Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности

Авторы

  • Елизавета Емельянова Московский государственный психолого-педагогический университет, Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, 29

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.304

Аннотация

Социально-политические изменения в мире актуализируют одну из значимых социальных ролей каждого человека — гражданин. Современная молодежь постепенно приобщается к социально активной части населения. В данной статье представлены взгляды зарубежных исследователей на развитие гражданской позиции с детства. Также описаны результаты проведенного исследования, цель которого заключалась в изучении особенностей гражданской позиции в ранней и поздней юности с учетом статуса эго-идентичности испытуемых. Основной метод исследования — констатирующий эксперимент с применением методик, направленных на установление статуса эго-идентичности юношей и девушек. В эксперименте принимали участие 729 человек (217 юношей и 512 девушек) в возрасте 14–24 лет. Основными гипотезами исследования выступали следующие предположения. По мере взросления статусы общей эго-идентичности сменяются более высокими. Уровень сформированности гражданской позиции находит отражение в уровне личностной идентичности: высокий уровень гражданской позиции соответствует высоким показателям общей эго-идентичности. По результатам эксперимента гипотезы находят свое подтверждение. В дополнение были обнаружены гендерные различия по изучаемым показателям. Данное исследование может служить основой для дальнейшего изучения гражданской позиции, социальной зрелости и интереса к общественной деятельности. В перспективе возможно создание социальных программ, направленных на повышение уровня политической сознательности и вовлечение молодежи в общественную деятельность. 

Ключевые слова:

гражданская позиция, эго-идентичность, гражданская активность, гражданское сознание, социальная зрелость

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Василевская Е.А., Артюков А.П. Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, No 4 (25). C. 289–292.

Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. No 3 (30). С. 133–142.

Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г., Шимановская Я.В. Основы гражданственности и п триотизма в истории нашего Отечества // ЦИТИСЭ. 2019. No 4 (21). C. 467–476. http://doi. org/10.15350/24097616.2019.4.44

Ефимова Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение. 2014. No 6 (25). C. 1–13. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf (дата обращения: 21.02.2021).

Желнина А.А. Свобода от политики: «обычная» молодежь на фоне протестов // Социология власти. 2013. No 4. C. 139–149.

Захарченко К.А. Сравнительный анализ статусов эго-идентичности у современных юношей и девушек // Психология обучения. 2014. No 12. С. 109–126.

Зотова М.В. Роль преподавателя вуза в формировании гражданской позиции студентов как системного личностного образования // Системная психология и социология. 2015. No 2 (14). C. 114–117.

Кочетова Ю.А., Емельянова Е.А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, No 4. C. 147–156. http://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412

Мартыненко О.О., Коротина О.А. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. No 8–9. C. 22–29.

Обидина Т.В. Эго-идентичность представителей юношеского возраста в контексте киберсоциализации // Современные наукоемкие технологии. 2013. No 7-2. C. 149–150.

Орестова В.Р. Формирование личностной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. М., 2001.

Поляков П.В. Зарубежные исследования феномена эгоцентризма и социально-политических установок детей и подростков в современном социуме // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, No 2. С. 51–54. http://doi.org/10.17759/jmfp.2016050206

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. Фрейд З. «Я» и «Оно». СПб.: Азбука-классика, 2006.

Adelson J., O’Neil R. Growth of political ideas in adolescence: The sense of community // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 4. P. 295–306. http://doi.org/10.1037/h0023699 262

Chunyang Yu., Wenya Guo. Individualized teaching for college students’ ideological and political education based on the concept of cognitive science // Educational Sciences: Theory & Practice. 2018. Vol. 18, iss. 6. P. 3284–3293. http://doi.org/10.12738/estp.2018.6.232

Dias T., Menezes I. Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship: Highlighting Diversity and Intercultural Issues // Journal of Moral Education. 2014. Vol. 43, no. 3. P. 250–268. http://doi.org/10.1080/03057240.2014.918875

Emler N., Frazer E. Politics: The education effect // Oxford Review of Education. 1999. No. 25. P. 251–273. http://doi.org/10.1080/030549899104242

Galston W.A. Political knowledge, political engagement, and civic education // Annual Review of Political Science. 2001. No. 4. P. 217–234. http://doi.org/10.1146/annurev.polisci.4.1.217

Haste H., Hogan A. Beyond conventional civic participation, beyond the moral‐political divide: young people and contemporary debates about citizenship // Journal of Moral Education. 2006. Vol. 35. P. 473–493. http://doi.org/10.1080/03057240601012238

Marcia James E. Ego identity status: relationship to change in self-esteem, “general maladjustment”, and authoritarianism // Journal of Personality. 1967. Vol. 35, Mar. Iss. 1. P. 118–133. http://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1967.tb01419.x

Robinson D. Education, Family Background, and Political Knowledge: A Test of the Compensation Hypothesis with Identical Twins // Political Studies. 2020. Vol. 68, May. Iss. 2. P. 350–369. http://doi.org/10.1177/0032321719848901

Swalwell K., Payne K.A. Critical Civic Education for Young Children // Multicultural Perspectives. 2019. Apr.–Jun., vol. 21. Iss. 2. P. 127–132. http://doi.org/10.1080/15210960.2019.1606641

Youniss J., McLellan J., Yates M. What we know about engendering civic identity // American Behavioral Scientist. 1997. No. 40. P. 620–631. http://doi.org/10.1177/0002764297040005008


References

Adelson, J., O’Neil, R. (1966). Growth of political ideas in adolescence: The sense of community. Journal of Personality and Social Psychology, 4, 295–306. http://doi.org/10.1037/h0023699

Chunyang, Yu, Wenya, Guo. (2018). Individualized Teaching for College Students’ Ideological and Political Education Based on the Concept of Cognitive Science. Educational Sciences: Theory & Practice, 18, 6, 3284–3293. http://doi.org/10.12738/estp.2018.6.232

Dias, T., Menezes, I. (2014). Children and adolescents as political actors: Collective visions of politics and citizenship: Highlighting Diversity and Intercultural Issues. Journal of Moral Education, 43, 3, 250– 268. http://doi.org/10.1080/03057240.2014.918875

Efimova, G.Z. (2014). Social infantilism of student youth as a factor in counteracting the modernization of modern Russian society. Naukovedenie, 6, 25, 1–13. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614. pdf (accessed: 21.02.2021). (In Russian)

Emler, N., Frazer, E. (1999). Politics: The education effect. Oxford Review of Education, 25, 251–273. http:// doi.org/10.1080/030549899104242

Erickson, E. (1996). Identity: youth and crisis, transl. from English, general ed. and preface A.V.Tolstykh. Moscow, Progress Publ. (In Russian)

Freud, S. (2006). The Ego and the Id. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ. (In Russian)

Galston, W.A. (2001). Political knowledge, political engagement, and civic education. Annual Review of Political Science, 4, 217–234. http://doi.org/10.1146/annurev.polisci.4.1.217

Gribanova, V.A. (2016). Formation of civil activity of student youth in the university. Otechestvennaia i zarubezhnaa pedagogika, 3, 30, 133–142. (In Russian)

Haste, H., Hogan, A. (2006). Beyond conventional civic participation, beyond the moral‐political divide: young people and contemporary debates about citizenship. Journal of Moral Education, 35, 473–493. http://doi.org/10.1080/03057240601012238

Kochetova, Yu. A., Emel’yanova, E.A. (2019). Psychological characteristics of the manifestation of civic position in early and late youth. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniia, 11, 4, 147–156. http://doi.org/10.17759/psyedu.2019110412 (In Russian)

Marcia, James E. (1967). Ego identity status: relationship to change in self-esteem, “general maladjustment”, and authoritarianism. Journal of Personality, 35 (1), 118–133. http://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1967. tb01419.x

Martynenko, O.O., Korotina, O.A. (2016). Value orientations of student youth. Vysshee obrazovanie v Rossii, 8–9, 22–29. (In Russian)

Obidina, T.V. (2013). Ego-identity of adolescents in the context of cyber socialization. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 7-2, 149–150. (In Russian)

Orestova, V. R. (2001). Formation of personal identity in youth and adolescence. Moscow.

Polyakov, P.V. (2016). Foreign studies of the phenomenon of egocentrism and socio-political attitudes of children and adolescents in modern society. Sovremennaia zarubezhnaia psikhologiia, 5, 2, 51–54. http://doi.org/10.17759/jmfp.2016050206 (In Russian)

Robinson, D. (2020). Education, family background, and political knowledge: A test of the compensation hypothesis with identical twins. Political Studies, 68, 2, 350–369. http://doi.org/10.1177/0032321719848901

Swalwell, K., Payne, K.A. (2019). Critical civic education for young children. Multicultural Perspectives, 21 (2), 127–132. http://doi.org/10.1080/15210960.2019.1606641

Vasilevskaya, E.A., Artyukov, A.P. (2018). Psychological substantiation of the subjective model of the civil self-consciousness of the individual. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia, 7, 4 (25), 289–292.

Yegorychev, A.M., Mardakhaev, L.V., Akhtyan, A.G., Shimanovskaya, Ya. V. (2019). Fundamentals of citizenship and patriotism in the history of our Homeland, 4, 21, 467–476. http://doi.org/10.15350/240976 16.2019.4.44 (In Russian)

Youniss, J., McLellan, J., Yates, M. (1997). What we know about engendering civic identity. American Behavioral Scientist, 40, 620–631. http://doi.org/10.1177/0002764297040005008

Zakharchenko, K.A. (2014). Comparative analysis of the statuses of ego-identity in modern young men and women. Psikhologiia obucheniia, 12, 109–126. (In Russian)

Zhelnina, A.A. (2013). Freedom from politics: “Ordinary” youth against the background of protests. Sotsiologiia vlasti, 4, 139–149. (In Russian)

Zotova, M.V. (2015). The role of a university teacher in the formation of students’ civic position as a systemic personal education. Sistemnaia psikhologiia i sotsiologiia, 2, 14, 114–117. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

14.10.2021

Как цитировать

Емельянова, Е. (2021). Проявление гражданской позиции в контексте развития эго-идентичности в ранней и поздней юности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(3), 250–264. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.304

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования