Семантика жизненных моделей в информационном поле социальных сетей
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.102Аннотация
В условиях стремительного развития информационной среды жизненный путь человека, идентичность, жизненное пространство личности представлены теперь не только в реальном, но и виртуальном мире, а также в дополненной реальности. Смешение виртуального и реального пространств не может не сказаться на повседневной жизнедеятельности молодых людей. В данной статье предпринята попытка описания и структурирования элементов жизненных моделей как фрагментов жизненного сценария, транслируемых через сообщества в социальных сетях. Содержательным полем для анализа стала социальная сеть «ВКонтакте» как наиболее популярная и часто используемая с целью передачи интересной и востребованной информации среди российских интернет-пользователей, в частности среди молодежи, онлайн-платформа. Исходным положением проведенного исследования стало предположение о том, что содержание постов социальной сети, описывающих различные сферы жизнедеятельности, может послужить основой для выстраивания элементов жизненных моделей, транслируемых в Интернете. Исследование состояло из нескольких этапов: подготовительного (анкетирование молодежи о предпочитаемом интернет-контенте) и основного (семантический и контент-анализ содержания сообществ социальных сетей). Выборку подготовительного этапа составили 110 респондентов, средний возраст — 22 года (SD=2,8). Выборка основного этапа со- стояла из более чем 200 тыс. постов из 20 наиболее популярных молодежных сообществ социальной сети (со средним числом подписчиков 4 миллиона, с развлекательным и не- тематическим контентом) за последние 2 года. С помощью специальных программных кодов и компьютерных программ были проанализированы посты, посвященные наиболее значимым сферам жизнедеятельности человека. Наиболее популярными словами-маркерами, обозначающими сферы жизнедеятельности в постах, стали: работа, отношения и семья. Данные автоматизированного семантического и контент-анализа показали, что наиболее часто через посты в сообществах демонстрируется модель активного, целеустремленного человека, который готов действовать, гибок, мобилен относительно работы и саморазвития, однако в отношении выстраивания семейных отношений консервативен. Полученные результаты подтверждают предположение о том, что характеристики компонентов жизненных моделей наиболее ярко представлены в постах интернет-сообществ, активно транслируются через них. Результаты исследования могут способствовать изучению основных механизмов трансляции между современниками характеристик поведения в реальной жизни, ценностей и информации через интернет-контент, а также работе практикующих психологов при обращении к профилю в социальных сетях или предпочитаемым сообществам клиентов.
Ключевые слова:
жизненные модели, социальные сети, внутрипоколенная трансмиссия, молодежь, интернет-контент, семантическое пространство
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.