Образ будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки
The image of the future profession among psychology students at the initial stage of professional training
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.307Аннотация
Статья посвящена проблемам изучения и формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе с целью повышения уровня знаний о получаемой профессии и профессиональной деятельности, формирования субъективных представлений о будущей профессии и положительного отношения к ней, а также активизации мотивационного потенциала студентов для их дальнейшего профессионального развития и совершенствования. Целью исследования выступило теоретическое и эмпирическое обоснование модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе. В ходе исследования было доказано, что структура образа будущей профессии состоит из трех составляющих: мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Эти компоненты взаимосвязаны, образуют единое целое, что было подтверждено корреляционным и факторным анализом. Выделены типы образа будущей профессии у студентов-психологов: «Непрофессиональный», «Профессиональный маргинал», «Профессионально-ознакомленный», «Допрофессиональный», «Профессиональный». На этапе констатирующего эксперимента исследования было выявлено следующее распределение выборки по типам образа будущей профессии: «Непрофессиональный» и «Профессиональный маргинал» — 33%, «Профессионально-ознакомленный» — 48%, «Допрофессиональный» и «Профессиональный» — 19%. В ходе исследования доказано, что формированию образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки может способствовать разработка теоретической модели, соответствующей практике, и внедрение построенной на ее основе комплексной программы, направленной на совершенствование субъективных представлений у студентов-психологов о получаемой профессии, осознание и принятие ее, актуализацию мотивационного потенциала. Полученные результаты исследования будут полезны вузам при формировании образа будущей профессии первокурсников как при взаимодействии с ними, так и при разработке специальных программ и курсов для улучшения и совершенствования образа их будущей профессии
Ключевые слова:
образ профессии, профессия психолога, типы образа профессии, студенты вуза
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.