-7814-1581
  • Юлия Акаемова Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Российская Федерация, 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.103

Аннотация

В работе анализируется роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы социальной активности в предпочтении онлайн- или офлайн-среды. Актуальность такого дизайна исследования связана с необходимостью определения детерминант предпочтения среды социальной активности в ситуации тотальной цифровизации общества. Цель исследования — провести анализ роли ценностей и реализуемых форм социальной активности молодежи в предпочтении онлайн/офлайн-среды. В исследовании приняли участие 442 человека, средний возраст М = 21,82; SD = 6,23 (мужчин — 33,5 %, женщин — 64,5 %). Мы предположили, что предпочтительность онлайн- или офлайн-среды может обусловливаться вовлеченностью в различные формы активности и ценностями, а также их совместным эффектом. Дизайн исследования предполагал использование регрессионного метода и метода структурного моделирования. Для выявления степени вовлеченности в различные формы активности использована модифицированная анкета, построенная по типу прямого шкалирования (Шамионов с соавт.), анализ ценностей проведен с помощью методики Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник», степень доверия выявлена с помощью методики «Шкала социального доверия» И. Ю. Леоновой и И. Н. Леонова. Установлена определяющая роль интернет-сетевой и интернет-поисковой, досуговой и субкультурной (положительно) и религиозной и спортивно-оздоровительной (отрицательно) активности в предпочтении онлайн-среды; спортивно-оздоровительной, семейно-бытовой, культурно-массовой, интернет-поисковой (положительно) и протестной (отрицательно) активности в предпочтении офлайн-среды. Ценности «стимуляция», «власть-доминирование» (положительно) и «традиция» (отрицательно) обусловливают предпочтение онлайн-среды, а «самостоятельность-поступки», «стимуляция», «традиция» (положительно) и конформизм межличностный (отрицательно) — предпочтение офлайн-среды. Выявлен совместный эффект ценностей и вовлеченности в разные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды. Предпочтение онлайн-среды в реализации социальной активности связано с социальным недоверием. Результаты исследований могут быть использованы для разработки программ уравновешивания предпочтений среды активности.

Ключевые слова:

молодежь, социальная активность, онлайн-среда, офлайн-среда, ценности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Арендачук И. В. Ценностно-смысловые характеристики социальной активности молодежи в зависимости от форм ее проявления // Известия Саратовского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018а. Т. 18. Вып. 4. С. 425–432. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-425-432

Арендачук И. В. Динамика ценностно-смысловых характеристик социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2018б. Т. 15, № 3. С. 287–307. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-287-307

Бочарова Е. Е. Типичные сферы проявления социальной активности современной молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2019. Т. 16, № 3. С. 359–376. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376

Гигаури Д. И. Выборы в Государственную думу 2021: блоги, социальные сети и партийная иден- тичность в виртуальном пространстве // Социодинамика. 2021. № 11. С. 1–21. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.11.36962

Заграничный А. И. Особенности проявления социальной активности молодежи в виртуальной и реальной средах // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 4 (60). С. 95–98.

Зубок Ю. А., Любутов А. С. Смысловое пространство реальности: структурная таксономия оснований саморегуляции взаимодействий в молодежной среде // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 3. С. 167–181. https://doi.org/10.15838/esc.2021.3.75.10

Ксенофонтова И. В. Роль интернета в развитии протестного движения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 3 (109). С. 114–116.

Леонова И. Ю., Леонов И. Н. Психометрическая проверка структуры методики «Шкала межличностного доверия» Дж. Роттера в адаптации С. Г. Достовалова и ее модификация // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 93–111.

Мельникова Н. М., Кузнецова С. А., Чарина Е. В. Виртуальный мир как способ сохранения и формирования этнической идентичности в условиях миграции // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер. Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4 (24). C. 118–125.

Озерина А. А., Тимофеева Т. С. Возможности анализа репрезентаций городской идентичности в социальных сетях // Пензенский психологический вестник. 2019. № 2 (13). С. 58–67.

Парма Р. В. Общественный активизм российских граждан в офлайн- и онлайн-пространствах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6 (166). С. 145–170. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2042

Твардовская А. А., Габдулхаков В. Ф., Новик Н. Н., Гарифуллина А. М. Влияние физической активности дошкольников на развитие регуляторных функций: теоретический обзор исследований // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2020. № 3. С. 214–238. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.10

Шамионов Р. М., Бочарова Е. Е., Невский Е. В. Роль ценностей в приверженности молодежи различ- ным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13, № 1. C. 124–141. https://doi.org/10.17759/sps.2022130108

Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Арендачук И. В., Бочарова Е. Е., Усова Н. В., Кленова М. А., Шаров А. А., Заграничный А. И. Психология социальной активности. М.: Перо, 2020.

Шамионов Р. М., Суздальцев Н. В. Соотношение приверженности молодежи к социальной активности в интернете и физическом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2022. Т. 19, № 1. С. 21–38. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38

Шаров А. А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2019. Т. 28. С. 103–109. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.103

Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 43–70.

Щемелева И. И. Исследование социальной активности и социального активизма в офлайн- и онлайн-пространстве // Теория и практика общественного развития. 2022. № 7. С. 57–61. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.6

Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social network use and personality // Computers in Human Behavior. 2010. No. 26. P. 1289–1295.

Chen J. Can online social networks foster young adults’ civic engagement? // Telematics and Informatics. 2017. No. 34. P. 487–497. https://doi.org/10.1016/j.tele.2016.09.013

Mano R., Rosenberg D. Online and offline social activity and sociability effects on wellbeing and social influence: A “spillover” effect // Advanced in Applied Sociology. 2021. Vol. 11 (01). P. 48–63. https://doi.org/10.4236/aasoci.2021.111005

Yang Y., Dongdong Y., Yu H. Comparative study on relationship between inconsistent online-offline social performance and self-efficacy of university students based on types of social activity // Frontiers in Psychology. 2021. No. 12. P. 603971. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.603971


References

Amichai-Hamburger, Y., Vinitzky, G. (2010). Social network use and personality. Computers in Human Behavior, 26, 1289–1295.

Arendachuk, I. V. (2018a). Value-semantic characteristics of youth social activity depending on the forms of its manifestation. Izvestiya of Saratov university. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 18 (4), 425–432. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-425-432 (In Russian)

Arendachuk, I. V. (2018б). Dynamics of value-semantic characteristics of social activity of modern youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogy, 15 (3), 287–307. https://doi.org/10.22363/2313-1683- 2018-15-3-287-307 (In Russian)

Bocharova, E. E. (2019). Typical spheres of manifestation of social activity of modern youth. RUDN Journal of Psychology and Pedagogy, 16 (3), 359–376. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-3-359-376 (In Russian)

Chen, J. (2017). Can online social networks foster young adults’ civic engagement? Telematics and Informatics, 34, 487–497. https://doi.org/10.1016/j.tele.2016.09.013

Gigauri, D. I. (2021). State Duma elections 2021: blogs, social networks and party identity in the virtual space. Sociodynamics, 11, 1–21. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.11.36962 (In Russian)

Ksenofontova, I. V. (2012). The role of the Internet in the development of the protest movement. Monitoring public opinion: economic and social changes, 3 (109), 114–116. (In Russian)

Leonova, I. Yu., Leonov, I. N. (2016). Psychometric verification of the structure of the methodology “Scale of interpersonal trust” J. Rotter in S. G. Dostovalov’s adaptation and its modification. Vestnik of the Udmurt University. Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 16 (2), 93–111. (In Russian)

Mano, R., Rosenberg, D. (2021). Online and offline social activity and sociability effects on wellbeing and social influence: A “Spillover” effect. Advanced in Applied Sociology, 11 (01), 48–63. https://doi.org/10.4236/aasoci.2021.111005

Melnikova, N. M., Kuznetsova, S. A., Charina, E. V. (2021). Virtual world as a way of preserving and forming ethnic identity in conditions of migration. Vestnik of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. Ser. Pedagogy. Psychology. Philosophy, 4 (24), 118–125. (In Russian)

Ozerina, A. A., Timofeeva, T. S. (2019). The possibilities of analyzing representations of urban identity in social networks. Penzenskii Psikhologicheskii Vestnik, 2 (13), 58–67. (In Russian)

Parma, R. V. (2021). Public activism of Russian citizens in offline and online spaces. Monitoring of public opinion: economic and social changes, 6 (166), 145–170. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2042

Shamionov, R. M., Bocharova, E. E., Nevsky, E. V. (2022). The role of values in the commitment of youth to various types of social activity. Social psychology and society, 13 (1), 124–141. https://doi.org/10.17759/sps.2022130108 (In Russian)

Shamionov, R. M., Grigorieva, M. V., Arendachuk, I. V., Bocharova, E. E., Usova, N. V., Klenova, M. A., Sharov, A. A., Zagranichny, A. I. (2020). Psychology of social activity. Moscow, Pero Publ. (In Russian)

Shamionov, R. M., Suzdaltsev, N. V. (2022). The ratio of youth commitment to social activity on the Internet and physical space. RUDN Journal of Psychology and Pedagogy, 19 (1), 21–38. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-1-21-38 (In Russian)

Sharov, A. A. (2019). Deviant activity of youth: features and mechanism of transfer from real environment to virtual. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 28. 103–109. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.103 (In Russian)

Shchemeleva, I. I. (2022). Research of social activity and social activism in offline and online space. Theory and practice of social development, 7, 57–61. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.7.6 (In Russian)

Tvardovskaya, A. A., Gabdulkhakov, V. F., Novik, N. N., Garifullina, A. M. (2020). The influence of physical activity of preschoolers on the development of regulatory functions: a theoretical review of research. Vestnik of the Moscow University. Ser. 14. Psychology, 3, 214–238. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.10 (In Russian)

Yang, Y., Dongdong, Y., Yu, H. (2021). Comparative study on relationship between incosistent online-offline social performance and self-efficacy of university students based on types of social activity. Frontiers in Psychology, 12, 603971. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.603971

Zagranichny, A. I. (2019). The aspects of the social involvement of the youth in virtual and real environments. Society: sociology, psychology, pedagogy, 4 (60), 95–98. (In Russian)

Zubok, Yu. A., Lyubutov, A. S. (2021). Semantic space of reality: structural taxonomy of the bases of self-regulation of interactions in the youth environment. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 14 (3), 167–181. https://doi.org/10.15838/esc.2021.3.75.10

Загрузки

Опубликован

23.03.2023

Как цитировать

Шамионов, Р., Суздальцев, Н., Бочарова, Е., & Акаемова, Ю. (2023). Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/ офлайн-среды. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(1), 38–50. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.103

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования