Музыкальное воздействие в практике коррекционной психологии: эмоциональный аспект

Авторы

  • Светлана Тимофеевна Посохова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9
  • Маргарита Хаджумаровна Изотова Институт специальной педагогики и психологии, Российская Федерация, 194356, Санкт-Петербург, Большая Озерная ул., 92

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.407

Аннотация

Раскрыта способность подростков с  легкой степенью умственной отсталости воспринимать, дифференцировать и графически выражать эмоциональное содержание разных музыкальных произведений. Для прослушивания в небольших группах предлагались музыкальные отрывки, объективизирующие эмоции радости, гнева, печали и спокойствия. Подростки с легкой степенью умственной отсталости уступают сверстникам с сохранным интеллектом в точности определения эмоций, особенно гнева и  спокойствия. Контент-анализ свободных рисунков, выполненных при прослушивании музыкальных отрывков, показал содержательную и цветовую близость графических образов эмоций подростков с разным уровнем интеллектуального развития. Также обнаружена одинаковая направленность изменений общей работоспособности подростков обеих групп при прослушивании музыкальных отрывок медленного и быстрого темпа. Полученные результаты позволяют предполагать, что подростки с легкой степенью умственной отсталости способны воспринимать эмоциональное содержание музыки. Подтверждена целесообразность использования музыкотерапии в решении проблем коррекционной психологии.

Ключевые слова:

эмоции, умственная отсталость, музыкальное воздействие, восприятие музыки, эмоциональное содержание музыки

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Дмитриева Т.Б. Оценка психического здоровья населения как вклад в демографическую политику России // Уральский медицинский журнал. 2008. Т. 43, № 3. С. 4–7.

Буторин Г.Г., Буторина Н.Е. Специализированная помощь лицам с умственной отсталостью: перспективы и проблемы развития // Развитие биопсихосоциального подхода в сфере охраны психического здоровья. Томск: [б/и], 2005. Вып. 1. С. 26–30.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.

Трубина Е.Н. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью // Специальное образование. 2011. № 3. С. 84–91.

Nordoff P. Music therapy in special education. New Haven: Barcelona-Publishers, 1983. 199 p.

Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия детей с аутизмом. М.: Теревинф, 2004. 206 с.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001. 246 с.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 175 с.

Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990. 318 c.

Gunby P. Music therapy a growing building // J.Аmer. Med. Assoc. 1981. Vol. 245, N 18. P. 1807.

Watson T. Music therapy with adults with learning disabilities. New York: Routledge, 2007. 164 p.

Myskja A., Lindbaek M. Examples the use of music in clinical medicine // Tidsskr Nor Laegeforen. 2000. Vol. 120, N 10. P. 1186–1190.

Walker J.B. The use music as an assistance in development functional speech in the institutionalised mentally retarded // Journ. Music. Ther. 2000. Vol. 9. P. 1–12.

Большунова Л.Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: автореф. дис. … канд. псих. наук. Новосибирск, 2000. 19 с.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256 с.

Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. рук-во. СПб.: Речь, 2001. 112 с.

Аллан Дж. Ландшафт детской души. М.: ПЕР СЭ, 2006. 320 с.

References

Dmitrieva T.B. Otsenka psikhicheskogo zdorov’ia naseleniia kak vklad v demograficheskuiu politiku Rossii [Evaluation of the mental health of the population as a contribution to the demographic policy of Russia]. Ural’skii meditsinskii zhurnal [Ural Medical Journal], 2008, vol. 43, no. 3, pp. 4–7. (In Russian)

Butorin G.G., Butorina N.E. Spetsializirovannaia pomoshch’ litsam s umstvennoi otstalost’iu: perspektivy i problemy razvitiia [Specialized assistance to persons with mental retardation: perspectives and problems of development]. Razvitie biopsikhosotsial’nogo podkhoda v sfere okhrany psikhicheskogo zdorov’ia [Development of the biopsychosocial approach in the field of mental health]. Tomsk, [b/i], 2005, issue 1, pp. 26–30. (In Russian)

Mamaichuk I.I. Psikhokorrektsionnye tekhnologii dlia detei s problemami v razvitii [Psychocorrectional technologies for children with developmental problems]. St. Petersburg, Rech Publ., 2006. 400 p. (In Russian)

Trubina E.N. Osobennosti vospriiatiia muzyki mladshimi shkol’nikami s umstvennoi otstalost’iu [Peculiarities of perception of music by younger schoolchildren with mental retardation]. Spetsial’noe obrazovanie [Special education], 2011, no. 3, pp. 84–91. (In Russian)

Nordoff P. Music therapy in special education. New Haven, Barcelona-Publishers, 1983. 199 p.

Alvin D., Uorik E. Muzykal’naia terapiia detei s autizmom [Music therapy of children with autism]. Moscow, Terevinf Publ., 2004. 206 p.

Medvedeva E.A., Levchenko I.Iu., Komissarova L.N., Dobrovol’skaia T.A. Artpedagogika i artterapiia v spetsial’nom obrazovanii [Art pedagogy and art therapy in special education]. Moscow, Publishing Center “Academy”, 2001, 246 p. (In Russian)

Petrushin V.I. Muzykal’naia psikhoterapiia: teoriia i praktika: Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Music Psychotherapy: Theory and Practice: Manual for stud. ]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 175 p. (In Russian)

Smirnov M.A. Emotsional’nyi mir muzyki. Moscow, Muzyka, 1990. 318 p. 10. Gunby P. Music therapy a growing building. J.Amer. Med. Assoc. , 1981, vol. 245, no. 18, p. 1807.

Watson T. Music therapy with adults with learning disabilities. New York, Routledge Publ., 2007. 164 p.

Myskja A., Lindbaek M. Examples the use of music in clinical medicine. Tidsskr Nor Laegeforen, 2000, vol. 120, no. 10, pp. 1186–1190.

Walker J.B. The use music as an assistance in development functional speech in the institutionalised mentally retarded. Journ. Music. Ther. , 2000, vol. 9, pp. 1–12.

Bol’shunova L.N. Vliianie muzykal’nykh sredstv na razvitie empatii lichnosti. Authoref. diss. … kand. psikh. nauk [The influence of musical means on the development of personality empathy. Thesis of PhD]. Novosibirsk, 2000. 19 p. (In Russian)

Romanova E. S., Potemkina O.F. Graficheskie metody v psikhologicheskoi diagnostike [Graphical methods in psychological diagnostics]. Moscow, Didact, 1992, 256 p.

Sobchik L.N. Metod tsvetovykh vyborov. Modifitsirovannyi tsvetovoi test Liushera: Metod. ruk-vo [Method of color choices. Lusher’s modified color test. Methodical guidance]. St. Petersburg, Rech Publ., 2001. 112 p. (In Russian)

Allan Dzh. Landshaft detskoi dushi [The landscape of the children’s soul]. Moscow, Per SE, 2006, 320 p. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

18.01.2018

Как цитировать

Посохова, С. Т., & Изотова, М. Х. (2018). Музыкальное воздействие в практике коррекционной психологии: эмоциональный аспект. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 7(4), 395–408. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.407

Выпуск

Раздел

Коррекционная психология