Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/ офлайн-среды
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.103Аннотация
В работе анализируется роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы социальной активности в предпочтении онлайн- или офлайн-среды. Актуальность такого дизайна исследования связана с необходимостью определения детерминант предпочтения среды социальной активности в ситуации тотальной цифровизации общества. Цель исследования — провести анализ роли ценностей и реализуемых форм социальной активности молодежи в предпочтении онлайн/офлайн-среды. В исследовании приняли участие 442 человека, средний возраст М = 21,82; SD = 6,23 (мужчин — 33,5 %, женщин — 64,5 %). Мы предположили, что предпочтительность онлайн- или офлайн-среды может обусловливаться вовлеченностью в различные формы активности и ценностями, а также их совместным эффектом. Дизайн исследования предполагал использование регрессионного метода и метода структурного моделирования. Для выявления степени вовлеченности в различные формы активности использована модифицированная анкета, построенная по типу прямого шкалирования (Шамионов с соавт.), анализ ценностей проведен с помощью методики Ш. Шварца «Портретный ценностный опросник», степень доверия выявлена с помощью методики «Шкала социального доверия» И. Ю. Леоновой и И. Н. Леонова. Установлена определяющая роль интернет-сетевой и интернет-поисковой, досуговой и субкультурной (положительно) и религиозной и спортивно-оздоровительной (отрицательно) активности в предпочтении онлайн-среды; спортивно-оздоровительной, семейно-бытовой, культурно-массовой, интернет-поисковой (положительно) и протестной (отрицательно) активности в предпочтении офлайн-среды. Ценности «стимуляция», «власть-доминирование» (положительно) и «традиция» (отрицательно) обусловливают предпочтение онлайн-среды, а «самостоятельность-поступки», «стимуляция», «традиция» (положительно) и конформизм межличностный (отрицательно) — предпочтение офлайн-среды. Выявлен совместный эффект ценностей и вовлеченности в разные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн-среды. Предпочтение онлайн-среды в реализации социальной активности связано с социальным недоверием. Результаты исследований могут быть использованы для разработки программ уравновешивания предпочтений среды активности.
Ключевые слова:
молодежь, социальная активность, онлайн-среда, офлайн-среда, ценности
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.