Возможности психологической диагностики социального интеллекта в контексте жизненного пути

Авторы

  • Владислав Валерьевич Шевелев Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0002-1027-9602
  • Елена Юрьевна Коржова Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.307

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования субъектных характеристик жизненного пути у лиц с различным уровнем социального интеллекта. В качестве предмета исследования выступили социальный интеллект и субъектные характеристики жизненного пути личности (жизненные ориентации, субъективная картина жизненного пути, стратегии поведения). Выборку составили студенты-заочники РГПУ им. А.И. Герцена в возрасте от 19 до 48 лет (n= 73; μ= 26,18; σ =6,93; муж.— 25, жен. — 48). В качестве методик исследования социального интеллекта использованы различные тесты и опросники, позволяющие измерить степень выраженности различных граней социального интеллекта: «Шкала социального интеллекта Тромсо», (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS; Silvera D.H., Martinusse M., Dahl T.I.), «Тест Гилфорда для диагностики социального интеллекта», «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабунская), авторский опросник «Значимость социального интеллекта для жизненного пути личности» (В.В.Шевелев). Для диагностики субъектных особенностей жизненного пути человека выбраны «Опросник субъект-объектных ориентаций в жизненных ситуациях» (Е.Ю.Коржова), методика «Психологическая автобиография» (Е.Ю.Коржова), методика «Индикатор копинг-стратегий» (в адаптации Д.Амирхана). В статье подробно изучаются психометрические качества используемых в исследовании методик. В частности, были обнаружены неудовлетворительные психометрические свойства в тесте «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» (В.А.Лабунская) и «Тесте Гилфорда для диагностики социального интеллекта». С помощью эксплораторного факторного анализа (ЭФА) была получена трехфакторная структура социального интеллекта. Было показано, что в зависимости от уровня развития социального интеллекта факторы имеют различные взаимосвязи с субъектными характеристиками жизненного пути личности.

Ключевые слова:

социальный интеллект, социальные навыки, жизненный путь, жизненные ориентации, стратегии жизни, субъективная картина жизненного пути

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Лунева О.В. История исследования социального интеллекта (начало) // Знание. Понимание. Умение (ЗПУ). 2008. No 4. С. 177–182.

Лунева О.В. История исследования социального интеллекта (окончание) // Знание. Понимание. Умение (ЗПУ). 2009. No 1. С. 223–229.

Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. С. 176.

Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. 350 с.

Lekshmi S. Development a package for enhancing social intelligence of students at primary level. PhD dissertation. Kottayam: Mahatma Gandhi University, 2012. P. 21–54.

Silvera D.H., Martinussen M., Dahl T.I. The Tromso Social Intelligence, a self-report measure of social intelligence // Scandinavian Journal of Psychology. 2001. No. 42. P. 313–319.

Sternberg R.J. Handbook of intelligence. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. P. 359–379.

Weis S., Süß H.M. Social intelligence — a review and critical discussion of measurement concepts / R. Schulze, R.D.Roberts // An International Handbook of Emotional Intelligence. Göttingen: Hogrefe, 2005. P. 203–230.

Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб.: Институт практической психологии, 2004. 542 c.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Рудыхина О.В., Туманова Е.Н. Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2018. No 187. С. 40–50.

Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций: учеб. пособие. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. 204 с.

Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журн. 1983. Т. 4, No 4. С. 14–29.

Султанова З.В. Проективный подход в библиографическом исследовании личности: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2007. 297 c.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.

Змиевская А.А. Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии // Logos et Praxis. 2015. No 2. С. 116–122.

Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromso для российских школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Серия 12. Вып. 4. С. 5–21.

Шевелев В.В. Психометрическое обоснование опросника «Шкала социального интеллекта Тромсо» (The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS) на выборке городских подростков // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. СПб., 2016. No 16. С. 144–156.

Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика СПб.: Изд во С.-Петерб. ун-та, 2007. 266 с.

Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 701 с.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2012. 392 с.

Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие. М.: Академия, 2007. 224 с.


References

Luneva O.V. History of the study of the Social intelligence (beginning). Knowledge. Understanding. Skill (ZPU) , 2008, no. 4, pp. 177–182. (In Russian)

Luneva O.V. History of the study of the Social intelligence (ending). Knowledge. Understanding. Skill (ZPU) , 2009, no. 1, pp. 223–229. (In Russian)

Social intelligence: theory, measurement, research. Moscow, IP RAN Publ., 2004. 176 p. (In Russian)

Social and Emotional Intelligence: From Process to Measurement. Moscow, IP RAN Publ., 2009. 350 p. (In Russian)

Lekshmi S. Development a package for enhancing social intelligence of students at primary level. PhD dissertation. Kottayam, Mahatma Gandhi University, 2012, pp. 21–54.

Silvera D.H., Martinussen M., Dahl T.I. The Tromso Social Intelligence, a self-report measure of social intelligence. Scandinavian Journal of Psychology, 2001, 42, pp. 313–319.

Handbook of intelligence. Ed. by Sternberg R.J., 2nd ed. Cambridge, Cambridge University Press, 2000, pp. 359–379.

Weis S., Süß H.M. Social intelligence — A review and critical discussion of measurement concepts. Ed. by R. Schulze, R.D.Roberts. An International Handbook of Emotional Intelligence, Göttingen, Hogrefe, 2005, pp. 203–230.

Korjova E.Yu. Psychology of Personality: Typology of theoretical models. St. Petersburg, Institut prakticheskoi psikhologii Publ., 2004. 542 p. (In Russian)

Rubinshtein S.L. The objective reality and the consciousness. The Man and the World. St. Petersburg, Piter Publ., 2003. 512 p. (In Russian)

Korjova E.Iu., Volkova E.N., Rudykhina O.V., Tumanova E.N. Human psychology as a subject of the life activity and the personal’s lifecourse: main results of research. Izvestiia RGPU im. A.I. Gercena, 2018, vol. 187, pp. 40–50. (In Russian)

Korjova E.Iu. Introduction to the psychology of life situations: textbook. St. Petersburg, Society for the Memory of Abbess Taisia Publ., 2015. 204 p. (In Russian)

Abul’khanova-Slavskaia K.A. About the ways to frame a typology of personality. Psikhol. zhurnal, 1983, vol. 4, no. 4, pp. 14–29. (In Russian)

Sultanova Z.V. Projective approach in the bibliographic study of personality. PhD dissertation (Psychology). St. Petersburg, Herzen University Publ., 2007. 297 p. (In Russian)

Golovakha E.I., Kronik A.A. Psychological time of personality. Kiev, Naukova dumka Publ., 1984.209 p. (In Russian)

Zmievskaia A.A. Modern studies of the subjective picture of the life path in Russian psychology. Logos et Praxis, 2015, no. 2, pp. 116–122. (In Russian)

Nasledov A.D., Semenov V.Iu. Modification of The Tromso Social Intelligence Scale for Russian students. Vestnik of Saint Petersburg University, 2015, vol. 12, no. 4, pp. 5–21. (In Russian)

Shevelev V.V. Psychometric substantiation of The Tromso Social Intelligence Scale, TSIS on a sample of urban adolescents. Nauchnoe mnenie: nauchnyi zhurnal. Sankt-Peterburgskii universitetskii konsorcium Publ., 2016, no. 16, pp. 144–156. (In Russian)

Mikhailova E.S. Social intelligence. Concepts, models, diagnostics. SPbU Publ., 2007. 266 p. (In Russian)

Il’in E.P. Psychology of individual differences. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 701 p. (In Russian)

Nasledov A.D. Mathematical methods of psychological research. Data analysis and interpretation. St. Petersburg, Rech’ Publ., 2012. 392 p. (In Russian)

Zvonnikov V.I., Chelyshkova M.B. Modern means of evaluating learning outcomes. Study guide. Moscow, Akademiia Publ., 2007. 224 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.10.2019

Как цитировать

Шевелев, В. В., & Коржова, Е. Ю. (2019). Возможности психологической диагностики социального интеллекта в контексте жизненного пути. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(3), 311–324. https://doi.org/10.21638/spbu16.2019.307

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)