Концепт «Жизнь» в персональных тезаурусах взрослых людей

  • Елена Сапогова Московский педагогический государственный университет, Российская Федерация, 127051, Москва, Малый Сухаревский пер., 6

Аннотация

В рамках разрабатываемого автором экзистенциально-нарративного подхода представлен теоретико-эмпирический анализ одного из уровней персонального тезауруса личности — макротезауруса «Жизнь». В статье приведены результаты изучения персонального тезауруса респондентов трех возрастных групп: молодых взрослых (30– 40 лет), зрелых (45–60 лет) и пожилых (старше 65 лет). В основе исследования лежит авторское положение об иерархическом строении персонального тезауруса, включающего: (1) метауровень, образованный субъективной онтологией; (2) макроуровень, состоящий из  двух смежных макротезаурусов «Я» и  «Жизнь»; (3) миниуровень, состоящий из концептов-экзистенциалов и (4) микроуровень, образованный текущими концептами-квантами, фиксирующими самобытный экзистенциальный опыт человека. В исследовании использована авторская полупроективная методика «Смысловой тезаурус личности», включающая 20 заданий на выбор вербальных, образных, символических ассоциаций с  концептом «Жизнь», на его паремическое и  метафорическое осмысление, на соотнесение собственной модели/стратегии жизни с архетипическими, литературными и  другими моделями, на осевое и  центральное/периферическое размещение содержания концепта «Жизнь» в семантических полях экзистенциальных дихотомий, на конструирование экзистенциальных словарей и т. д. Доказано наличие значимых различий в персональных тезаурусах этого уровня «Жизнь» в разных возрастных группах. В выборке 30–40-летних респондентов макротезаурус «Жизнь» предстает как совокупность следующих центральных единиц: любовь, развитие, движение, сложность. Стратегия жизни формулируется как «лови момент»; значимой единицей является качество жизни. В выборке 45–60-летних респондентов макротезаурус «Жизнь» обобщенно представлен единицами: вера, дом, надежда, семья/дети, движение/активность/деятельность, развитие/саморазвитие, творчество, разнообразие, интерес, дар, осознанность, сложность. В  выборке респондентов старше 65 лет макротезаурус «Жизнь» включает единицы: семья, радость, счастье, любовь, интерес, разнообразие, удивление, долг, ответственность, успехи, деятельность, вера, надежда, свобода, труд/работа, нужность/полезность, достижения, смирение, благодарность, спокойствие, покаяние, смысл, ясность, желание, дети, память, честь, уважение. 

Ключевые слова:

персональный тезаурус, иерархическое строение личностного тезауруса, жизнь, жизненный путь, экзистенциальный опыт, личность, макроконцепт

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1994. С. 161–162.

Дьяков С.И. Психическая самоорганизация человека как субъекта жизни. Семантический принцип // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2018. Т. 23. С. 15‒27.

Ahmed M., Hoang H.H., Karim M. S., Khusro S., Lanzenberger M., Latif K., Michlmayr E., Mustofa K., Nguyen H.T, Rauber A., Schatten A., Tho M.N., Tjoa A.M. ‘SemanticLife’ — A Framework For Managing Information Of a Human Lifetime // Proceedings of 6th International Conference on Information Integration and Web-Based Applications and Services (iiWAS). 2004. 183 [Электронный ресурс] URL: https://docplayer.net/8620250-Semanticlife-a-framework-for-managing-information-of-a-human-lifetime.html (дата обращения: 30.01.2020).

Fitzgibbon A., Reiter E. “Memories for life”. Managing in formation over a human lifetime [Электронный ресурс]. URL: http://www.darpa.mil/ipto/Solicitations/PIP03–30.html8 (дата обращения: 05.01.2020).

Сапогова Е.Е. Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй. СПб.: Алетейя, 2017.

Сапогова Е.Е. Структура личностного тезауруса: экзистенциально-психологический подход // Сибирский психологический журнал. 2019. № 73. С. 40–59.

Сапогова Е.Е. Субъективная онтология и жизненный мир личности // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 1. С. 35–45.

Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.

Мамардашвили М.К. Мысль под запретом (Беседы с А.Эпельбуэн) // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 70–78, № 5. С. 100–115.

Ермолаева М.В. Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 1. С. 112–118.

Бочарникова И.В. Ценностно-смысловое варьирование лингвокультурного концепта «жизнь»: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Волгоград: Изд-во Волгоградск. гос. соц.-пед. ун-та, 2013.

Ипанова О.А. Концепт ЖИЗНЬ в русской языковой картине мира: лингвокультурологический и лексикографический аспекты: автореф. дис. … канд. филол. наук : 10.02.01. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005.

Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 2001. С. 3‒16.

Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004.

Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.

Василевская Е.Ю., Молчанова О.Н. Особенности проживания периода юности: возраст и социально-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9. № 1. C. 52‒60.

Сиврикова Н. В. Проблемы изучения поколений в психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. C. 100–107.

Егорова М.С., Ситникова М.А. Темная триада // Психологические исследования. 2014. Т. 7. № 38. С. 12. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/num/2014v7n38/1071-egorova38 (дата обращения: 04.01.2020).

Шейнов В.П. Ассертивность индивида и его здоровье // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. № 4. C. 256‒270.

Жирина М.В. Социальный инфантилизм: стратегия жизни в информационном обществе // Материалы Всероссийской научной конференции XI Ковалевские чтения (9–11 ноября 2017 г.). СПб.: Скифия-принт, 2017. С. 746‒748.

Ардельянова Я.А., Саидов Б.Ш. Факторы и условия инфантилизации современной молодежи // Теория и практика общественного развития (электронный журнал). 2018. № 4. С. 1–5.

Манукян В.Р., Трошихина Е. Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 77‒85.

Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению // Сибирский психологический журнал. 2008. № 27. С. 37‒41.

Сабельникова Е.В., Хмелева Н.Л. Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 89‒105.

Arnett J.J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. New York: Oxford University Press, 2004.

Skager R. Extending childhood into the teen years: «Infantilization» and its consequences // Reclaiming Children and Youth. 2009. Vol. 18, no. 2. P.18–20.

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 6‒37.

Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Sуnergy Book, 2020.

Raleigh D. Soviet Baby Boomers: An Oral History of Russia’s Cold War Generation. Oxford, New York, Oxford University Press, 2012.

Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Princeton: Princeton University Press, 2006.


References

Toporov V.N. Model of the world. In: Myths of the world. Encyclopedia, vol. 2. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1994, pp. 161–166.

Dyakov S.I. Mental self-organization of a person as a subject of life. The semantic principle. Bulletin of Irkutsk State University. Series “Psychology” , 2018, vol. 23, pp. 15‒27 (In Russian).

Ahmed M., Hoang H.H., Karim M. S., Khusro S., Lanzenberger M., Latif K., Michlmayr E., Mustofa K., Nguyen H.T., Rauber A., Schatten A., Tho M.N., Tjoa A.M. ‘SemanticLife’ — A Framework For Managing Information Of a Human Lifetime. Proceedings of 6th International Conference on Information Integration and Web-Based Applications and Services (iiWAS) . 2004. 183. Available at: https://docplayer. net/8620250-Semanticlife-a-framework-for-managing-information-of-a-human-lifetime.html (accessed: 15.01.2020).

Fitzgibbon A., Reiter E. “Memories for life”. Managing in formation over a human lifetime. Available at: http://www.darpa.mil/ipto/Solicitations/PIP03–30.html8 (accessed: 15.01.2020).

Sapogova E.E. Labyrinths of autobiography: an existential-narrative analysis of personal stories. St. Petersburg, Aletheia Publ., 2017. (In Russian)

Sapogova E.E. The structure of a personal thesaurus: an existential-psychological approach. Siberian Journal of Psychology, 2019, no. 73, pp. 40–59. (In Russian)

Sapogova E.E. Subjective ontology and the personal life world. Cultural-historical psychology, 2019, vol., 15, no. 1, pp. 35–45. (In Russian)

Zinchenko V.P. Mandelstam’s staff and Mamardashvili’s pipe. To the beginnings of organic psychology. Moscow, New School Publ., 1997. (In Russian)

Mamardashvili M.K. Thought banned (Conversations with A.Epelbuen). Questions of Philosophy, 1992, no. 4, pp. 70–78; no. 5, pp. 100–115. (In Russian)

Ermolaeva M.V. The cultural-historical approach to the phenomenon of life experience in old age. Cultural-historical psychology, 2010, vol. 6, no. 1, pp. 112–118. (In Russian)

Bocharnikova I.V. Value-semantic variation of the linguistic and cultural concept “life”: abstract of thesis for the degree of candidate in Philological sciences: 10.02.01. Volgograd, Volgograd State SocialPedagogical University Press, 2013, 24 p. (In Russian)

Ipanova O.A. The concept of LIFE in the Russian linguistic picture of the world: linguistic, cultural and lexicographic aspects: abstract of thesis for the degree of candidate in Philological sciences: 10.02.01. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Press, 2005. (In Russian)

Karasik V.I. On the categories of linguoculturology. In: Language person: problems of communicative activity. Volgograd, Peremena Publ., 2001, pp. 3–16. (In Russian)

Vorkachev S.G. Happiness as a linguistic and cultural concept. Moscow, Gnosis Publ., 2004. (In Russian)

Sapogova E.E. The existential psychology of adulthood. Moscow, Smysl Publ., 2013. (In Russian)

Arutyunova N.D. Language and the world of man. Moscow, Languages of Russian Culture Publ., 1999. (In Russian)

Vasilevskaya E.Yu., Molchanova O.N. Features of living in the youth period: age and socio-historical context. Cultural-historical psychology, 2013, vol. 9, no. 1, pp. 52‒60. (In Russian)

Sivrikova N.V. Problems of the study of generations in psychology. Cultural-historical psychology, 2015, vol. 11, no. 2, pp. 100–107. (In Russian)

Egorova M. S., Sitnikova M.A. The Dark Triad. Psychological research, 2014, vol. 7, no. 38, p. 12. Available at: http://psystudy.ru/num/2014v7n38/1071-egorova38 (accessed: 15.01.2020). (In Russian)

Sheinov V.P. Assertiveness of an individual and his health. Russian Humanitarian Journal, 2014, vol. 3, no. 4, pp. 256–270. (In Russian)

Zhirina M.V. Social infantilism: life strategy in the information society. In: Materials of the AllRussian Scientific Conference. XI Kovalevsky readings (November 9–11, 2017) . St. Petersburg, Scythia-print Publ., 2017, pp. 746–748. (In Russian)

Ardelyanova Ya. A., Saidov B. Sh. Factors and conditions of infantilization of modern youth Theory and practice of social development (electronic journal), 2018, no. 4, pp. 1–5. https://doi.org/10.24158/ tipor.2018.4.6. (In Russian)

Manukyan V.R., Troshikhina E.G. Modern psychological concepts of well-being and personality maturity: areas of similarities and differences. Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 2016, no. 2 (26), pp. 77‒85. (In Russian)

Portnova A.G. Personal maturity: approaches to determination. Siberian Journal of Psychology, 2008, no. 27, pp. 37‒41. (In Russian)

Sabelnikova E.V., Khmeleva N.L. Infantilism: theoretical construct and operationalization. Education and Science, 2016, no. 3 (132), pp. 89‒105. (In Russian)

Arnett J.J. Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. New York, Oxford University Press, 2004.

Skager R. Extending childhood into the teen years: “Infantilization” and its consequences. Reclaiming Children and Youth, 2009, vol. 18, no. 2, pp.18–20.

Vygotsky L. S. Pedology of a teenager. In: Collected works. Moscow, Pedagogika Publ., 1984, vol. 4, pp. 6‒37. (In Russian)

Shamis E., Nikonov E. Generation theory. Extraordinary X. Moscow, Sinergy Book Publ., 2020. (In Russian).

Raleigh D. Soviet Baby Boomers: An Oral History of Russia’s Cold War Generation. Oxford, New York, Oxford University Press, 2012.

Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Princeton, Princeton University Press, 2006.

Опубликован
2020-07-25
Как цитировать
Сапогова, Е. (2020). Концепт «Жизнь» в персональных тезаурусах взрослых людей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 10(2), 98-127. https://doi.org/10.21638/spbu16.2020.201
Раздел
Эмпирические и экспериментальные исследования