Психологические факторы противопрививочного поведения белорусов в условиях пандемии COVID-19
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.303Аннотация
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологических факторов отказа от профилактических прививок против COVID-19 в период активной кампании по массовой вакцинации населения Республики Беларусь. В числе данных факторов рассматривались индивидуальные особенности субъективного восприятия вероятности заражения, тяжести протекания и серьезности последствий коронавирусной инфекции, а также эффективности и безопасности антиковидной вакцинации; общие аттитюды в области вакцинопрофилактики и здравоохранения; ценностные отношения к здоровью и жизни. Эмпирическое исследование проводилось на репрезентативной популяционной выборке жителей Республики Беларусь, подлежащих вакцинации (N=582, возраст от 18 до 49 лет, в том числе 178 мужчин и 404 женщины), с помощью методов анкетирования, а также стандартизированных личностных опросников: «Шкала базовой ценности», «Шкала аттитюдов в области здравоохранения», «Шкала антивакцинальных аттитюдов». Определена распространенность основных категорий вакцинального поведения — пропрививочного и противопрививочного — в популяционной белорусской выборке; выявлены присущие белорусам особенности когнитивного оценивания COVID-19 и противоковидной вакцинации, а также их ценностно-смысловые детерминанты; раскрыты психологические различия между людьми с разной направленностью вакцинального поведения; выделены психологические предикторы противопрививочного поведения. Результаты исследования свидетельствуют, что в регуляции противопрививочного поведения белорусов в условиях пандемии коронавируса преобладают генерализованные и неспецифические факторы, которые связаны с личностным осмыслением и когнитивным оцениванием не столько коронавирусной инфекции нового типа и предлагаемых населению антиковидных вакцин, сколько национальной системы здравоохранения в целом и вакцинации как таковой. Ведущими факторами и предикторами противопрививочного поведения белорусов при этом выступают общие негативные аттитюды — антивакцинальный, антилекарственный и антибюрократический. В ходе исследования психометрически разработана и валидизирована оригинальная русскоязычная методика «Шкала антивакцинальных аттитюдов», предназначенная для измерения генерализированного негативно-оценочного (скептически-недоверчивого) отношения испытуемого к вакцинам и вакцинации в целом. Полученные результаты свидетельствуют о соответствии ее измерительных свойств конвенциональным психометрическим стандартам.
Ключевые слова:
пандемия COVID-19, вакцинация, противопрививочное поведение, антивакцинальные аттитюды, аттитюды в области здравоохранения, ценность здоровья, базовая ценность
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Ajzen, I., Fishbein, M. (1977). Attitude-behavior relations: A theoretical analysis and review of empirical research. Psychological Bulletin, 84 (5), 888–918. https://doi.org/10.1037/0033-2909.84.5.888
Aw, J., Seng, J.J., Seah, S. S., Low, L.L. (2021). COVID-19 vaccine hesitancy — A scoping review of literature in high-income countries. Vaccines, 9 (8), 900–921. https://doi.org/10.3390/vaccines9080900/
Boiko, S.L., Karpinskii, K.V. (2021). Negative attitudes and stereotypes of the health care system among the population of the Republic of Belarus. Voprosy organizatsii i informatizatsii zdravookhraneniia, 1, 71–76. (In Russian)
Karpinskii, K.V. (2019). The psychology of a life-meaning crisis. Grodno, GrGU Publ. (In Russian)
Karpinskii, K.V., Boiko, S.L. (2021). Test-Retest reliability and ecological validity of the health attitude scale. Psikhiatriia, psikhoterapiia i klinicheskaia psikhologiia, 12 (4), 663–671. https://doi.org/10.34883/PI.2021.12.4.008 (In Russian)
Karpinskii, K.V., Saporovskaya, M.V. (2021). Psychological regulation of vaccination behavior: theories, concepts, models. Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Psikhologiia, 4, 43–56. https://doi.org/10.24147/24106364.2021.4.43-56 (In Russian)
Kraus, S.J. (1995). Attitudes and the prediction of behavior: A meta-analysis of the empirical literature. Personality and Social Psychology Bulletin, 21 (1), 58–75. https://doi.org/10.1177/0146167295211007
Kwok, K.O., Li, K.K., Wei, W.I., Tang, A., Wong, S.Y., Lee, S. S. (2021). Influenza vaccine uptake, COV- ID-19 vaccination intention and vaccine hesitancy among nurses: A survey. International Journal of Nursing Studies, 114 (12), 1–9. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2020.103
Neumann-Böhme, S., Varghese, N.E., Sabat, I. (2020). Once we have it, will we use it? A European survey on willingness to be vaccinated against COVID-19. Eur. J.Health Econ., 21, 977–982. https://doi.org/10.1007/s10198-020-01208-6
Odintsova, M.A., Radchikova, N.P., Yanchuk, V.A. (2021). Assessment of the situation of the COVID-19 pandemic by residents of Russia and Belarus. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo, 12 (2), 56–77. https://doi.org/10.17759/sps.2021120204 (In Russian)
Pogue, K., Jensen, J.L., Stancil, C.K., Ferguson, D.G. (2020). Influences on attitudes regarding potential COVID-19 vaccination in the United States. Vaccines, 8 (4), 582–596. https://doi.org/10.3390/vaccines8040582
Reintjes, R., Das, E., Klemm, C., Richardus, J.H., Kesler, V., Ahmad, A. (2016). Pandemic public health paradox: time series analysis of the 2009/10 influenza A/H1N1 epidemiology, media attention, risk perception and public reactions in 5 European countries. PLoS One, 11 (3). https://doi.org/10.1371/journal.pone.0151258
Sallam, M. (2021). COVID-19 vaccine hesitancy worldwide: A concise systematic review of vaccine acceptance rates. Vaccines, 9 (2), 160–177. https://doi.org/10.3390/vaccines9020160
Taylor, S., Landry, C.A., Paluszek, M.M., Groenewoud, R., Rachor, G. S., Asmundson, G.J. (2020). A pro-active approach for managing COVID-19: The importance of understanding the motivational roots of vaccination hesitancy for SARS-CoV2. Frontiers in Psychology, 11. https://doi.org/10.3389/fp-syg.2020.575950
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.