Образ будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки

The image of the future profession among psychology students at the initial stage of professional training

Авторы

  • Ксения Володина Тюменский государственный университет, Российская Федерация, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.307

Аннотация

Статья посвящена проблемам изучения и формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе с целью повышения уровня знаний о получаемой профессии и профессиональной деятельности, формирования субъективных представлений о будущей профессии и положительного отношения к ней, а также активизации мотивационного потенциала студентов для их дальнейшего профессионального развития и совершенствования. Целью исследования выступило теоретическое и эмпирическое обоснование модели формирования образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки в вузе. В ходе исследования было доказано, что структура образа будущей профессии состоит из трех составляющих: мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Эти компоненты взаимосвязаны, образуют единое целое, что было подтверждено корреляционным и факторным анализом. Выделены типы образа будущей профессии у студентов-психологов: «Непрофессиональный», «Профессиональный маргинал», «Профессионально-ознакомленный», «Допрофессиональный», «Профессиональный». На этапе констатирующего эксперимента исследования было выявлено следующее распределение выборки по типам образа будущей профессии: «Непрофессиональный» и «Профессиональный маргинал» — 33%, «Профессионально-ознакомленный» — 48%, «Допрофессиональный» и «Профессиональный» — 19%. В ходе исследования доказано, что формированию образа будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки может способствовать разработка теоретической модели, соответствующей практике, и внедрение построенной на ее основе комплексной программы, направленной на совершенствование субъективных представлений у студентов-психологов о получаемой профессии, осознание и принятие ее, актуализацию мотивационного потенциала. Полученные результаты исследования будут полезны вузам при формировании образа будущей профессии первокурсников как при взаимодействии с ними, так и при разработке специальных программ и курсов для улучшения и совершенствования образа их будущей профессии

Ключевые слова:

образ профессии, профессия психолога, типы образа профессии, студенты вуза

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Ксения Володина, Тюменский государственный университет, Российская Федерация, 625003, Тюмень, ул. Володарского, 6

канд. психол. наук

Библиографические ссылки


References

Ansimova, N. P., Kuznetsova, I. V., Bol’shakova, O. V., Khoroshavina, E. V. (2019). Implementation of the professional standard of the educational psychologist: development spiral. Vestnik prakticheskoi psihologii obrazovaniia, 1, 56–63. (In Russian)

Belykh, V. A. (2016). Feachers of senior students’ perception of professional images. Evropejskii zhurnal social’nyh nauk, 7, 204–213. (In Russian)

Bolliger, L. V., Yurkova, M. G. (2014). Profession image dynamics of students. International Research Journal, 1–3 (20), 111–115. (In Russian)

Bozadzhiev, V. L. (2008). Professional competences and image of “psychologist” profession. European Journal of Natural History, 3, 135–136.

Chernikov, V. A. (2017). The image of a specialist of “supporting” profession in the views of first-year students as a factor of their professional orientation and training. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2 (115), 21–27. (In Russian)

Denisova, E. A., Kostakova, I. V., Kuz’michev, S. A. (2017). Psychological support of psychology students’ professional formation. Rossijskii psihologicheskii zhurnal, 2017, 14 (2), 135–150. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.2.8 (In Russian)

Durmanova, I. V. (2006). Development of socio-psychological professional competence of middle managers on the basis of forming the image of a successful leader. Dr. Sci. dissertation (Psychology) . Tyumen. (In Russian)

Dyachkin, O. D. (2009). Job visuality in the system of professional education purposes. Vysshee obrazovanie segodnia, 7, 20–22. (In Russian)

Fadeyeva, I. V. (2016). Creation of the image of the profession advertising media in mass media. Gumanitarnye issledovaniia, 1 (57), 20–23. (In Russian)

Gaj, N. (2021). Why the professional practice of psychology requires a personalistic account of psychological phenomena. Theory & Psychology, 31, 1–19. https://doi.org/10.1177/0959354321989434

Guseva, I. V. (2017). Factors influencing students’ profession image. Proceedings of Voronezh State University Series Problems of Higher Education, 1, 35–38. (In Russian)

Krivtsova, N. S. (2017). Experimental foundations of pedagogical support while forming a positive image of the profession among high school students. Volga Region Pedagogical Search, 2 (20), 94–101. (In Russian)

Klimov, E. A. (1995). The image of the world in professions of different types. Moscow, Moscow University Press. (In Russian)

Kubyshko, V. L., Kruk, V. M., Vakhnina, V. V., Fedotov, A. Yu. (2018). Integration of psychological and information technologies within the framework of the method of situational-shaped modeling of problem situations of specialists of power structures. Psychology and law, 8, (4), 128–141. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080412 (In Russian)

Legrenzi, P., Malaguti, D., Umilt., C. (2017). From college to real world: The strange case of psychology. Giornale Italiano di Psicologia, 44 (3), 509–529. https://doi.org/10.1421/88351

Litvinenko, I. (2014). Personal aspect — problems of professional formation psychology student. Odesa National University Herald. Psychology, 1 (31), 186–196.

Lyubenko, D. L. (2003). The impact of social image of the profession on the management activity of the manager. PhD dissertation (Sociology) , Povolzhsky Institute of Management named after P. A. Stolypin, Saratov. (In Russian)

McDonald, D. N., Wantz, R. А., Firmin, M. W. (2014). Sources informing undergraduate college student perceptions of psychologists. The Psychological Record, 64 (3), 537–542. https://doi.org/10.1007/s40732-014-0054-7

Rybnikova, M. N. (2008). Individual’no-tipologicheskiye i sotsial’no-psikhologicheskiye faktory formirovaniya obraza professii. PhD dissertation (Psychology) . Moscow. (In Russian)

Saganenko, G. I. (1994). The structure of the empirical result in sociology and the problem of its reliability. Sociology: methodology, methods, mathematical modelling, 3 (4), 5–22. (In Russian)

Schneider, L. B. (2001). Professional’naya identichnost’ (Struktura, genezis i usloviya stanovleniya). Dr. Sci. dissertation (Psychology) , Moscow. (In Russian)

Sosnovskaya, A. M. (2005). A journalist: personality and professional (psychology of identity). Saint Petersburg: Roza mira Publ. (In Russian)

Tolochek, V. A., Denysova, V. G. (2013). Dynamics of professional formation in subject’s opinion: self-assessments as self-sufficient empiric data. Psihologicheskii zhurnal, 34 (6), 45–58. (In Russian)

Vasileva, O. S. Gracheva, N. M. (2015). Perceptions of themselves and the world of the psychology students. Rossijskii Psihologicheskii zhurnal, 12 (2), 34–45. (In Russian)

Volodina, K. А., Kolmogorceva, N. N. (2014). Experimental study of the image of their future profession of students of psychology at initial stages of education. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 7, 109–113. (In Russian)

Volodina, K. А. (2014). Image formation technology of the profession for psychology students on the primary stages at the university. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psikhologiia. Social’naia rabota. Iuvenologiia. Sociokinetika, 20 (2), 88–90. (In Russian)

Wang, L., Kwan, Kl. K., Huang, S. F. (2011). Counseling psychology licensure in Taiwan: development, challenges, and opportunities. International Journal for the Advancement of Counselling, 33 (1), 37–50. https://doi.org/10.1007/s10447-010-9111-3

Yadov, V. A. (1995). A sociological research: methodology, programme, methods. Moscow, Nauka Publ. (In Russian)

Ziborova, S. V. (1999). Professional consciousness: representation and profession. PhD dissertation (Рhilosophy) , Krasnoyarsk state technical University, Krasnoyarsk. (In Russian)

Zritneva, E. I., Platash, E. F. (2010). Ideas of students of economic specialities about future profession’s image. Vestnik Severo-Kavkazskogo Federal’nogo Universiteta, 2, 77–81. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

21.09.2022

Как цитировать

Володина, К. (2022). Образ будущей профессии у студентов-психологов на начальном этапе профессиональной подготовки: The image of the future profession among psychology students at the initial stage of professional training. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(3), 347–359. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.307

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования