Особенности восприятия и понимания социального взаимодействия при депрессивных расстройствах

Авторы

  • Дарья Артемовна Попова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2019.106

Аннотация

В данной работе приведены результаты исследования, направленного на изучение особенностей восприятия и понимания социального взаимодействия депрессивными больными. Проводилось сравнение когнитивной деятельности лиц с депрессиями (N = 25) и здоровых лиц (N = 28). В экспериментальную группу включались интеллектуально сохранные лица, имеющие депрессивную симптоматику вне психотического состояния. Реципиенты были уравнены по полу и уровню образования. При помощи технологии бесконтактной регистрации движений глаз (Eye Tracking Technology) оценивалась глазодвигательная активность испытуемых при просмотре коротких видеоизображений ситуаций социального взаимодействия. Также оценивались вербальные отчеты испытуемых при воспроизведении смысла просмотренного сюжета. В результате исследования было выявлено, что пациенты с депрессией обнаруживают нарушения понимания межличностного взаимодействия при зрительном восприятии социальных сцен. Это проявляется в осуществлении ими отличных от здоровых схем движений глаз при просмотре видеороликов, а также в неполных и искаженных вербальных отчетах о поведении персонажей в коммуникативных ситуациях. По результатам исследования была построена теоретическая модель социального познания, согласно которой выделены три основных когнитивных процесса, задействованных при восприятии социального взаимодействия: распознание сценариев коммуникативной ситуации, перцептивная координация с участниками взаимодействия, построение прогнозов дальнейшего развития событий. Впервые были обнаружены и описаны психологические механизмы, являющиеся причиной нарушения понимания ситуаций социального взаимодействия у депрессивных лиц. Предполагается, что лица с депрессиями испытывают затруднения в перцептивной координации с участниками взаимодействия, в результате чего не отслеживают существенные элементы коммуникативной ситуации и не строят адекватных прогнозов относительно дальнейших событий. Причины этого еще предстоит прояснить, однако уже на данном этапе выявленные особенности когнитивной деятельности депрессивных больных позволяют разрабатывать новые диагностические инструменты и стратегии психокоррекции.

Ключевые слова:

социальное познание, социальное взаимодействие, теория психического, невербальная коммуникация, депрессия, зрительное восприятие, движения глаз, категоризация

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Пуговкина О. Д. Нарушение социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 80–97.

Hansenne М. Emotional intelligence and personality in major depression: Trait versus state effects // Psychiatry Research. 2007. N 1. P. 63–68.

Segrin C. Social skills deficits associated with depression // Clinical Psychology Review. 2000. N 3. P. 379–403.

Грибкова Ю. М., Пуговкина О. Д. Исследование ментализации у больных депрессией // Мате риалы Всероссийской конференции «Повышение эффективности лечебно-реабилитационной по- мощи психически больным». Москва, 12–14 декабря 2011. С. 305.

Fischer-Kern M., Fonagy P., Kapusta N. [et al.]. Mentalizing in Female Inpatients With Major Depressive Disorder // Journal of Nervous and Mental Disease. 2013, N 3. P. 202–207.

Lee L. T., Harkness K. L., Sabbagh M. A., Jacobson J. A. Mental state decoding abilities in clinical depression // Journal of Affective Disorders. 2005. N 86. P. 247–258.

Сергиенко Е. А., Лебедева Е. И., Прусакова О. А. Модель психического как основа становле- ния понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.

Inoue Y., Tonooka Y., Yamada K., Kanba S. Deficiency of theory of mind in patients with remitted mood disorder // Journal of Affective Disorders. 2004. N 82. P. 403–409.

Wang Y., Wang Y., Chen S., Zhu C., Wang K. Theory of mind disability in major depression with or without psychotic symptoms: A componential view // Psychiatry Research. 2008. N 161. P. 153–161.

Wolkenstein L., Schönenberg M., Schirm E., Hautzinger M. I can see what you feel, but I can’t deal with it: Impaired theory of mind in depression // Journal of Affective Disorders. 2011. N 132. P. 104–111.

Зотов М. В., Андрианова Н. Е., Попова Д. А., Гусева М. С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 4–21.

Clark H. H. Coordinating With Each Other in a Material World. Discourse Studies / Sage Publications. London, Thousand Oaks, CA, 2005. Vol. 7. P. 507–525.

Gergle D., Kraut R. E., Fussel S. R. Action as a Language in a Shared Visual Space // Proceedings of the 2004 ACM conference on Computer supported cooperative work, 2004. P. 487–496.

Tomasello M., Carpenter M. Shared intentionality. Developmental Science. 2007. Vol. 10. N 1. P. 121–125.

Холмогорова А. Б. Природа нарушений социального познания при психической патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 4. С. 10–29.

Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals and understanding: an inquiry into human knowledge structures. Hilsdale, NJ: Erlbaum, 1977. 248 p.

Бахтин М. М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и филосо- фия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000. 640 с.

Dabrowska E., Divijak D. Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin & Boston: De Gruyter Mouton, 2015. P. 232–252.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 526 с.


References

Pugovkina O. D. Narushenie sotsial’nogo poznaniia pri depressii: teoreticheskie podkhody, metody izucheniia i vydelennye defitsity [Social cognition in depression: theoretical approaches and distinguished deficits]. Konsul’tativnaia psikhologiia i psikhoterapiia [Consultation psychology and psychotherapy], 2014, no. 4, pp. 80–97. (In Russian)

Hansenne М. Emotional intelligence and personality in major depression: Trait versus state effects. Psychiatry Research, 2007, no. 1, pp. 63–68.

Segrin C. Social skills deficits associated with depression. Clinical Psychology Review, 2000, no. 3, pp. 379–403.

Gribkova Iu. M., Pugovkina O. D. Issledovanie mentalizatsii u bol’nykh depressiei [Investigation of mentalization in depressive patients]. Materialy Vserossiiskoi konferentsii «Povyshenie effektivnosti lechebnoreabilitatsionnoi pomoshchi psikhicheski bol’nym» [Materials of Russian conference “Upgrading of the medical rehabilitation efficacy for mentally ill people” ]. Moscow, 12–14th December 2011, p. 305. (In Russian)

Fischer-Kern M., Fonagy P., Kapusta N., et al. Mentalizing in Female Inpatients With Major Depressive Disorder. Journal of Nervous and Mental Disease, 2013, no. 3, pp. 202–207.

Lee L. T., Harkness K. L., Sabbagh M. A., Jacobson J. A. Mental state decoding abilities in clinical depression. Journal of Affective Disorders, 2005, no. 86, pp. 247–258.

Sergienko E. A., Lebedeva E. I., Prusakova O. A. Model’ psikhicheskogo kak osnova stanovleniia ponimaniia sebia i drugogo v ontogeneze cheloveka [The Theory of Mind as a background of self and others understanding becoming]. Moscow, Publishing office “The institution of psychology RAS”, 2009, p. 415. (In Russian)

Inoue Y., Tonooka Y., Yamada K., Kanba S. Deficiency of theory of mind in patients with remitted mood disorder. Journal of Affective Disorders, 2004, no. 82, pp. 403–409.

Wang Y., Wang Y., Chen S., Zhu C., Wang K. Theory of mind disability in major depression with or without psychotic symptoms: A componential view. Psychiatry Research, 2008, no. 161, pp. 153–161.

Wolkenstein L., Schönenberg M., Schirm E., Hautzinger M. I can see what you feel, but I can’t deal with it: Impaired theory of mind in depression. Journal of Affective Disorders, 2011, no. 132, pp. 104–111.

Zotov M. V., Andrianova N. E., Popova D. A., Guseva M. S. Videt’ posredstvom chuzhih glaz: vospriatie sotsial’nogo vzaimodeistvia v norme i patologii [Seeing through the eyes of others: social interaction perception in normal and schizophrenia subjects]. Cultural historical psychology, 2015, vol. 11, no. 4, pp. 4–21. (In Russian)

Clark H. H. Coordinating With Each Other in a Material World. Discourse Studies. Sage Publications. London, Thousand Oaks, CA, 2005, vol. 7, pp. 507–525.

Gergle D., Kraut R. E., Fussel S. R. Action as a Language in a Shared Visual Space. Proceedings of the 2004 ACM conference on Computer supported cooperative work, 2004, pp. 487–496.

Tomasello M., Carpenter M. Shared intentionality. Developmental Science, 2007, vol. 10, no. 1, pp. 121–125.

Kholmogorova A. B. Priroda narushenii sotsial’nogo poznaniia pri psikhicheskoi patologii: kak primirit’ «bio» i «sotsio»? [The nature of social cognition disturbances in normal and pathological subjects: how to reconcile biology and sociality?]. Consultation psychology and psychotherapy, 2014, no. 4, pp. 10–29. (In Russian)

Vygotskii L. S. Psikhologiia razvitiia cheloveka [The human development psychology]. Moscow, Publishing house “Smysl”; Eskmo Publ., 2005, 1136 p. (In Russian)

Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals and understanding: an inquiry into human knowledge structures. Hilsdale, NJ, Erlbaum, 1977, 248 p.

Bakhtin M. M. Freidizm. Formal’nyi metod v literaturovedenii. Marksizm i filosofiia iazyka. Stat’i [Formal method in literary studies. Marxism and language philosophy. Articles]. Moscow, Labyrinth Publ., 2000, 640 p. (In Russian)

Dabrowska E., Divijak D. Handbook of Cognitive Linguistics. Berlin & Boston, De Gruyter Mouton, 2015, pp. 232–252.

Piazhe Zh. Rech’ i myshlenie rebenka [The speech and thinking of an infant]. New edition with translation and comments of Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov. Moscow, Pedagogy-Press, 1994, 526 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.03.2019

Как цитировать

Попова, Д. А. (2019). Особенности восприятия и понимания социального взаимодействия при депрессивных расстройствах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(1), 77–91. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2019.106

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования