Эффект отсроченного снижения узнавания знакомого материала как результат сочетания намерения забыть и приема генерирования ассоциаций

Авторы

  • Алена Алексеевна Гофман Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, 1
  • Вероника Валерьевна Нуркова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/%20spbu16.2019.105

Аннотация

В статье подвергается критике сложившаяся в современных исследованиях намеренного забывания ситуация игнорирования специфики мнемического действия и его уровневой структуры (цель и прием). Мы предположили, что нетривиальность задачи на забывание и отсутствие готовых амнезогенных приемов должны вызвать более яркие проявления эффектов целевой детерминации, чем традиционные, изучавшиеся в задачах на запоминание. С учетом полученных нами ранее данных о том, что как позитивные (запомнить), так и негативные (забыть) мнемические цели повышают уровень отсроченного узнавания полностью заученного материала, был разработан и реализован экспериментальный дизайн с варьированием изолированного и совместного предъявления мнемических целей и потенциально амнезогенных приемов в отношении неполно заученного материала. Участникам сначала трижды предъявлялся ряд из 20 стимульных пар вида "реальное слово — псевдослово". Основная манипуляция заключалась в рандомизированной демонстрации реальных слов из пар с инструкциями .Забыть., "Помнить", "Повторять вслух", "Забыть псевдослово, генерируя ассоциации к реальному слову" и тривиальной арифметической задачей. Узнавание корреспондирующих с реальными словами псевдослов производилось дважды — через четыре часа (N = 53) и через два месяца (N = 32) после манипуляции. В результате проведенного эксперимента был, во-первых, реплицирован факт стабильно высокого отсроченного узнавания псевдослов после попытки реализации изолированного намерения помнить или забыть. Во-вторых, было показано, что намерение забыть в сочетании с амнезогенным приемом подбора ассоциаций к реальному слову, наоборот, приводит к ухудшению отсроченного узнавания псевдослов. Таким образом, в исследовании был получен эффект намеренного забывания знакомого, но не заученного полно нового материала, который проявился в форме снижения его отсроченного узнавания без повышения процента ложных тревог. Необходимым условием манифестации данного эффекта являлось объединение в рамках экспериментальной манипуляции цели "Забыть" и приема генерирования ассоциаций. Полученный результат интерпретируется нами как формирование качественно своеобразного механизма регуляции памяти интегрированной структурой "цель — прием".

Ключевые слова:

намеренное забывание, мнемическое действие, мнемическая цель, амнезогенный прием, узнавание

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Bjork R. A., LaBerge D., Legrand R. The modification of short-term memory through instructions to forget // Psychonomic Science. 1968. Vol. 10, N 2. P. 55–56.

Basden B. H., Basden D. R., Gargano G. J. Directed forgetting in implicit and explicit memory tests: A comparison of methods // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition. 1993. Vol. 19. P. 603–616.

MacLeod C. M. Directed forgetting // Intentional forgetting: Interdisciplinary approaches / ed. by J. M. Golding, C. M. MacLeod. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 1–57.

Block R. A. Effects of instructions to forget in short-term memory // Journal of Experimental Psychology. 1971. Vol. 89. P. 1–9.

Elmes D. G., Adams C. A., Roediger H. L. Cued forgetting in short-term memory: Response selection // Journal of Experimental Psychology. 1970. Vol. 86. P. 103–107.

Гофман A. A., Нуркова В. В. Намеренное забывание: современное состояние и перспективы исследований // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 117–128.

Гершкович В. А. Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности: дис. …канд. психол. наук. СПб., 2006. 164 с.

Basden B. H. Directed forgetting: Further comparisons of the item and list methods // Memory. 1996. Vol. 4, N 6. P. 633–654.

Macleod C. M. The item and list methods of directed forgetting: Test differences and the role of demand characteristics // Psychonomic Bulletin & Review. 1999. Vol. 6, N 1. P. 123–129.

Sahakyan L., Foster N. L. Intentional forgetting of actions: Comparison of list-method and itemmethod directed forgetting // Journal of Memory and Language. 2009. Vol. 61, N 1. P. 134–152.

Nichols A. L., Maner J. K. The good-subject effect: Investigating participant demand characteristics // The Journal of general psychology. 2008. Vol. 135. P. 151–166.

Woodward Jr. A. E., Bjork R. A., Jongeward Jr. R. H. Recall and recognition as a function of primary rehearsal // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1973. Vol. 12, N 6. P. 608–617.

Bjork R. Theoretical implications of directed forgetting // Coding processes in human memory / ed. by A. W. Melton, W. Martin.Washington, DC: V. H. Winston & Sons, Inc, 1972. P. 217–235.

Golding J. M., Gottlob L. R. Recall order determines the magnitude of directed forgetting in the within-participants list method // Memory & Cognition. 2005. Vol. 33. P. 588–594.

Sahakyan L., Kelley C. M. A contextual change account of the directed forgetting effect // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 2002. Vol. 28, N 6. P. 1064–1072.

Гершкович В. А. Эксплицитное игнорирование в мнемической деятельности // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 51–59.

Dulaney C. L., Marks W., Link K. E. Aging and directed forgetting: Pre-cue encoding and post-cue rehearsal effects // Experimental Aging Research. 2004. Vol. 30. P. 95–112.

Величковский Б. Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2, № 3. C. 78–91.

Tulving E., Thomson D. M. Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory // Psychological Review. 1973. Vol. 80, N 5. P. 352–373.

Gardiner J. M., Gawlik B., Richardson-Klavehn A. Maintenance rehearsal affects knowing, not remembering; elaborative rehearsal affects remembering, not knowing // Psychonomic Bulletin & Review. 1994. Vol. 1, N 1. P. 107–110.

Levy B. J., Anderson M. C. Individual differences in the suppression of unwanted memories: the executive deficit hypothesis // Acta psychological. 2008. Vol. 127, N 3. P. 623–635.

Anderson M. C., Reinholz J., Kuhl B. A., Mayr U. Intentional suppression of unwanted memories grows more difficult as we age // Psychology & Aging. 2011. Vol. 26. P. 397–405.

Failing to Forget Inhibitory-Control Deficits Compromise Memory Suppression in Posttraumatic Stress Disorder / Catarino A., Küpper C. S., Werner-Seidler A., Dalgleish T., Anderson M. C. // Psychological science. 2015. Vol. 26, N. 5. P. 604–616.

Lee Y. S. Cognitive load hypothesis of item-method directed forgetting // Quarterly journal of experimental psychology. 2012. Vol. 65, N 6. P. 1110–1122.

Benoit R. G., Anderson M. C. Opposing mechanisms support the voluntary forgetting of unwanted memories // Neuron. 2012. Vol. 76. P. 450–460.

Нуркова В. В., Гофман А. А. vЗабывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля // Национальный психологический журнал. 2016а. № 3 (23). С. 64–71.

Нуркова В. В., Гофман А. А. Забывание: Проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Часть 2 // Национальный психологический журнал. 2016б. № 4 (24). С. 3‒13.

Рубинштейн С. Л. Основы психологии. М.: Учпедгиз, 1935. 496 с.

Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1 (3). С. 97–102.

Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1953. № 4. С. 33–39.

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 562 с.

Нуркова В. В. Эффект зависимости феноменологических характеристик мнемического образа от мотивационно-смысловой динамики деятельности // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 60–68.

Nourkova V. V. Current Motivational State May Change the Phenomenology of Recollection Automatically. A New Effect of Activity on Reported Vividness and Confidence // Journal of Russian and East European Psychology. 2011. Vol. 49, N 3. P. 40–54.

Challis B. H., Velichkovsky B. M., Craik F. I. Levels-of-processing effects on a variety of memory tasks:New findings and theoretical implications // Consciousness and cognition. 1996. Vol. 5, N 1/2. P. 142–164.

Nourkova V. V., Gofman A. A., Kozlov M. D. On the Very-long-term Effect of Managing One’s Own Memory: the Intention to Forget Improves Recognition at a Year’s Delay // Europe’s Journal of Psychology. 2018. Vol. 14, N 4. P. 776–791.

Intending to forget is not easy: Behavioral and electrophysiological evidence / Gao H., Cao B.,

Zhang Q., Qi M., Li F., Li H. // International Journal of Psychophysiology. 2016. Vol. 104. P. 1–9.

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abh.ngigkeit von der Verteilung der Wiederholungen // Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane. 1897. Vol. 16. P. 436–472.

A memory retrieval-extinction procedure to prevent drug craving and relapse / Xue Y. X., Luo Y. X., Wu P. [et al.] // Science. 2012. Vol. 336. P. 241–245.

Meir Drexler S., Wolf O. T. Behavioral disruption of memory reconsolidation: From bench to bedside and back again // Behavioral neuroscience. 2018. Vol. 132. N 1. P. 13–22.

Eichenbaum H., Cohen N. J. From conditioning to conscious recollection: memory systems of the brain. New York: Oxford University Press, 2001. 583 p.

Аллахвердов В. М., Воскресенская Е. Ю., Науменко О. В. Сознание и когнитивное бессознательное // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 2. С. 10–19.

Ерёменко В. Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления // Вопросы психологии. 2006. № 6. C. 64–73.

Wheeler M. A., Ewers M., Buonanno J. Different rates of forgetting following study versus test trials // Memory. 2003. Vol. 11. P. 571–580.

Roediger H. L. III, Karpicke J. D. Test-enhanced learning: Taking memory tests improves long-term retention // Psychological Science. 2006. Vol. 17. P. 249–255.

Roediger H. L. III, Nestojko J. F. The relative benefits of studying and testing on long-term retention // Cognitive modeling in perception and memory: A festschrift for Richard M. Shiffrin / ed. by J. G. W. Raaijmakers, A. H. Criss, R. L. Goldstone, R. M. Nosofsky, M. Steyvers. New York: Psychology Press, 2015. P. 99–111.

Roediger H. L. III, Gallo D. A., Geraci L. Processing approaches to cognition: The impetus from the levels-of-processing framework // Memory. 2002. Vol. 10. P. 319–332.


References

Bjork R. A., LaBerge D., Legrand R. The modification of short-term memory through instructions to forget. Psychonomic Science, 1968, vol. 10, no. 2, pp. 55–56.

Basden B. H., Basden D. R., Gargano G. J. Directed forgetting in implicit and explicit memory tests: A comparison of methods. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, & Cognition, 1993, vol. 19, pp. 603–616.

MacLeod C. M. Directed forgetting. Intentional forgetting: Interdisciplinary approaches. Ed. by J. M. Golding, C. M. MacLeod. Mahwah, Lawrence Erlbaum, 1998, pp. 1–57.

Block R. A. Effects of instructions to forget in short-term memory. Journal of Experimental Psychology, 1971, vol. 89, pp. 1–9.

Elmes D. G., Adams C. A., Roediger H. L. Cued forgetting in short-term memory: Response selection. Journal of Experimental Psychology, 1970, vol. 86, pp. 103–107.

Gofman A. A., Nourkova V. V. Namerennoe zabyvanie: sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovanii [Intentional Forgetting: Current Status and Future Prospects of Research]. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2018, no. 11 (3), pp. 117–128. (In Russian)

Gershkovich V. A. Celenapravlennoe ignorirovanie v mnemicheskoj deyatel’nosti [Intentional ignoring in mnemonic activity: Thesis of PhD Diss. ]. St. Petersburg, 2006, 164 p. (In Russian)

Basden B. H. Directed forgetting: Further comparisons of the item and list methods. Memory, 1996, vol. 4, no. 6, pp. 633–654.

Macleod C. M. The item and list methods of directed forgetting: Test differences and the role of

demand characteristics. Psychonomic Bulletin & Review, 1999, vol. 6, no. 1, pp. 123–129.

Sahakyan L., Foster N. L. Intentional forgetting of actions: Comparison of list-method and itemmethod

directed forgetting. Journal of Memory and Language, 2009, vol. 61, no. 1, pp. 134–152.

Nichols A. L., Maner J. K. The good-subject effect: Investigating participant demand characteristics. The Journal of general psychology, 2008, vol. 135, pp. 151–166.

Woodward Jr. A. E., Bjork R. A., Jongeward Jr. R. H. Recall and recognition as a function of primary rehearsal. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 1973, vol. 12, no. 6. pp. 608–617.

Bjork R. Theoretical implications of directed forgetting. Coding processes in human memory. Ed. by A. W. Melton, W. Martin. Washington, DC, V. H. Winston & Sons, Inc, 1972, pp. 217–235.

Golding J. M., Gottlob L. R. Recall order determines the magnitude of directed forgetting in the within-participants list method. Memory & Cognition, 2005, vol. 33, pp. 588–594.

Sahakyan L., Kelley C. M. A contextual change account of the directed forgetting effect. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 2002, vol. 28, no. 6, pp. 1064–1072.

Gershkovich V. A. Eksplitsitnoe ignorirovanie v mnemicheskoi deyatel’nosti [Explicit Omission in Mnemonic Activity]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 2009. no. 2, pp. 51–59. (In Russian)

Dulaney C. L., Marks W., Link K. E. Aging and directed forgetting: Pre-cue encoding and post-cue rehearsal effects. Experimental Aging Research, 2004, vol. 30, pp. 95–112.

Velichkovskii B. B. Vozmozhnosti kognitivnoi trenirovki kak metoda korrektsii vozrastnykh narushenii kognitivnogo kontrolya [Performance capabilities of cognitive training as a method of correcting age-related decline in cognitive control]. Eksperimental’naya psikhologiya [Experimental psychology (Russia) ], 2009, vol. 2, no. 3, pp. 78–91. (In Russian)

Tulving E., Thomson D. M. Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory. Psychological Review, 1973, vol. 80, no. 5, pp. 352–373.

Gardiner J. M., Gawlik B., Richardson-Klavehn A. Maintenance rehearsal affects knowing, not remembering; elaborative rehearsal affects remembering, not knowing. Psychonomic Bulletin & Review, 1994, vol. 1, no. 1, pp. 107–110.

Levy B. J., Anderson M. C. Individual differences in the suppression of unwanted memories: the executive deficit hypothesis. Acta psychological, 2008, vol. 127, no. 3, pp. 623–635.

Anderson M. C., Reinholz J., Kuhl B. A., Mayr U. Intentional suppression of unwanted memories grows more difficult as we age. Psychology & Aging, 2011, vol. 26, pp. 397–405.

Failing to Forget Inhibitory-Control Deficits Compromise Memory Suppression in Posttraumatic Stress Disorder. Catarino A., Küpper C. S., Werner-Seidler A., Dalgleish T., Anderson M. C. Psychological science, 2015, vol. 26, no. 5. pp. 604–616.

Lee Y. S. Cognitive load hypothesis of item-method directed forgetting. Quarterly journal of experimental psychology, 2012, vol. 65, no. 6, pp. 1110–1122.

Benoit R. G., Anderson M. C. Opposing mechanisms support the voluntary forgetting of unwanted memories. Neuron, 2012, vol. 76, pp. 450–460.

Nourkova V. V., Gofman A. A. Zabyvanie: problema nalichiya sleda pamyati, ego dostupnosti i namerennogo kontrolya [Forgetting: availability, accessibility, and intentional control problem]. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2016a, no. 3 (23), pp. 64–71. (In Russian)

Nourkova V. V., Gofman A. A. Zabyvanie: Problema nalichiya sleda pamyati, ego dostupnosti i namerennogo kontrolya [Forgetting: availability, accessibility, and intentional control problem]. Part 2. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2016b, no. 4 (24), pp. 3‒13. (In Russian)

Rubinshtein S. L. Osnovy psikhologii [Principles of Psychology]. Moscow, 1935, 496 p. (In Russian)

Ivannikov V. A. Volya [Volition]. Natsional’nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2010, no. 1 (3), pp. 97–102. (In Russian)

Istomina Z. M. K voprosu o razvitii proizvol’noi pamyati u detei doshkol’nogo vozrasta [On a question about development of preschool children’s voluntary memory]. Doshkol’noe vospitanie [Preschool education], 1953, no. 4, pp. 33–39. (In Russian)

Zinchenko P. I. Neproizvol’noe zapominanie [Involuntary memory]. Moscow, APN RSFSR, 1961, 562 p. (In Russian)

Nourkova V. V. Effekt zavisimosti fenomenologicheskikh kharakteristik mnemicheskogo obraza ot motivatsionno-smyslovoi dinamiki deyatel’nosti [The Dependence of Phenomenological Characteristics of Mnemonic Image from the Motivational-Semantic Dynamics of Activity]. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 2009, no. 2, pp. 60–68. (In Russian)

Nourkova V. V. Current Motivational State May Change the Phenomenology of Recollection Automatically. A New Effect of Activity on Reported Vividness and Confidence. Journal of Russian and East European Psychology, 2011, vol. 49, no. 3, pp. 40–54.

Challis B. H., Velichkovsky B. M., Craik F. I. Levels-of-processing effects on a variety of memory tasks: New findings and theoretical implications. Consciousness and cognition, 1996, vol. 5, no. 1/2, pp. 142–164.

Nourkova V. V., Gofman A. A., Kozlov M. D. On the Very-long-term Effect of Managing One’s Own Memory: the Intention to Forget Improves Recognition at a Year’s Delay. Europe’s Journal of Psychology, 2018, vol. 14, no. 4, pp. 776–791.

Intending to forget is not easy: Behavioral and electrophysiological evidence. Gao H., Cao B., Zhang Q., Qi M., Li F., Li H. International Journal of Psychophysiology, 2016, vol. 104, pp. 1–9.

Jost A. Die Assoziationsfestigkeit in ihrer Abh.ngigkeit von der Verteilung der Wiederholungen. Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane, 1897, vol. 16, pp. 436–472.

A memory retrieval-extinction procedure to prevent drug craving and relapse. Xue Y. X., Luo Y. X., Wu P., et al. Science, 2012, vol. 336, pp. 241–245.

Meir Drexler S., Wolf O. T. Behavioral disruption of memory reconsolidation: From bench to bedside and back again. Behavioral neuroscience, 2018, vol. 132, no. 1, pp. 13–22.

Eichenbaum H., Cohen N. J. From conditioning to conscious recollection: memory systems of the brain. New York, Oxford University Press, 2001, 583 p.

Allakhverdov V. M., Voskresenskaya E. Yu., Naumenko O. V. Soznanie i kognitivnoe bessoznatel’noe [Consciousness and the Cognitive Unconscious]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 12. Psychology and Education, 2008, issue 2, pp. 10–19. (In Russian)

Eremenko V. Vospominanie i znanie kak funktsional’no nezavisimye mnemicheskie yavleniya [Remembering and knowing as functionally independent mnemonic phenomena]. Voprosy psikhologii, 2006, no. 6, pp. 64–73. (In Russian)

Wheeler M. A., Ewers M., Buonanno J. Different rates of forgetting following study versus test trials. Memory, 2003, vol. 11, pp. 571–580.

Roediger H. L. III, Karpicke J. D. Test-enhanced learning: Taking memory tests improves longterm retention. Psychological Science, 2006, vol. 17, pp. 249–255.

Roediger H. L. III, Nestojko J. F. The relative benefits of studying and testing on long-term retention. Cognitive modeling in perception and memory: A festschrift for Richard M. Shiffrin. Ed. by J. G. W. Raaijmakers, A. H. Criss, R. L. Goldstone, R. M. Nosofsky, M. Steyvers. New York, Psychology Press, 2015, pp. 99–111.

Roediger H. L. III, Gallo D. A., Geraci L. Processing approaches to cognition: The impetus from the levels-of-processing framework. Memory, 2002, vol. 10, pp. 319–332.

Загрузки

Опубликован

07.03.2019

Как цитировать

Гофман, А. А., & Нуркова, В. В. (2019). Эффект отсроченного снижения узнавания знакомого материала как результат сочетания намерения забыть и приема генерирования ассоциаций. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 9(1), 57–76. https://doi.org/10.21638/11701/ spbu16.2019.105

Выпуск

Раздел

Эмпирические и экспериментальные исследования